Логотип Ломоносовской школы-пансион Поступить

Диагностика готовности ребенка к школе, тест к первому классу

Просмотров: 9551

Первоклашки надели книги на головы

Старший дошкольный возраст не только период активного развития познавательной и интеллектуальной, личностной и эмоциональной сферы. Это и время подготовки к школе. В первом классе ждут детей, умеющих не только считать и писать, но и обобщать, мысленно проигрывать разные варианты решений, прикладывать эмоционально-волевые усилия и концентрировать внимание. Перед тем, как отправить ребенка в школу, важно определить, насколько он готов к ней. Входная диагностика поможет понять, пора ли становиться первоклассником или можно подождать с обучением ещё год.

Поговорим о комплексном психологическом и педагогическом тестировании. Расскажем о приемах и методиках, позволяющих определить готовность к учебе и школьную зрелость, выявить проблемы и справиться с ними на начальном этапе образования.

Когда надо определять готовность ребенка к школе

Готов ли ваш ребенок к школе обязательно проверяют в подготовительной группе детского сада. Тесты проводят педагоги и психологи в рамках диагностики и мониторинга. Это нужно, чтоб получить полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей перед поступлением в первый класс и сделать профессиональное заключение.

Если ребенок не посещал детский сад, родителям надо оценить готовность к обучению своими силами. Это необходимо, если:

  • будущему первокласснику шесть или восемь лет — вы хотите отправить его учиться слишком рано или, наоборот, поздно;
  • у дошкольника были психологические проблемы или задержка в развитии речи, внимания, памяти — только всесторонняя развитость позволяет легко усваивать материал;
  • вы хотите проверить, нужна ли дополнительная подготовка перед поступлением в школу — возможно надо лучше сформировать какие-либо навыки.

В зависимости от результатов психолого-педагогического тестирования и проверки интеллектуальной сферы можно составить развивающую программу и сделать упор на какие-либо процессы: например на развитие мышления, воображения или мотивации и эффективнее взаимодействовать с первоклашкой при воспитании и обучении.

Что оценивают при тестировании первоклассников

Ошибочно считать, что при диагностике проверяют умение детей писать, читать и считать. Этому научат в начальных классах. Более того, в младшем звене есть педагоги, которые предпочитают самостоятельно объяснять вчерашним дошкольникам, как держать ручку.

Входное тестирование перед поступлением в школу проводят для того, чтобы оценить психологическую, интеллектуальную, речевую и социально-коммуникативную готовность к первому классу. Проверка основана на наблюдениях и ответах на вопросы. Главное правило — не подсказывать, даже если будущий первоклассник что-то делает или отвечает неправильно. Цель теста — проверить, как он самостоятельно справится с заданием.

Как провести диагностику психологической готовности

Под психологической готовностью понимают определенный уровень эмоциональной, мотивационной и волевой зрелости первоклассника. Если разобрать каждую составляющую отдельно, то:

  • Эмоциональная зрелость — способность ориентироваться в своих переживаниях, анализировать свои действия и регулировать состояние. Она говорит о том, что в будущем ученик может адекватно реагировать на успехи и неудачи, оценивать свои возможности и легко переключаться на другие действия.
  • Волевая зрелость — умение подчиняться правилам и длительное время выполнять даже не очень интересные задания. Это значит, что ребенок готов к школьным условиям — может слушать учителя на уроке, сосредоточиться и сконцентрироваться, решать устные задачи.
  • Мотивационная зрелость — желание получать знания в разных областях. У будущего первоклассника развиты познавательный, учебный и социальный интерес, который становится мотивом для умственной деятельности и успешного обучения в классе среди сверстников.


Готовность детей к школе проверяют с помощью ориентировочных тестов на зрелость. Психологи часто используют методику Керна-Йерасека, которая содержит три задания. Дошкольнику надо нарисовать мужчину, скопировать фразу из письменных букв и срисовать несколько точек, сложенных в определенную фигуру.

Результаты позволяют оценить ребенка с точки зрения общего психического развития: насколько он готов к школе, способен концентрироваться, подражать образцу. Например, если он не может высидеть выполнение трех заданий, значит волевая сфера развита недостаточно. Надо тренировать усидчивость и умение сосредотачиваться.

Для проверки мотивации используют стандартные беседы. Во время тестирования будущему школьнику психолог задает вопросы, ответы на которые помогают выявить отношение к поступлению в первый класс и к обучению.

Вопросы психолога

Существует три основных компонента интеллектуальной готовности к школе.Если первоклассник набирает от 9 баллов, он ориентирован на обучение. Результат от 5 до 8 баллов говорит о том, что ему интересна не учеба, а внешняя школьная атрибутика. Итог до 4 баллов означает, что мотивации нет: учебный процесс не привлекает. Возможно, надо отложить поступление на год.

С помощью каких тестов проверить интеллектуальную готовность

Школьное обучение рассчитано на определенный интеллектуальный уровень. Чтобы первоклассник справлялся с нагрузкой, его познавательная активность и умственное развитие должны достигнуть нужной ступени.

Развитые познавательные процессы

Это восприятие и внимание, мышление и память, воображение: то, что помогает дошкольнику ориентироваться в окружающем мире и регулирует его самостоятельную деятельность.


Восприятие

Восприятие позволяет выделять главное из общего. Готовый к учебе ребенок умеет воспринимать информацию на слух: слышать в потоке речи учителя то, что необходимо для решения задач. Он хорошо воспринимает и визуальную информацию. Например, повторяет за учителем буквы, когда учится писать.

Когда психологи во время диагностики просят повторить рисунок или объяснить, что значит каждое из похожих по звучанию слов, например плот-пруд, маг-мак, они проверяют восприятие.


Мышление

Первоклассник с развитым мышлением умеет проводить мысленный анализ, сравнивать и обобщать. Школьники даже младшего возраста получают большую нагрузку из-за особенностей современных образовательных программ. Они должны уметь выявлять в разных объектах и явлениях одинаковые свойства и связи, находить зависимости и закономерности. В начальных классах это нужно в математике, окружающем мире, чтении.
Для проверки мышления в процессе психологической диагностики ребенка просят найти лишний предмет на картинке, выявить общую особенность или отнести объекты к одному классу. Еще один показатель мышления — вопросы, которые задает дошкольник. При хорошем уровне развития дети спрашивают не только о том, что это за предмет или явление, но и о их назначении, причинах, последствиях.


Память

Школьнику нужна как оперативная, так и долгосрочная память. Кроме того, она должны быть целенаправленной. Если вчерашний малыш запоминал только то, что ему интересно, то первоклассник уже ставит перед собой задачи: материал надо запомнить, он пригодится при дальнейшем обучении.

Для тестирования зрительной памяти можно использовать наборы из десяти карточек. Картинки показывают по одной и выкладывают в ряд перед ребенком. После того, как выложена последняя, ждут несколько секунд и убирают карточки. Дошкольник должен назвать предметы: чем больше, тем лучше.

Аналогично проверяют и вербальную память. В этом случае психолог медленно произносит десять слов. Цель первоклассника — повторить их.


Внимание

Внимание позволяет сосредотачиваться на задании, даже если оно неинтересно. Его дефицит мешает обучению уже в первом классе. Ребенок не готов долго слушать учителя, придерживаться правил на уроках, следовать инструкциям. Школьник начинает отставать, к концу года не справляется с заданиями, теряет интерес к учебе.

При хорошо развитом внимании дети могут сосредоточенно работать в течение 20 минут, точно копировать узор, держать в поле зрения от десяти объектов. Для психолого-педагогической диагностики используют тесты с заданиями , предполагающими поиск отличий и перестановок предметов. Можно применять и метод Пьерона-Рузера.

метод Пьерона-Рузер

По сигналу психолога ребенок начинает расставлять знаки в фигуры так, как показано на примере. На тест отводят 60 секунд.

Если дошкольник заполнил все фигуры, то у него повышенная способность сосредотачиваться. При выполнении задания на 90%, уровень концентрации высокий. Когда заполнено 80-90% фигур, можно говорить о среднем развитии внимания, а при 65-80 о низком.

Какие есть методики для оценки речевой готовности к школе

Речевое развитие — основное направление подготовки дошкольника к поступлению в первый класс. Его можно рассматривать и как компонент интеллектуальной готовности.

Хороша речевая подготовка подразумевает, что школьник знает около 3500-4000 слов. Однако важен не только словарный запас, но и связность речи, а также глубина знаний по теме. Это значит, что ребенок способен назвать несколько видов овощей, говоря об огороде, или предметов одежды.

Речевую готовность первоклассника определяют несколько компонентов:

  • Четкое и внятное произношение звуков, в том числе при изменении интонации, темпа и громкости. Это важно, так как школьники читают вслух, отвечают на вопросы. Кроме того, из-за фонетических дефектов дети пропускают и заменяют буквы при письме.
  • Умение слушать. Чтобы уже в начальной школе не было проблем, первоклашки должны понимать услышанное. Педагоги дают много информации, заданий и инструкций в устной форме.
  • Начальные навыки звукобуквенного анализа. Дошкольник должен уметь находить звуки в слове, выделять их в начале и конце, называть по порядку. При хорошей подготовке он уже перед школой может читать по слогам и составлять из них слова.
  • Умение подбирать характеристики для предметов и действий на детском уровне. Например, собака — лает, охраняет дом и кусает, кошка — мяукает и полосатая, солнце — греет и желтое.
  • Способность изменять слова и образовывать их. Это значит, что школьник использует слова в нужном падеже и роде, может подбирать однокоренные прилагательные к существительному: лето — летний, уменьшительно-ласкательные формы.
  • Наличие связной речи. Во время психолого-педагогической проверки дети должны поддерживать разговор, развернуто описывать предметы, логично и последовательно рассказывать о событии по заданию психолога.

Для проверки речевой готовности есть много тестов. Например, можно поиграть с дошкольником в «Звуковые прятки». Психолог договаривается с ребенком, какой звук надо искать, а затем произносит различные слова. Звук должен быть ударным.

Тест Звуковые прятки

Если у будущего школьника нет ошибок, то уровень фонематического слуха высокий. Одна ошибка в тесте говорит о среднем уровне, две и более — о низком.

Для комплексной проверки словарного запаса, грамматического строя, связности речи подойдет метод рассказа по картинкам. В начале теста психолог дает школьнику несколько картинок, объединенных одним сюжетом. Первое, что он должен сделать — расположить их в правильной последовательности. Затем ему надо составить по ним развернутый рассказ с элементами монологической речи и ответами на вопросы.

Какие методики используют для проверки социально-коммуникативной готовности

Психологическая диагностика нужна и чтобы понять, насколько завтрашний школьник готов к обучению в социально-коммуникативном и бытовом плане.

В первом классе дети поднимаются на новую социальную ступеньку. Вместе с этим у них появляются новые права, обязанности и положение среди окружающих. Они должны уметь коммуницировать: выстраивать взаимоотношения в коллективе, работать в команде, общаться со взрослыми. При личностной готовности к социальной позиции школьника ребята умеют управлять своим поведением, устанавливать контакты со сверстниками и старшими.

Дети должны быть готовы к школьной жизни в бытовом плане. Им необходимы навыки самообслуживания, чтобы переодеться в холле и перед физкультурой, поесть в столовой и отнести грязную посуду, собрать портфель после уроков. Они должны уметь отвечать на вопросы, касающиеся возраста, адреса, имен и отчеств родителей.

Перед поступлением в обычную или онлайн школу психологи часто проводят тестирования для определения ориентировки дошкольника в окружающем мире. Ему могут задавать вопросы, которые затрагивают работу родителей, распорядок дня, времена года, правила дорожного движения. По ответам определяют, нужна ли дополнительная диагностика или занятия.

Пройдите тест для первоклассника в LBS.Live!

LBS.Live! — школа онлайн для детей 7 лет и старше. Перед приемом на обучение мы проводим психолого-педагогическое тестирование, чтобы определить, насколько ребенок готов идти в первый класс. Для тех, кто учится в нашей школе, предоставляем услуги сопровождения психолого-логопедической службы. Это индивидуальная диагностика и психологические занятия по современным методикам для развития познавательных процессов, коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта.

Предыдущая статья
Дифференцированный подход
15 марта 2024
Следующая статья
Как понять, что ребенку нужен психолог
01 апреля 2024