Логотип Ломоносовской школы-пансион Поступить

Технология адаптивного обучения

16 апреля 2024
Просмотров: 238

Дети в классе разные, а учитель у них – один. Можно попробовать привести всех к "общему знаменателю", чтобы ученики подтянулись до одного уровня. Либо подобрать ключик к каждому ребенку, чтобы он максимально раскрылся, достиг своего лучшего результата. Второй вариант педагогики предпочтительнее, и именно для этого существует адаптивная система обучения (АСО). Что это за метод – расскажем в нашей статье.

Учитель с учиниками

В чем заключается адаптивность

Адаптивное обучение – это педагогические приемы, которые помогают подстроить образовательный процесс под особенности каждого учащегося. Для этого используются определенные алгоритмы, приемы, а также современные цифровые технологии.

Суть состоит в том, чтобы каждому школьнику организовать такие условия, в которых он сможет наилучшим образом получать знания и развивать свои способности. Ребенок может влиять на способ подачи информации, темп обучения, выбирать учебные материалы, а также фокусироваться на темах, которые ему интересны. Таким образом, для каждого ученика формируется собственный учебный план с учетом его уровня подготовки, темперамента, интересов и предпочтений.

Еще одна важная задача такой педагогики – научить детей самостоятельности и самоконтролю. Ребенок должен стремиться к самостоятельной работе, учиться проявлять инициативу, развивать ответственность и критическое мышление. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и позже – во взрослой жизни.

Занятия, которые проводятся по технологии адаптивности, выглядят иначе, чем уроки в классической образовательной среде. Педагог в АСО выполняет следующие функции:

  • готовится к уроку, используя дифференцированный подход с учетом персональных особенностей каждого ребенка;
  • организовывает самостоятельную работу учеников;
  • общается с каждым ребенком индивидуально;
  • проводит контрольные тесты, адаптируя следующие задания под полученные результаты.

История появления АСО

Адаптивная технология была разработана профессором Границкой А. С. В подготовке она использовала собственные работы, а также исследования других экспертов педагогических наук. Разноуровневое обучение – один из элементов педагогики Марии Монтессори.

Потребность в разработке индивидуально-ориентированной модели образования стала очевидной, когда были сформулированы проблемы и сложности, которые возникают у школьников:

  • низкая мотивированность;
  • фокус на отметках, а не на знаниях;
  • стремление отсидеться или спрятаться на уроке;
  • неумение работать самостоятельно;
  • недостаток коммуникации и отсутствие обратной связи от педагога;
  • субъективная оценка способностей;
  • главное внимание достается отличникам, остальные – должны сами подтянуться;
  • отсутствие возможности адаптации программы под конкретную ситуацию и ребенка.

После проведенных исследований школьников было предложено поделить на три условные группы: сильные, средние и слабые. В первой категории оказались те, кто легко схватывает программу и готов двигаться вперед. В последней – ребята, которым нужно больше времени, чтобы успеть разобраться в теме. Система адаптивной педагогики дает возможность учитывать особенности всех трех категорий, а также делить класс на более мелкие группы по интересам и способностям.

Основные принципы

Технология адаптивного обучения позволяет сделать образовательный процесс гибким и индивидуально-ориентированным. Разберем подробнее принципы АСО.

  1. Дифференцированный подход. Преподаватель готовит для каждой группы учеников задания разного уровня сложности. Те, кто быстро осваивает тему, получает более сложные, нестандартные задачки. Школьники, у которых возникли сложности, повторяют материал и тренируются на более простых примерах. По итогу новую тему осваивает каждый, причем в комфортном темпе и без риска заскучать.
  2. Персонализация образования. Важно не только разделить обучающихся на группы, но и учесть личные особенности каждого. Кто-то боится выступать на публике, другому легче воспринимать материал по схемам, третий обладает феноменальной памятью. Задача учителя – предоставить ребенку возможность проявить себя. Для этого готовятся индивидуальные задания или работа в паре.
  3. Самостоятельная работа. Акцент не на то, чтобы показать ребенку, как решить эту конкретную задачу. Важно обучить его самостоятельно искать информацию, дать нужные алгоритмы и возможность самому разобраться с заданием.
  4. Контроль и взаимоконтроль. Ученикам предоставляется возможность самостоятельно делать выводы о своей работы, а также помогать оценивать одноклассников. Дети учатся слушать, анализировать, логически мыслить и адекватно реагировать на критику.
  5. Быстрая реакция. В адаптивной системе контроль и оценка знаний проводятся оперативно. Задача учителя – вовремя заметить сложности, откорректировать образовательный процесс, чтобы быстро устранить пробелы. Ребенок, а также его родители регулярно получают обратную связь по результатам учебы.
  6. Анализ и отчетность. Педагог регулярно анализирует итоги работы каждого ученика в динамике. Отмечается прогресс, сильные и слабые стороны. Это позволяет вносить изменения в персональный маршрут получения образования.

Преимущества адаптивной системы образования

Технология АСО позволяет персонализировать содержание учебной программы, способы и темп подачи информации под особенности конкретного ученика. Индивидуальный подход к образованию дает школьнику возможность чувствовать себя более комфортно и уверенно. Быстрая обратная связь от учителя показывает ребенку, что его результаты обязательно оценят. Учеба становится не просто обязаловкой, а увлекательным, интересным и азартным процессом.

Для детей, испытывающих сложности – это возможность освоить школьную программу без стресса и постоянной попытки догнать сверстников. Нет спешки, отсутствует страх незнания, неуверенности в себе. Можно учиться в комфортном темпе, задавать вопросы, выбирать альтернативы. Мотивация и интерес к образовательному процессу растет.

Для одаренных учеников адаптивность системы образования открывает новые возможности. Не придется скучать, ожидая, пока товарищи разберутся в теме. Можно изучать дополнительный материал по интересующему направлению, учиться решать задачи повышенной сложности и даже заглянуть в программу следующего класса.

Ребенок, который учится по АСО, приобретает важные soft skills: коммуникативные навыки, умение работать в команде, уверенность в себе, критическое мышление. Развивается креативность, способность самостоятельно принимать решения, ответственность и целеустремленность.

Как реализуется адаптивная технология в школе

Современные школы используют принципы адаптивности в обучении учеников начальных, средних и старших классов. Для этого используется сразу несколько методов и инструментов. Приведем примеры.

  • Адаптированные тестирования. В таких тестах сложность вопросов зависит от предыдущих ответов ученика. Автоматическая система анализирует данные онлайн и меняет следующие задания, адаптируя их под ребенка. Если замечены ошибки, задаются дополнительные вопросы по этой теме. Если сложностей не возникло, можно выполнить дополнительное задание повышенного уровня.
  • Персональное планирование. Для каждого ребенка составляется личный образовательный маршрут. Учитель вместе с куратором анализируют успехи обучающихся и дают рекомендации по адаптации программы. Можно изучать дополнительные дисциплины по интересу, получить личную консультацию педагога по сложной теме или получить зачет по физкультуре автоматом, потому что профессионально занимаешься карате.
  • Цифровые технологии. Электронные образовательные платформы тоже используют адаптированную систему. При семейном или дистанционном образовании ребенок изучает часть теоретического материала самостоятельно. Интеллектуальные программы учитывают результаты тестов и контрольных, подстраивая информацию под темп и способности ученика. Таким образом, он получает полноценную школьную программу в гибком и комфортном формате.

Адаптивные технологии активно внедряются в очном и дистанционном формате преподавания в "Ломоносовской школе-пансионе". Ученики могут посещать образовательное учреждение лично, учиться из дома, или даже полностью перейти на самостоятельное обучение. В последние годы возросла популярность именно дистанционного формата. Подробнее про то, как организована "удаленка" в ЛШП, читайте здесь – частная школа онлайн-обучение.

Предыдущая статья
Что такое семейная школа
15 марта 2024
Следующая статья
Как научить ребенка решать задачи легко! | Пошаговое руководство для родителей
16 апреля 2024