Логотип Ломоносовской школы-пансион Поступить

Как научить ребенка решать задачи легко! | Пошаговое руководство для родителей

Просмотров: 962

Математика начинается в первом классе и сопровождает нас всю жизнь. Решение задач – то, с чем детям бывает сложно справиться. В разных предметах условия поставлены по-разному, но решают их по одинаковому алгоритму. Понимание его в простейшей математической задаче поможет учащемуся выработать приемы для решения заданий в химии, геометрии, физике и других дисциплинах. Мы решили сделать памятку на тему «Как помочь детям в решении задач».

Ученик у доски решает задачу по геометрии

Расскажите пользу математики

Часто ребенка, которые не смог решить задачку, родители считают «не способным к математике», «гуманитарием». Это ошибка: они просто не сумели донести до него алгоритм решения.

Эксперты говорят, что корни проблем в точных науках часто психологические. Если вбивать в голову детям, что математика сложная наука и постичь ее могут исключительно умные люди, дети начнут напрягаться. А упреками и внушениями вы просто отпугнете ребенка от учебы.

Не включайте его в список двоечников, не ставьте на нем «клейма», а постарайтесь сделать, чтобы ему было интересна математика. Объясните, что умение разбираться в них пригодится в жизни. Мы считаем книги, деньги и конфеты, вычисляем пропорции, когда добавляем соль в суп. Любая задача для человека – это тренировка ума и памяти.


Решайте с помощью алгоритма

Создавайте собственные задачки, используя примеры из жизни, разбирайте их частями. Чем раньше ребенок научится понимать алгоритм решения, тем проще будет учиться в последующем. Все текстовые математические задачи построены в одинаковой схеме: условие, вопрос, решение, ответ. Включите в формулу закрепление. Условия здесь – часть текста об «известном». В вопросе – об «искомом», а в решении – результат «изысканий».

Условие читайте внимательно

Приведем пример из третьего класса. «Мальчик ехал 1 час на самокате со скоростью 5 км/ч. Потом он еще 2 часа ехал в автобусе, который двигался 40 км/ч. Вопрос: сколько всего километров проехал мальчик на самокате и на автобусе?»

В первых двух предложениях содержится информация, которой должно хватить для решения. Ее и считают условием задачи. В последнем же – вопрос о неизвестной величине.

Попросите ребенка несколько раз прочитать вслух условие и проверьте, как он его понял. Пусть сначала попробует разобраться сам. В сегодняшних учебниках могут быть непонятные детям слова – вероятно, чтобы взрослые разъяснили. Поэтому умение решать задания зависит не только от внимания ребенка, но и от общения с родителями.

Ученикам начальных классов трудно даются задачки с косвенными вопросами типа «в первой книжке 15 картинок – на 4 картинки меньше, чем во второй. Сколько картинок во второй книжке?» Если он прочитал условие невнимательно, от 15 отнимет 4, и ответ окажется неправильным. Нужно было не вычитать, а складывать.

Делайте описание задачи

Мы рекомендуем все задания выполнять с «наглядными» пособиями. Все данные из условия нарисуйте в виде графика или рисунка. Чем нагляднее, тем быстрее пройдет усвоение. С помощью визуальной картинки ребенок разберется в условии и увидит взаимосвязь между элементами. Часто путь к решению становится ясным уже в схеме.

Выбирайте способ решения

Ученик не может найти решение? Задайте ему вопросы, используя знакомые предметы или даже придумайте короткое «театральное» представление. Когда первый метод объяснения не срабатывает, применяйте следующий. Если повторять один и тот же вопрос несколько раз, и получите результат.

Математические задания означают одно: из двух «известных» нужно получить «неизвестное». Разбейте ее на несколько частей и опишите решение по шагам, пока ребенок не усвоит, а потом начнет применять к остальным задачам.

Сформулируйте ответ

Развивая у детей навыки решения задач, важно уделять внимание описанию логики решения. Ребята начнут осознаннее подходить к выполнению заданий и ценить свой результат. Одна из частых ошибок – представление неверных данных в ответе. Возвращайтесь к началу и пересматривайте условие.

Закрепите навыки

Решение задачи – только начало, необходимо продолжить работу над ней и закрепить навыки. Предложите ребенку найти альтернативный путь решения или обсудите, как меняется ответ при изменении условия. Важно, чтобы он усвоил четкий алгоритм действий и рассуждений при решении разными способами.


Как помочь детям решать математические задачи

Ребенку будет проще, если вы разберете и выучите вместе с ним таблицу умножения, простые уравнения, дроби. Наверняка у него есть увлечения, воспользуйтесь этим. Так, задачи про скорость движения легко превратить в схватку трансформеров.

Дети, у которых развита логика, обычно справляются с математикой быстро. Для разнообразия добавьте логические элементы. Задачи с «подвохом» помогут избежать шаблонов, а с ненужной информацией – научат находить главное.

Когда школьник решит несколько заданий одного вида, предложите ему самостоятельно придумать новую задачу. Закреплять навыки и развивать творческие способности подобными методами легче.

Создайте вдохновение для изучения математики

Мы не рождаемся с любовью к математике, но ее можно привить ребенку, и он будет получать удовольствие от занятий. Рассказываем важное.

  • Не пропустите первое любопытство. В возрасте от 3 до 5 лет малыши активно осваивают мир и с жадностью впитывают информацию. Поймайте лучшее время для знакомства с математикой и закрепления интереса.
  • Переводите сложное в простое. Не допускайте накопления пробелов, иначе ранее интересные задания, станут неразрешимыми. Объясняйте все, что кажется сложным.
  • Придумывайте увлекательные задачи. Не о велосипедистах, а о покемонах, машинках или трансформерах.

Вашему мальчику нравится робототехника, компьютерные игр? Скажите, что он сам быстро сможет их создавать, если хорошо освоит точные науки. Не забывайте о настольных играх, видеоиграх, мобильных приложениях, помогающих узнать математику.


Поддерживайте ребенка в трудных случаях

Не все дети с первого раза могут успешно решить математические задачи, и это нормально. Научите их не бояться ошибок и продолжайте мотивировать. Рассказываем несколько методов.

  • Поясните: ошибки – нормальная часть учебного процесса, которая поможет им стать лучше.
  • Не критикуйте и не ругайте за них, а поддерживайте и поощряйте усилия.
  • Превратите решение в увлекательный квест с наградой за выполнение. Разъясните материал понятными словами, используя примеры из повседневной жизни.
  • Выявите слабые места и помогите ребенку их преодолеть, еще раз объясните.
  • Не забывайте: ученики – просто дети. Подбадривайте и награждайте их за удачные решения и креативное мышление.

Игры – помощники в изучении математики

Увлекательные игры (даже без математики) также могут быть отличным способом развить математические навыки у детей. Приводим несколько примеров таких игр.
Головоломки и кроссворды.

  • Игры с использованием геометрических фигур и конструкторов.
  • Логические, требующие математических решений.
  • Настольные типа «Монополии» или «Шашек» – они связаны с математикой.
  • Развивающие логику и вычислительные навыки (например, «Судоку»).

Не упускайте ни одной возможности развивать умственные способности и логику.


Какие бывают задачи

В первых-вторых классах задают простые задачки, но именно с них начинается посвящение в математику. Расскажем, какие есть известные типы заданий.

Простые на сложение и вычитание

Для успешного их решения научите ребенка использовать рисунки и конкретные предметы «наглядности». Расскажите, в чем разница между словами «стало» и «осталось» и какие конкретно понадобятся арифметические действия.

Составные на сложение и вычитание

Чтобы решить нужно не одно, а несколько действий. Разложите одну сложную задачу на две и более простых и составьте пошаговый план решения. В начальных классах дети уже должны понимать названия и смысл действий – для правильного описания и решения. Объясните суть выражений «больше/меньше в… раз», «больше/меньше на…».

Простые на умножение и деление

В этих заданиях важно уяснить разницу между предлогами «в» и «на». Научите ребенка делить большее число на меньшее, во сколько раз одно число больше или меньше второго.


Какие бывают ошибки

Часто из-за одной погрешности, допущенной в начале, меняется и метод решения, и результат. Разберем моменты подробнее. Первая ошибка – невнимательность при чтении условия. Часто так происходит в случаях с косвенным вопросом (случай про мальчика и самокат).

Проблемы с задачами в несколько неизвестных – вторая трудность. Их решать сложнее, требуется выполнить целую цепочку действий: определить недостающие данные, рассуждать шаг за шагом и описательно объяснить каждый шаг.

Третье – неправильное оформление ответа. При написании неверного пояснения повторите: ответ всегда нужно начинать с числа. Попросите его еще раз внимательно прочитать вопрос и переписать его формулировку.

Наша частная школа онлайн обучение предлагает вместе с персональными консультациями, играми и рассказами о пользе математики. Записывайтесь к нам, и вы откроете для ребенка увлекательный мир вычислений, решений и позитивного общения с преподавателями и другими детьми.

Предыдущая статья
Технология адаптивного обучения
16 апреля 2024
Следующая статья
Как перейти на семейное обучение
16 апреля 2024