Логотип Ломоносовской школы-пансион Поступить

Какое же ты классное, чтение внеклассное!

18 апреля 2018
Просмотров: 586

Что такое внеклассное чтение? Это чтение вне программы, но выводимое на урок? Это чтение самостоятельное, никак не связанное с уроками литературы? Или это просто возможность прочитать и поделиться прочитанным со своими одноклассниками? Хотелось бы, чтобы это было и то и другое.

Сейчас можно найти много книг, которые советуют прочитать в том или ином возрасте. Например, на странице интернет-магазина «Лабиринт» существует специальный навигатор, содержащий очень полезную информацию об издающихся и рекомендуемых книгах детям разных возрастов. Издан в этом году «Рекомендательный список книг для читателей от 7 до 17 лет. Детские книги, которые учат сопереживанию». Отдельной брошюрой издательство «Первое сентября» выпустило рекомендательный указатель литературы «Книги, помогающие жить», в котором списки разбиты по возрастам и даны краткие аннотации к произведениям, что очень важно, так как интересы у всех разные. Этому же издательству принадлежит замечательный журнал «Литература», в котором периодически печатаются топ-листы детской литературы, есть и отдельная рубрика «Читальный зал» с предлагаемым списком для чтения. На сайтах других издательств мы тоже можем найти интересные сведения о рекомендуемом списке литературы для школьников…. Материала достаточно. Задача родителей и учителей – помочь разобраться в потоке информации, подсказать, натолкнуть на прочтение, мотивировать. При этом нужно постараться гармонично совместить интересы возраста, тенденции развития современного мира и необходимый уровень развития интеллекта. Уроки внеклассного чтения – один из способов расширить кругозор ребёнка, заинтересовать его волшебным миром книги, поддержать интерес к чтению.

Именно поэтому такие уроки по внеклассным текстам должны быть особенными. Например, в этом году шестиклассники вне программы знакомились с разными книгами: Т.Крюкова «Чародейка с задней парты», В.Осеева «Динка», В.Катаев «Белеет парус одинокий», В.Крапивин «Мушкетёр и фея», А.Обручев «Земля Санникова», Л.Воронкова «Девочка из города», Г.Черкашин «Кукла», В.Козлов «Витька с Чапаевской улицы». В основе разговора по прочитанному – творческий, креативный подход.Среди приёмов: создание дизайна футболки со слоганом из книги, написание песни для титров фильма о книге, подбор саундтрека, придумывание фанфика, синопсиса продолжения книги, разрабатывание своего варианта обложки или постера для книги, написание отрывка из дневника от лица одного из героев книги, буктрейлер по книге, придумывание детства персонажу, инсценирование эпизода и др.

Например, уроки по повести В.Катаева сопровождались видеофрагментами из художественного фильма «Волны Черного моря» и небольшой лекцией Д.Быкова о произведении. Таким образом ребята вливались в атмосферу предреволюционной Одессы, с ее колоритными улочками, базарами, традициями. Мир героев повести наполнялся новыми, до определённого времени незнакомыми подробностями. И как итог разговора – урочный проект «Музей литературного произведения». Ребята разделились на группы и готовили свой вариант музея по изучаемой книге. Это могли быть улицы старой Одессы, лачужка дедушки и Гаврика, квартира семьи Бачей, пароход «Тургенев», рыбный базар… .

А по сложившейся традиции в конце года каждый ученик представит наиболее полюбившуюся ему книгу, которую он прочитал вне предлагаемого списка. Задача ребёнка будет прорекламировать прочитанное так, чтобы и сверстникам, и учителю, а может, и родителям захотелось бы прочитать книжку. Мы обязательно расскажем вам, как прошли такие уроки-презентации!

Итак, внеклассное чтение – это возможность не только больше узнать, выйти за пределы учебника, но и показать себя как интересную и разносторонне развитую личность! 

Учитель русского языка и литературы – Н.С. Сафонова

Предыдущая новость
Интегрированная игра «Интеллектуальная карусель» прошла в начальной школе
18 апреля 2018
Следующая новость
Результаты работы фестиваля проектных работ в детском саду и ученической научно-практической конференции в начальной школе
19 апреля 2018