Никто и не ожидал, что традиционное весеннее обновление будет настолько новым. Новое всегда несколько пугающе, но и будоражуще, и интересно одновременно. Вот и учителя гуманитарного цикла, оказавшись в ситуации он-лайн обучения, сначала немного напряглись, но потом, обладая достаточным опытом, испытывая неимоверную любовь к предмету и желание привить эту любовь детям, стали искать свои ходы в освоении нового пространства, свои лайфхаки, приёмы для новой жизни в новом формате.
Спросим учителей гуманитарного цикла: чему и как они учат в изменившейся реальности?
Сафонова Н.С, учитель русского языка и литературы:
Любое изменение ситуации – это интересный вызов, возможность по-новому посмотреть на свои возможности, а иногда по-новому увидеть возможности детей. Чтобы несколько разнообразить уроки непростой тематики гуманитарных классов (10 класс – Л.Н.Толстой «Война и мир», 11 класс – М.Булгаков «Мастер и Маргарита»), я с самой первой встречи прочитала им стихотворение И.Бродского «Не выходи из комнаты», где есть строчки:
Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
Слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
Шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
А потом предложила массу ссылок на он-лайн экскурсии, театральные постановки, пешеходные прогулки культурно-литературной тематики, чтобы уроки да и мир, несмотря на возможность путешествия лишь из комнаты в комнату, не был для них сер. Именно поэтому, изучая Булгакова, мы смотрим он-лайн экскурсию по его музею, путешествуем с М.Жебраком по булгаковским местам Москвы и даже изучаем виртуальную карту перемещения героев. Одиннадцатиклассники готовят иллюстративный материал к своим ответам по образам романа, вникают в евангельский, исторический и мистический пласты романа, используя массу информации с разных сайтов, о чем делятся на конференции. Особенно хочется выделить глубину ответов, ответственность к подходу выполнения заданий у Климаковой А, Алексеевой Е.
Непросто изучать «Войну и мир» без химии присутствия на уроке, однако и здесь можно найти возможность повернуть классику лицом к подростку: сравнение игры актёров в разных фильмах, попытка обсудить варианты проб того или иного актёра на роль, обсуждение исторических событий в эпопее с опорой на виртуальные карты, творческие задания – всё это помогает сделать процесс изучения литературы 19 века более доступным и интересным. Хотелось бы отметить старания ученицы 10 гуманитарного класса Ровнер Полины в постижении толстовской науки любить жизнь.
В 8 классе материал тоже не прост – изучение поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». И ребята впервые наряду с привычной работой по таблицам и схемам, теперь участвуют в работе круглого стола передачи «Игра в бисер», посвящённой поэме, соглашаются или нет с положениями лекции Дмитрия Быкова из цикла «100 лекций», смотрят и оценивают спектакль Моссовета, слушают и берут на заметку особенности прочтения поэмы О.Табаковым. И формы оценивания несколько изменились: например, все они теперь присылают аудиофайлы ответов, выборочно свои работы по таблицам и составлению схем. Хотелось бы особенно отметить качественную и заинтересованную работу Егоровой П, Менн М., Межуевой А., Орловой С., Дрозда М., Швыдкой М.
Безусловно, новая форма общения диктует необходимость новой формы подачи материала, новых способов работы, не только технических. Теперь материал подаётся более сконцентрировано, будто золотой слиток, и учителю важно, чтобы этот слиток был не потерян, сбережён учащимися.
Н.С. Сафонова, учитель русского языка и литературы
АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион»