Наши гуманитарии с интересом изучали «Человека в футляре» и «Крыжовник», «Ионыча» и «О любви», «Студента» и «Скрипку Ротшильда». И с удивлением замечали, что за маленькой историей из жизни героя, за незамысловатым сюжетом кроются глубокие нравственные и психологические посылы автора.
Почему каждого из нас можно назвать «человеком в футляре»? Разве не среда определяет судьбу человека? Какой должна быть мечта? А бывают ли счастливые люди? Почему иногда бессильны слова? На эти и многие другие, далеко не простые вопросы вы сможете найти ответы в текстах Чехова.
В Мелихово, где несколько лет жил Чехов, писал рассказы и лечил больных, сохранились амбулаторные листки с подписью автора. На них Чехов выписывал рецепты. Мы же решили использовать подобные справки со своей целью. А не написать ли на такой справке рецепт от Чехова: «Как стать счастливым человеком?» И тогда, суммируя изученное, становится понятным: человек должен стремиться впитывать жизнь, мечтать о великом, практически делать добро… А вот счастливым он, по Чехову, ощутить полностью себя не сможет, ведь рядом всегда есть те, кто чувствует себя несчастным и нуждается в нашей помощи.
И сам Чехов так жил. Он прекрасно понимал ценность каждой минуты жизни, так как на ее протяжении тяжело болел. Он знал ценность доброты не на словах, а на деле: помогал больным безвозмездно, построил библиотеку и дорогу, жертвовал деньги, помогал нуждающимся.
И как не согласиться здесь со словами С. Довлатова: «Можно благоговеть перед умом Толстого. Восхищаться изяществом Пушкина. Ценить нравственные поиски Достоевского, юмор Гоголя. Однако похожим хочется быть только на Чехова».
Учитель русского языка и литературы – Н.С. Сафонова