Признайтесь, часто ли вы выразительно читаете художественные тексты? Думаю, что нет. Даже ученики, когда им задают выучить стихотворение, стараются «протарабанить» текст, пока не забыты слова и рифма. А ведь еще А.С. Грибоедов в нетленной комедии «Горе от ума» учил, что читать надо «с чувством, с током, с расстановкой». Чтение - это не просто складывание слогов, развитие грамотности, понимание смысла, отсюда и обогащение умственного и эмоционального интеллекта. Хороший чтец - это еще и своеобразный СОавтор для писателя, СОтворец. Ведь именно такой читатель становится не просто поклонником, а единомышленником. Выразительное же чтение помогает передать все те не сразу уловимые интонации, эмоциональные рисунки фразы, которые скрыты от невдумчивого, поверхностного чтения. Не случайны размышления А. Ахматовой о поиске Читателя для поэта:
А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.
Стать таким читателем-СОтворцом очень непросто, а уж прочитать с выражением, артистической подачей на публику выбранный текст - настоящее искусство! А учат этому искусству уже в школе! Так, вот уже второй год в рамках Всероссийского конкурса «Живая классика» наша школа готовит участников. В этом году желающих попробовать себя в выразительном чтении рекордное количество - 14 человек! Ребята из 5-9 классов репетируют чтение художественных отрывков с руководителем театрального мастерства Акиншиной Ириной Евгеньевной, проходят 2 внутренних этапа испытаний (классный тур - 5 февраля и школьный тур - 19 февраля) и только потом могут попасть на муниципальный отборочный этап в марте. При этом организована очень серьезная регистрация участников и строгое критериальное оценивание, которое проводит внутренне школьное жюри (завуч Кайшева О.В., руководитель театрального кружка Акиншина И.Е. и учитель русского языка и литературы Сафонова Н.С.) и аргументированный видео и фото отчет о прохождении этапов.
Так, например, при чтении важно осмысленно подойти к выбору прозаического текста русского или зарубежного автора, прочитать так, чтобы слушатель не просто понял суть, а был бы эмоционально вовлечен в события, переживал, задумывался над услышанным. Конечно, немаловажную роль играет хорошо поставленная грамотная речь, дикция, артистизм.
Кто же эти СОтворцы, кто попытается донести до нас своего писателя?
5 класс
- Маткова В. - Кори Маркевич
- Дикова А. - Юрий Олеша
- Потемкина Е. - Льюис Кэролл
- Лифанова В. - Астрид Линдгрен
- Назарова З. - Отфрид Пройслер
7 класс
- Килейникова Е. - Иван Ефремов
- Машкова А. - Лидия Латье
8 класс:
- Шиленкова В. - Светлана Алексиевич
- Разов А. - Виктор Астафьев
- Павлова В. - Павел Бажов
- Патрина М. - Антон Чехов
9 класс:
- Носков Д. - Василий Шукшин
- Сидельникова К. - Карло Гольдони
- Наврось Д. - Булат Окуджава
Пожелаем ребятам удачи, а сами приготовимся к упоительному слушанию….