Логотип Ломоносовской школы-пансион Поступить

Персональное обучение – это …

15 марта 2024
Просмотров: 583

Персонализация образовательного процесса – тенденция, о которой много говорят на педагогических конференциях и обсуждают между собой учителя. Что это, модный тренд или перспективное направление, которое открывает новые возможности перед школьниками. В нашей статье разбираемся с понятием персонального подхода к обучению, его основными формами и инструментами.

Школьный класс с четырьмя учениками

О чем речь

У каждого ребенка есть неповторимые особенности: сильные и слабые стороны, таланты, интересы, темп усваивания информации. В классической школе программа обычно строится под "среднего" школьника. Предполагается, что каждый ученик в классе способен подтянуться под этот уровень и получить необходимые знания. Тем, кто схватывает быстрее остальных или, наоборот, нуждается в дополнительных объяснениях, приходится приспосабливаться.

Персонализация обучения – это образовательный процесс, который разработан с учетом особенностей каждого школьника. Такой подход основан на том, что дети гораздо лучше воспринимают информацию и мотивированы к учебе, когда модель обучения подстроена под способности самого ребенка. Целью является не только отличное усвоение основной школьной программы. В персонализации важно обеспечить ребенку возможность развить свои индивидуальные способности, раскрыть таланты, предоставить право выбора, мотивировать.

Обеспечить personalized education в обычной школе, где в классе 30 и более учеников – крайне сложно. Однако эффект от индивидуально адаптированной программы очевиден для учеников и родителей.

Основные принципы

Индивидуальная траектория обучения – личный образовательный маршрут каждого ребенка. Принципы этого подхода:

  • индивидуальные методики;
  • поощрение активности;
  • гибкая программа;
  • современные технологии.

Разберем их подробнее.


Индивидуальное обучение

На первом этапе учитель анализирует особенности каждого ученика. Учитывается текущий уровень знаний и навыков, а также скорость освоения новой информации. Отмечаются моменты, которые вызывают у школьника интерес, захватывают и мотивируют его. Обязательно учитывают и сложности, которые чаще всего возникают. Анализируются не только твердые навыки ребенка, но и soft skills, которые также важны для успешного развития.

На основе полученной информации педагог делает выводы о методах обучения и вспомогательных материалах, которые лучше всего подойдут в конкретном случае.


Активное участие ребенка

Современная педагогика понимает важность поощрения познавательных навыков. Подход, когда учитель в центре внимания отходит в сторону. Педагоги поощряют стремление ребенка задавать вопросы, вступать в дискуссию, помогать одноклассникам, готовить персональные доклады и сообщения, участвовать в планировании собственной учебы. Школьник понимает, что его мнение важно – это отлично мотивирует и убирает страх непонимания. Отлично развиваются коммуникативные навыки, растет уверенность в себе и стимулируются познавательные способности. Когда не страшно задать вопрос учителю, гораздо меньше вероятность что-то не понять или пропустить на самом начальном этапе.


Гибкий подход

Индивидуальное образование не предполагает четкой карты с постоянными требованиями и неотложными рекомендациями. Это гибкий процесс, который не только персонифицирован под ребенка, но и постоянно изменяется под текущую ситуацию. Учитель постоянно отслеживает результаты, отмечает прогресс и трудности, с которыми сталкивается ученик. Методы обучения и используемые учебные пособия отражают эти рекомендации.


Технологии

Использование цифровых технологий уже прочно вошло в школьное образование. Это позволяет учителям разнообразить способы подачи информации и заинтересовать, школьников, которые охотно используют технические новинки. Интерактивные доски, образовательные платформы, онлайн-уроки, удаленный доступ к базе знаний – все это также можно персонифицировать под потребности учеников. Продвинутые технологии – хороший помощник в процессе индивидуализации.


Формы обучения при персонализированном подходе

Персонализация под особенности обучающегося возможна при разных форматах учебы. Например:

  • дифференцированный подход на занятиях;
  • перевернутые уроки;
  • инклюзия;
  • самостоятельное обучение.

Инклюзивное обучение позволяет детям с особенностями или ограничениями по здоровью учиться вместе с обычными школьниками. Таким образом, ученики получают навыки коммуникации с разными людьми, "слабые" дети тянутся к уровню "сильных". По принципу инклюзии могут проводиться отдельные уроки или все. Наличие тьютора в таком случае позволяет адаптировать программу под особенные потребности обучающегося.

Элементы самообучения позволяют перераспределить учебное время. На очных занятиях больше времени отводится практике и объяснению сложного материала. Базовая теория задается в качестве домашнего задания. По пройденной дома теме проводится тестирование, и если у школьников возникли сложности, учитель разбирает материал дополнительно. В этом состоит принцип перевернутого урока.

Дифференцированный подход доказал эффективность как раз в сфере персонификации обучения. Внутри класса дети условно делятся на группы, схожие по интересам, способностям и темпераменту. Каждой команде на уроках даются задания разного уровня сложности. Те, кто уже разобрался в теме, решают нестандартные и более продвинутые задачи. Те, кто еще не до конца все понял, повторяют материал и практикуются на других примерах. Учитель регулярно проводит тестирования и меняет группы.

Используемые методы

Чтобы адаптировать образовательную программу под определенного ученика, используется несколько методик.

  1. Разные уровни обучения. Один ребенок может заинтересоваться биологией и захотеть узнать чуть больше, чем дают стандартные учебники. Второму важен углубленный подход в математике для поступления в вуз. Третий выпускник планирует гуманитарное высшее образование. В таком случае используется профильный подход, с акцентом на нужный предмет.
  2. Малочисленные классы. В коллективе из трех-четырех десятков детей организовать personalized education вряд ли получится. Для достижения целей персонификации в нашей школе формируются классы до 18 учеников. В таком случае внимания преподавателя хватит каждому.
  3. Геймификация. Игровой формат актуален не только в начальной школе. Нестандартные задания, интерактивная форма подачи, возможность проявить креативность – все это повышает мотивацию к учебе. Например, чтобы заинтересовать учеников, можно использовать моделирование ситуаций в виртуальной реальности, создание компьютерных игр, онлайн-проекты.
  4. Подготовка проектов. Уметь решать задачки по пройденной теме – важно, но это не единственный способ проявить знания на практике. Проектная деятельность помогает развить нестандартное мышление, глубже разобраться в теме, а в старших классах – становится преимуществом при поступлении в некоторые вузы.
  5. Работа в группе и отдельно. Одному проще подготовить доклад в паре, другой предпочитает выступать соло. Комбинирование разных форм во время занятий помогает ребенку чувствовать себя уверенно и охотнее участвовать в процессе.
  6. Наставничество. Наличие личного куратора и тьютора в классе помогает ребенку лучше адаптироваться, а учителю – подбирать индивидуальный подход. Наставники отвечают за техническое сопровождение, изучают интересы ребенка, помогают найти образовательный маршрут, который дает полностью раскрыть свои способности.
  7. Индивидуальные консультации. Иногда нужно дополнительно разобрать сложную тему, устранить пробелы по пропущенному материалу или помочь подготовиться к экзамену по выбранной дисциплине. В таком случае подключается педагог-предметник. Здесь возможны уроки для одного ученика, работа в паре или в мини-группе.

Преимущества персонализированного образования

Такой подход решает типичные для обычной школы проблемы. Вместо приравнивания к общему знаменателю дети могут развиваться по своему личному пути. У такого подхода много плюсов.


Мотивация

Ребята с удовольствием погружаются в процесс, мотивированы на успех и получают положительные эмоции. Ученики могут самостоятельно влиять на учебные методы, выбирать темы, которые больше интересуют. Они видят, что их заинтересованность ценят, а конструктивные дискуссии поощряют. Учеба становится не обязаловкой, а увлекательным процессом.


Прочные знания

Регулярный контроль и адаптация педагогических методов предотвращают возможные пробелы. Не успел, не понял или пропустил – такие ситуации исключены при персональном подходе. Педагог в курсе возможностей ребенка, результатов тестирования и учебных приемов, которые лучше применять.


Уверенность в себе

Открытый диалог учителя и учеников помогает ребятам чувствовать себя уверенно. Они понимают, что ошибаться не стыдно, а задавать вопросы – правильно. Совместные проекты учеников с разной степенью подготовки позволяют им научиться помогать друг другу, перенимать опыт и работать в команде. Это поможет вырасти уверенной в себе, коммуникабельной личностью и очень пригодится во взрослой жизни.


Самостоятельность

Методика предполагает непосредственное влияние ребенка на учебный процесс. Он учится ответственности, правильному планированию, а также развивает самостоятельность. Задача учителя – не показать, как решить конкретную задачу, а помочь найти материалы и выстроить схему, по которой ребенок справится сам.


Обратная связь

Индивидуальный подход означает, что ни один вопрос ребенка или родителей не останется без ответа. Педагог оперативно реагирует на возникающие сложности и сразу же дает пояснения. Если в школе есть тьюторы и кураторы – это дополнительная поддержка, регулярные отчеты и связь с родителями.

Индивидуализация – важная часть педагогических методик, используемых в нашей школе. Такой подход используется и при классической очной системе занятий, а также при дистанционном формате, который становится все востребованнее. Подробнее про удаленное школьное образование можно почитать здесь – частная школа онлайн обучение.

Предыдущая статья
Для чего нужно домашнее задание: за и против
31 января 2024