Персонализация образовательного процесса – тенденция, о которой много говорят на педагогических конференциях и обсуждают между собой учителя. Что это, модный тренд или перспективное направление, которое открывает новые возможности перед школьниками. В нашей статье разбираемся с понятием персонального подхода к обучению, его основными формами и инструментами.
О чем речь
У каждого ребенка есть неповторимые особенности: сильные и слабые стороны, таланты, интересы, темп усваивания информации. В классической школе программа обычно строится под "среднего" школьника. Предполагается, что каждый ученик в классе способен подтянуться под этот уровень и получить необходимые знания. Тем, кто схватывает быстрее остальных или, наоборот, нуждается в дополнительных объяснениях, приходится приспосабливаться.
Персонализация обучения – это образовательный процесс, который разработан с учетом особенностей каждого школьника. Такой подход основан на том, что дети гораздо лучше воспринимают информацию и мотивированы к учебе, когда модель обучения подстроена под способности самого ребенка. Целью является не только отличное усвоение основной школьной программы. В персонализации важно обеспечить ребенку возможность развить свои индивидуальные способности, раскрыть таланты, предоставить право выбора, мотивировать.
Обеспечить personalized education в обычной школе, где в классе 30 и более учеников – крайне сложно. Однако эффект от индивидуально адаптированной программы очевиден для учеников и родителей.
Основные принципы
Индивидуальная траектория обучения – личный образовательный маршрут каждого ребенка. Принципы этого подхода:
- индивидуальные методики;
- поощрение активности;
- гибкая программа;
- современные технологии.
Разберем их подробнее.
Индивидуальное обучение
На первом этапе учитель анализирует особенности каждого ученика. Учитывается текущий уровень знаний и навыков, а также скорость освоения новой информации. Отмечаются моменты, которые вызывают у школьника интерес, захватывают и мотивируют его. Обязательно учитывают и сложности, которые чаще всего возникают. Анализируются не только твердые навыки ребенка, но и soft skills, которые также важны для успешного развития.
На основе полученной информации педагог делает выводы о методах обучения и вспомогательных материалах, которые лучше всего подойдут в конкретном случае.
Активное участие ребенка
Современная педагогика понимает важность поощрения познавательных навыков. Подход, когда учитель в центре внимания отходит в сторону. Педагоги поощряют стремление ребенка задавать вопросы, вступать в дискуссию, помогать одноклассникам, готовить персональные доклады и сообщения, участвовать в планировании собственной учебы. Школьник понимает, что его мнение важно – это отлично мотивирует и убирает страх непонимания. Отлично развиваются коммуникативные навыки, растет уверенность в себе и стимулируются познавательные способности. Когда не страшно задать вопрос учителю, гораздо меньше вероятность что-то не понять или пропустить на самом начальном этапе.
Гибкий подход
Индивидуальное образование не предполагает четкой карты с постоянными требованиями и неотложными рекомендациями. Это гибкий процесс, который не только персонифицирован под ребенка, но и постоянно изменяется под текущую ситуацию. Учитель постоянно отслеживает результаты, отмечает прогресс и трудности, с которыми сталкивается ученик. Методы обучения и используемые учебные пособия отражают эти рекомендации.
Технологии
Использование цифровых технологий уже прочно вошло в школьное образование. Это позволяет учителям разнообразить способы подачи информации и заинтересовать, школьников, которые охотно используют технические новинки. Интерактивные доски, образовательные платформы, онлайн-уроки, удаленный доступ к базе знаний – все это также можно персонифицировать под потребности учеников. Продвинутые технологии – хороший помощник в процессе индивидуализации.
Формы обучения при персонализированном подходе
Персонализация под особенности обучающегося возможна при разных форматах учебы. Например:
- дифференцированный подход на занятиях;
- перевернутые уроки;
- инклюзия;
- самостоятельное обучение.
Инклюзивное обучение позволяет детям с особенностями или ограничениями по здоровью учиться вместе с обычными школьниками. Таким образом, ученики получают навыки коммуникации с разными людьми, "слабые" дети тянутся к уровню "сильных". По принципу инклюзии могут проводиться отдельные уроки или все. Наличие тьютора в таком случае позволяет адаптировать программу под особенные потребности обучающегося.
Элементы самообучения позволяют перераспределить учебное время. На очных занятиях больше времени отводится практике и объяснению сложного материала. Базовая теория задается в качестве домашнего задания. По пройденной дома теме проводится тестирование, и если у школьников возникли сложности, учитель разбирает материал дополнительно. В этом состоит принцип перевернутого урока.
Дифференцированный подход доказал эффективность как раз в сфере персонификации обучения. Внутри класса дети условно делятся на группы, схожие по интересам, способностям и темпераменту. Каждой команде на уроках даются задания разного уровня сложности. Те, кто уже разобрался в теме, решают нестандартные и более продвинутые задачи. Те, кто еще не до конца все понял, повторяют материал и практикуются на других примерах. Учитель регулярно проводит тестирования и меняет группы.
Используемые методы
Чтобы адаптировать образовательную программу под определенного ученика, используется несколько методик.
- Разные уровни обучения. Один ребенок может заинтересоваться биологией и захотеть узнать чуть больше, чем дают стандартные учебники. Второму важен углубленный подход в математике для поступления в вуз. Третий выпускник планирует гуманитарное высшее образование. В таком случае используется профильный подход, с акцентом на нужный предмет.
- Малочисленные классы. В коллективе из трех-четырех десятков детей организовать personalized education вряд ли получится. Для достижения целей персонификации в нашей школе формируются классы до 18 учеников. В таком случае внимания преподавателя хватит каждому.
- Геймификация. Игровой формат актуален не только в начальной школе. Нестандартные задания, интерактивная форма подачи, возможность проявить креативность – все это повышает мотивацию к учебе. Например, чтобы заинтересовать учеников, можно использовать моделирование ситуаций в виртуальной реальности, создание компьютерных игр, онлайн-проекты.
- Подготовка проектов. Уметь решать задачки по пройденной теме – важно, но это не единственный способ проявить знания на практике. Проектная деятельность помогает развить нестандартное мышление, глубже разобраться в теме, а в старших классах – становится преимуществом при поступлении в некоторые вузы.
- Работа в группе и отдельно. Одному проще подготовить доклад в паре, другой предпочитает выступать соло. Комбинирование разных форм во время занятий помогает ребенку чувствовать себя уверенно и охотнее участвовать в процессе.
- Наставничество. Наличие личного куратора и тьютора в классе помогает ребенку лучше адаптироваться, а учителю – подбирать индивидуальный подход. Наставники отвечают за техническое сопровождение, изучают интересы ребенка, помогают найти образовательный маршрут, который дает полностью раскрыть свои способности.
- Индивидуальные консультации. Иногда нужно дополнительно разобрать сложную тему, устранить пробелы по пропущенному материалу или помочь подготовиться к экзамену по выбранной дисциплине. В таком случае подключается педагог-предметник. Здесь возможны уроки для одного ученика, работа в паре или в мини-группе.
Преимущества персонализированного образования
Такой подход решает типичные для обычной школы проблемы. Вместо приравнивания к общему знаменателю дети могут развиваться по своему личному пути. У такого подхода много плюсов.
Мотивация
Ребята с удовольствием погружаются в процесс, мотивированы на успех и получают положительные эмоции. Ученики могут самостоятельно влиять на учебные методы, выбирать темы, которые больше интересуют. Они видят, что их заинтересованность ценят, а конструктивные дискуссии поощряют. Учеба становится не обязаловкой, а увлекательным процессом.
Прочные знания
Регулярный контроль и адаптация педагогических методов предотвращают возможные пробелы. Не успел, не понял или пропустил – такие ситуации исключены при персональном подходе. Педагог в курсе возможностей ребенка, результатов тестирования и учебных приемов, которые лучше применять.
Уверенность в себе
Открытый диалог учителя и учеников помогает ребятам чувствовать себя уверенно. Они понимают, что ошибаться не стыдно, а задавать вопросы – правильно. Совместные проекты учеников с разной степенью подготовки позволяют им научиться помогать друг другу, перенимать опыт и работать в команде. Это поможет вырасти уверенной в себе, коммуникабельной личностью и очень пригодится во взрослой жизни.
Самостоятельность
Методика предполагает непосредственное влияние ребенка на учебный процесс. Он учится ответственности, правильному планированию, а также развивает самостоятельность. Задача учителя – не показать, как решить конкретную задачу, а помочь найти материалы и выстроить схему, по которой ребенок справится сам.
Обратная связь
Индивидуальный подход означает, что ни один вопрос ребенка или родителей не останется без ответа. Педагог оперативно реагирует на возникающие сложности и сразу же дает пояснения. Если в школе есть тьюторы и кураторы – это дополнительная поддержка, регулярные отчеты и связь с родителями.
Индивидуализация – важная часть педагогических методик, используемых в нашей школе. Такой подход используется и при классической очной системе занятий, а также при дистанционном формате, который становится все востребованнее. Подробнее про удаленное школьное образование можно почитать здесь – частная школа онлайн обучение.