С целью ознакомления с опытом работы учителей начального образования, а также распространения их положительного педагогического опыта20 ноября 2019 года в нашей школе состоялся Районный семинар учителей начальных классов «Начальная школа: повышение качества образовательного процесса в условиях ФГОС». В работе семинара приняли участие 17 учителей начальных классов школ района, руководитель РМО учителей начальной школы Н. К. Щербакова, администрация школы.
Открыла семинар директор школы М. М. Коренкова. Она ознакомила всех присутствующих с краткой историей школы, её традициями направлениями работы.
Н. К. Щербакова сказала о важности темы семинара, чётко обозначила задачи его работы, обратила внимание всех присутствующих, что в декабре 2019 г. Министерством просвещения РФ будут приняты обновления ФГОС НОО, а также - на основную цель национального проекта «Образование» (2019-2024 гг.) – о вхождении России в десятку лучших стран мира по качеству образования.
В докладе О.В. Дикаревой, зам. директора по учебно-воспитательной работе начальной школы, были раскрыты особые условия, созданные в нашей школе, которые необходимы для качественного образования. Оксана Вячеславовна подчеркнула, что в каждой школе есть свои особые условия, способствующие качественным результатам образования, но есть и такие, которые являются базовыми для всех школ и без которых прийти к качественным результатам образования будет невозможно. К таким базовым условиям нужно отнести: работу коллектива единомышленников, атмосферу партнерства, взаимную поддержку и вдохновляющее управление.
Т. М. Кондратенко, зам. директора школы по воспитательной работе, в своём выступлении раскрыла, что для качественной и высоко результативной воспитательной работы также необходимы определённые условия: внутришкольная система повышения квалификации педагогов в сфере воспитания; традиционность общешкольных воспитательных событий; совместность подготовки педагогами и детьми общешкольных мероприятий и др. Она особо отметила, что личностные результаты являются обязательными результатами современного образования, которые необходимо оценивать. Татьяна Михайловна раскрыла систему работы и оценки личностных результатов обучающихся, которая была разработана в нашей школе.
Т. Ю. Лесная, учитель-логопед, обратила внимание на то, что логопед в нашей школе не только помогает ребёнку в устранении речевых нарушений, но становится для него своеобразным проводником в многообразный мир человеческих взаимоотношений, мир общения. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком. Он становится личностью, умеющей вести правильную коммуникацию, что и отражено в целях ФГОС НОО.
Г. А. Кумскова, педагог-психолог школы, рассказала, в чём особенность её работы для обеспечения качественных результатов у обучающихся начальной школы: использование специальных психологических технологий, составление на каждого ребёнка программы развития, проведение индивидуальных и фронтальных занятий, посещение уроков с последующим психологическим его анализом, проведение тренингов и консультаций с родителями. В выступлении Галины Анатольевны присутствовала и практическая часть: она продемонстрировала педагогам кинезиологические упражнения, которые они могут использовать в своей работе.
В практической части семинара гости посетили открытые уроки, представленные учителями школы:
- Т. С. Матыциной: урок открытия нового знания, обретения новых умений и навыков во 2 классе по развитию интеллекта «Учимся сравнивать. Общее и различия»;
-О. Я. Мареевой: урок-рефлексия по русскому языку в 4 классе «Типы склонения имён существительных»;
- Р. Р. Нарновой и П. П. Федорова: бинарный урок-исследование в 3 классе по окружающему миру «Полезные ископаемые».
Педагоги на своих уроках «показали в работе» различные педагогические технологии: деятельностного подхода, смыслового чтения, развития интеллекта, перевёрнутого класса, проблемного обучения, индивидуализации и дифференциации обучения.
В ходе обсуждения открытых уроков все учителя, присутствующие на семинаре, дали ему высокую оценку. Они указали, что работа была плодотворной, насыщенной, практикоориентированной:
- Они с интересом познакомились с аналитическими материалами международных исследований качества образования: PISA, TIMSS, PIRLS.
- Некоторые учителя впервые присутствовали на уроке-исследовании, в котором чётко была соблюдена его структура.
- Гостей поразил урок русского языка, на котором дети кроме закрепления и рефлексии по теме определения типов склонений имён существительных, узнали много о подмосковных народных промыслах: Павлово-Посадском платке, Гжели, Сергиево-Посадской Матрёшке, Богородской игрушке. Гостям понравилась насыщенность этого урока межпредметными связями: МХК, географии, литературного чтения.
- Присутствующие на уроке по развитию интеллекта отметили необходимость ведения этого предмета в каждой начальной школе. Были восхищены сотрудничеством педагога с детьми. Удивлялись сложности материала и умению детей быстро реагировать на вопросы, приводить нестандартные ответы.
- Многие гости подметили, что наши ребята не закомплексованы, свободно выражают свои идеи, мысли.
- Бинарный урок «Полезные ископаемые» многие учителя захотели повторить в своих классах с приглашением учителя географии из основной школы. Некоторые педагоги района высказали своё мнение о том, что далеко не всегда используют в своей работе такой тип урока, как исследование в силу его сложности. Действительно, урок-исследование – высший уровень профессионального мастерства учителя, проявление его индивидуальности.
После окончания семинара ещё долго нашими гостями задавались вопросы, велись разговоры, фотографировались использованные на уроках материалы.
Нам была дана высокая оценка нашими коллегами. А это значит, что мы идём в правильном направлении и протянем руку помощи любому, кто в ней будет нуждаться.
Н. К. Шербакова высказала пожелание о проведении ещё одного семинара в стенах нашей школы по направлению дополнительного образования. Ну что ж… Будем думать. Хотя и здесь нам есть чем поделиться с коллегами. 16 лет работы школы позволили накопить большой профессиональный опыт кружковой, факультативной работы, которым мы можем также поделиться.
Заместитель директора по НМР – Н.А. Царегородцева