Логотип Ломоносовской школы-пансион Поступить

Конспект урока. Сафонова Наталья Станиславовна

13 ноября 2018
Просмотров: 5772

Разработка урока по теме:
«Сентиментализм как литературно-эстетическое направление.  «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как произведение сентиментализма».

  1. Количество уроков – 2 (сдвоенное занятие)
  2. Цель урока:

Дать учащимся представление о периоде сентиментализма в русской литературе
Задачи урока:
Обучающие: Сформировать у учащихся понятие «сентиментализма» как системы взглядов на возможность отражения мира в меняющемся общественном сознании; обеспечить усвоение учащимися особенностей направления на примере анализа его черт в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»; ознакомить учащихся с понятием «пастораль», «сантимент», «сентиментальный» «томность», «меланхолия»; отработать навыки работы с текстом, используя различные мыслительные операции (восприятие, исследование, понимание, сравнение, доказательство, синтез).
Развивающие: Обогащение и усложнение словарного запаса; развитие коммуникативных свойств речи при чтении, используя необходимые экспрессивность и выразительность; развитие мышления через построение устного анализа, выделения главного, сравнения, построения аналогий, обобщения, систематизации, объяснения, доказательства, опровержения; развитие познавательных психических процессов учащихся, основанных на чувствах, переживаниях
Воспитательные: Воспитание эстетических представлений о возможностях самореализации личности через музыку, живопись, литературу; воспитание внимательного отношения к своим чувствам; воспитание таких качеств личности, как чуткость, сострадание, сочувствие, сердечность.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок-беседа с элементами теоретических и практических исследований.
Методология урока: Базовым является эвристический метод, в основе которого находится эвристическая беседа в виде взаимосвязанных вопросов. Кроме того, учитель использует практические проблемные задания, имеющие исследовательский характер. Таким образом, используется и частично-поисковый, исследовательский метод.
Оформление урока (можно использовать слайды или иллюстрации на доске): портрет Н.М.Карамзина, портреты эпохи классицизма, например, «Портрет генерала А.И.Горчакова» кисти В.А.Тропинина, «Портрет Г.Р.Державина» кисти В.Л.Боровиковского, портрет М.В.Ломоносова кисти неизвестного художника 18 века идр.; портреты и пейзажи эпохи сентиментализма, например, «Портрет М.И.Лопухиной», «Портрет Анны Гаврииловны и Варвары Гаврииловны Гагариных» кисти В.Л.Боровиковского, «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» И.П.Аргунова, «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» кисти В.Л.Боровиковского, «Портрет Е.И.Нелидовой» кисти Д.Г.Левицкого, «Повозка, едущая на ярмарку» Томаса Гейнсборо, «Пейзаж в окрестностях Бове», «Летняя пастораль», «Отдыхающие пастух и пастушка» Франсуа Буше и др, фотографии пейзажей Павловска, «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского, песня Б.Ш.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», эпиграф, таблица, которая заполняется по мере беседы. Текст повести «Бедная Лиза», карточки с напечатанными отрывками из произведений, последующих после повести Карамзина (Клушин, Измайлов, Милонов, Малышев)
План урока

  1. Актуализация предыдущих знаний. Повторение сведений о личности Н.М. Карамзина.
  2. Основная часть.

1урок. Формирование понятия «Сентиментализм» через эвристическую беседу об особенностях состава слова, об особенностях живописных произведений этого периода в сравнении с классицистическими образцами, об особенностях музыкального сопровождения. Вывод о сентиментализме как литературно-эстетическом направлении.
2 урок. Формирование умений и навыков отработки полученных знаний о сентиментализме на примере анализа повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», акцентируя внимание на главных составляющих метода: природа, чувства героев, внесословность, образ автора. Работа с карточками Сообщение о значении повести для дальнейшего развития русской литературы

  1. Домашнее задание.

Ход урока
1 урок.

  1. Актуализация предыдущих знаний. Повторение сведений о личности Н.М. Карамзина.

Учитель: Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы с вами познакомились с очень интересной личностью конца 18-начала 19 века – Николаем Михайловичем Карамзиным. Вспомните, чем интересен этот человек.
Учащиеся: вспоминают интересные факты биографии Карамзина, его карьеру, награды, звания, литературную, историческую деятельность, реформаторство в области языка. Например, могут вспомнить, что Карамзин выступал за ограничение употребления иноязычных слов и предлагал вместо слова «публичный» употреблять «всенародный». Именно Николай Михайлович стоит у истоков появления в русском языке буквы «Ё» (можно продемонстрировать памятник этой букве и упомянуть роль Дашковой в её появлении). Именно Карамзин ввёл в употребление многие слова, которые сейчас являются привычными («промышленность», «развитие»). Реформатору принадлежит и открытие такого пунктуационного знака, как «тире», самого эмоционального в русском языке.
Учитель: Некоторым из вас на прошлом занятии в качестве домашнего задания были предложены для подготовки мини-реплик о Карамзине отрывки из замечательной книги Е.Осетрова «Три жизни Карамзина». Какими интересными фактами вы можете дополнить нашу беседу?
Учащиеся (2-3 человека):

  1. Карамзин очень трепетно относился к стилю письма, и на современный взгляд, относился не демократично. Вот какой случай приводит Евгений Осетров: «Дмитриев послал Карамзину, выразив в письме сомнение в точности некоторых употребленных им слов. Карамзин не только ответил на сомнения друга, но и сформулировал некоторые важные для него стилистические принципы, в которых отчетливо проявляется его антидемократизм. Карамзин писал: «Пичужечки не переменяй — ради бога не переменяй! Твои советники могут быть хорошими в другом случае, а в этом они не правы. Имя пичужечка для меня отменно приятно потому, что я слыхал его в чистом поле от добрых поселян. Оно возбуждает в душе нашей две любезные идеи: о свободе и сельской простоте. К тону басни твоей нельзя прибрать лучшего слова. Птичка почти всегда напоминает клетку, следственно неволю». «То, что не сообщает нам дурной идеи, не есть низко. Один мужик говорит пичужечка и парень: первое приятно, второе отвратительно. При первом слове воображаю красный летний день, зеленое дерево на цветущем лугу, птичье гнездо, порхающую малиновку или пеночку и покойного селянина, который с тихим удовольствием смотрит на природу и говорит: Вот гнездо! вот пичужечка! При втором слове является моим мыслям дебелый мужик, который чешется неблагопристойным образом или утирает рукавом мокрые усы свои, говоря: ай парень! что за квас! Надобно признаться, что тут нет ничего интересного для души нашей! Итак, любезный мой И., нельзя ли вместо парня употребить другое слово?»
  2. Осетров отмечает, что Карамзин не только первым ввёл в обиход слово «литература», но и стал первым писателем, который жил на литературные доходы от издания журналов и альманахов.
  3. Автор книги замечает, что Карамзин-поэт всегда возелывал поэтическую почву, и она дала обильные всходы в поэзии Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Рылеева… .Например, сравним:

Во тьме ночной ярилась буря,
Сверкал на небе грозный луч,
Гремели громы в чёрных тучах,
И сильный дождь в лесу шумел. (Н.Карамзин)
А вот как схожая картина реализуется у К.Рылеева:
Ревела буря, дождь шумел,
Во мраке молнии летали,
Бесперерывно гром гремел,
И ветры в дебрях бушевали.
Учитель: Именно с именем Николая Михайловича Карамзина, так внимательно относящемуся к слову и чувству, через него выражаемому, связан будет и новый виток развития русской литературы, о котором мы и поведём речь.
II.     Основная часть. 
 Формирование понятия «Сентиментализм» через эвристическую беседу об особенностях состава слова, об особенностях живописных произведений этого периода в сравнении с классицистическими образцами, об особенностях музыкального сопровождения. Вывод о сентиментализме как литературно-эстетическом направлении.
На доске эпиграф:
«Чувствительное сердце есть богатый источник идей; ежели разум и вкус помогают ему, то успех несомнителен» (Н.М.Карамзин)
Звучит музыка П.И.Чайковского «Сентиментальный вальс».
Учитель: Историю литературы нельзя представить в виде прямой линии, поделённой на равные отрезки: в таком-то году завершилась одна эпоха, а в таком-то началась другая. История литературы скорее всего похожа на бесконечную кривую линию. Подобно извилистой лесной тропинке, петляющей в лесной глуши, она огибает препятствия, подчас теряется в густой траве и вновь неожиданно появляется, чтобы вести нас дальше. Поэтому-то так трудно, а чаще невозможно понять, когда и какая именно книга меняет ровный ход литературного времени, начинает новый его отсчёт. Русской литературе в этом смысле необычайно повезло. Легко назвать одно-единственное имя, которое стояло у истоков сентиментализма, одну-единственную повесть в несколько страниц, сделавшую переворот в литературном мире. Им это – Карамзин, а повесть – «Бедная Лиза». Что же необычно нового воплотилось в ней?
Слово «сентиментализм» образовалось от французского «sentiment». 
Слово выписывается учителем на доске.
Учитель: Подберите к выписанному слову однокоренные слова, опирающиеся на французский источник.
Учащиеся: сентиментально, сентиментальный, сантимент, сентиментальничать, сентиментальность.
Учитель: Составьте словосочетания с этими словами
Учащиеся: Сентиментальный роман, проявлять сентиментальность, сплошные сантименты и др.
Учитель: Подберите русские синонимы к слову сентиментальный
Учащиеся: Чувственный, душевный, чуткий
Учитель: Что обозначает слово «сантимент»?
Учашиеся: Излишняя чувствительность в словах, выражениях, действиях
Учитель: Что обозначает суффикс- ИЗМ-. Проведите аналогии с другими словами, где ещё встречается такой суффикс.
Учащиеся: Классицизм, романтизм, реализм, коммунизм и др. Суффикс обозначает некую систему взглядов, направление.
Учитель: Давайте теперь соединим наши исследования слова и дадим определение этому направлению.
Учащиеся: Сентиментализм – художественное идейно –эстетическое  направление, связанное с преобладанием чувства над разумом.
Учитель: Музыка, которая сопровождает наш разговор – это «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского. Как вы думаете, почему он так называется? Что представляется вам, когда вы слушаете такую музыку?
Учащиеся: Такая музыка обращена к человеческим чувствам, звуки будто что-то будоражат что-то доселе дремавшее в нас. Перед глазами огромная зала с большими зеркалами, свечами, канделябрами, дамы с оголёнными плечами, строгие кавалеры. Чувства текут, меняются, раскрываются во всех подробностях….
Учитель: Итак, какая же первая черта сентиментализма как направления, художественного метода?
Учащиеся:  Первая наиболее важная черта сентиментализма – передача движения чувства, подробное описание внутреннего мира человека, его переживаний, настроений.
По мере беседы, в течение которой учащиеся самостоятельно приходят к выводам об особенностях сентиментализма, заполняется таблица, которая впоследствии будет «работать» и на втором уроке, где будет анализироваться повесть «Бедная Лиза».


Черты сентиментализма

Реализация черт сентиментализма в повести «Бедная Лиза».

 

 

Учитель: Вы только что сказали, что представляется вам бал, дамы и кавалеры. Обратите внимание, пожалуйста, на портреты, которые развешаны на разных сторонах доски. С одной стороны – портреты периода классицизма (указаны в перечне оформления к уроку), с другой – периода сентиментализма (указаны в перечне оформления к уроку). Человеку всегда хотелось читать о том, что он чувствовал, видеть на полотнах движения своей души, а не мёртвых манекенов. Сентиментализм в этом смысле «взорвал» классицизм. В чём же принципиальное отличие портретов, находящихся как будто по разные стороны баррикад?


                 Василий  Андреевич  Тропинин. Портрет генерала А.И.Горчакова.               
                    


              
    

Учащиеся: Классицизм – литературно-эстетическое, идеологическое направление, которое в центр ставит разум, служение государству, строгую иерархию, внимание к человеку государственному, просвещённому, к Гражданину. Отсюда и портреты в основном людей государственных: генералов, учёных, придворных. Их лица преисполнены гордостью, проницательный взгляд явно указывает на незаурядные умственные способности, их одежда – признак знатности, как правило, она застёгнута на все пуговицы – во всё нужна строгость и соразмерность. Но выражение лиц бесстрастно, так ка чувства, эмоции для классицистов – низменные проявления человека. Их нужно стыдиться.
Портреты же, выполненные по законам сентиментализма привлекают живостью образа, не его принадлежностью к чину, а его выражением лица. Интересно увидеть «игру овала»: овал лица, декольте, причёски, что создаёт особое умиротворение. Интересно, что в этот период появляются портреты крестьянок. Утверждается внесословная ценность человека – ещё одна не менее важная черта сентиментализма.
Учитель: Обратите внимание на фон портретов из разных направлений. В чём разница? О какой ещё черте сентиментализма мы можем сделать вывод?
Учащиеся: На портретах периода классицизма фона нет или он представлен в очень абстрактных чертах. На портретах же периода сентиментализма человек изображён как правило на фоне природы. Подчёркнута его связь с ней, а отсюда обострённость и естественность чувств, простота, непринуждённость. Правдивость. Итак, ещё одна чета сентиментализма – это изображение мира души человека через мир природы. Связь с природой, умение её чувствовать понимать будет характеризовать ценностные ориентиры личности.
Учитель: В западной культуре периода сентиментализма (а зародился он в Англии) существовало такое понятие, как пастораль - жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь. 
(Иллюстрация примеров пасторалей в живописи перечислены в перечне оформления к уроку) 
         
  
А как вы думаете, разве не будет проявляться личность художника. Музыканта, литератора в его произведениях?
Учащиеся: Конечно, будет. Ведь прежде чем его герои обретут чувства, сам автор должен почувствовать то же самое, выявить себя, своё отношение.
Учитель: Эту черту нам с вами надо будет доказать на примере сентименталистического текста,  как и другие, что мы с вами вывели.
Давайте подведём итоги в форме таблицы и в форме устного вывода с использованием данных учебника (учащиеся прочитывают ознакомительную статью о сентиментализме в учебнике и , объединяя услышанное и прочитанное, делают общий вывод в форме таблицы и в форме устного высказывания).

Черты сентиментализма

Реализация черт сентиментализма в повести «Бедная Лиза».

1. Передача движения чувства, подробное описание внутреннего мира человека, его переживаний, настроений.

 

2.Утверждается внесословная ценность человека

 

3. Изображение мира души человека через мир природы. Связь с природой, умение её чувствовать понимать будет характеризовать ценностные ориентиры личности.

 

4.Слышен голос автора. Проявляется авторская позиция

 

Сентиментализм — литературное и эстетическое направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Направление зародилось в Европе во второй половине 18 века, когда там господствовали просветительские идеи классицизма. Сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств. Идеология сентиментализма по сути близка к просветительской: людей можно сделать совершенными, но акцент в воспитании перенести на мир чувств. Сострадающий и сострадательный человек не может быть зол. Сентиментализм открыл, что человек, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горести и печали, может испытывать чувство удовлетворения. Важно показать историческое противостояние сентиментализма классицизму. Классицизм основан на культе разума. Страшные события Французской революции, которой закончился блистательный век Просвещения, заставили усомниться в главенстве разума в человеческой природе. «Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» — спрашивает своего героя Карамзин («Бедная Лиза»). Чувство было провозглашено основой человеческой личности. 
В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов "Вертер" И.В.Гете, "Памела", "Кларисса" и "Грандисон" С.Ричардсона, "Новая Элоиза" Ж.-Ж. Руссо, "Поль и Виржини" Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Учитывая интересы Екатерины, её женское сердце да и её переписку с Вальтером и Руссо, можно предположить, что дорога сентиментализму была проложена. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин "Письмами русского путешественника" (1791–1792).Его повесть "Бедная Лиза" (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства. Однако не потерял столь свойственного русской литературе просветительского, дидактичного начала.
 Сентименталисты считали, что, воспитав в человеке чувствительность, способность откликаться на чужую боль, можно победить зло. Герои произведений сентименталистов — простые люди с богатым духовным миром. Сентименталисты призывают ценить подробности окружающей жизни, прислушиваться к каждому движению души.  Они часто проливают слезы, вздыхают, ахают — не только женщины, но и мужчины, и нам, живущим в XXI веке, такое поведение кажется немного смешным. 
Наиболее известные произведения писателей-сентименталистов Европы, кроме упомянутых: Лоренс Стерн повесть «Сентиментальное путешествие» (1768), Джордж Беркли «Трактат о принципах человеческого познания» (1710 год), Джеймс Томсон описательная поэма «Времена года», Оливер Голдсмит «Путешественник», «Покинутая деревня»
Но обратим внимание на те изменения в изображении личности, которые являются совершенно новыми по сравнению с эстетикой классицизма. В классицизме герой воплощает в себе всеобщее — в сентиментализме герой приобретает индивидуальность. Чтобы изобразить индивидуальность, необходимо вглядеться пристально в черты характера — так зарождается  психологизм. Писатель‑сентименталист создает в своем произведении особый образ — образ автора‑рассказчика. В классицизме авторская позиция — объективность. В сентиментализме писатель стремится высказать собственное отношение к описываемым событиям, образ автора‑рассказчика индивидуализируется. В статье «Что нужно автору» Н. М. Карамзин писал: «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого — и если сердце твое не обольется кровию, оставь перо, — или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей».
Учитель: Выявленные нами особенности сентиментализма как направления, можно сказать, литературного метода, как мы уже сказали, наиболее ярко проявились в повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». К доказательствам этого тезиса мы и обратимся на 2-ом уроке.
2 урок
Формирование умений и навыков отработки полученных знаний о сентиментализме на примере анализа повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», акцентируя внимание на главных составляющих метода: природа, чувства героев, внесословность, образ автора. Работа к с карточками. Сообщение о значении повести для дальнейшего развития русской литературы
Учитель обращает внимание на второй эпиграф, написанный на доске ко второму уроку:
«Бедная Лиза» -…образцовое произведение, посвящённое не внешним событиям, а «чувствительной» душе.
Е.Осетров
Учитель: Осенью 1790 года двадцатичетырехлетний Н. М. Карамзин вернулся в Россию из Европы — в модном фраке, с модной высокой прической, с лентами на башмаках, с множеством французских, немецких и английских книг, а главное — с запасом идей. С 1791 года он начал издавать «Московский журнал», затем — журнал «Вестник Европы». Н. М. Карамзин прославился в 25 лет, когда опубликовал свою повесть «Бедная Лиза». Девушки и юноши читали и перечитывали ее, знали наизусть целые отрывки, ходили любоваться на пруд, о котором идет речь в этой повести. «Бедная Лиза» оказала влияние на несколько поколений русских читателей: она была непохожа на другие произведения русской литературы не только по языку, но и по содержанию.
Какие же черты нового слова в литературе были предложены Н. М. Карамзиным? Подтвердите ваши наблюдения текстом.  (По мере ответов учащихся заполняется вторая графа таблицы: «Реализация черт сентиментализма в повести «Бедная Лиза»).
Учащиеся: кратко пересказывая незамысловатый сюжет произведения, отмечают, что в центре внимания автора находятся переживания героев, мир их изменяющихся чувств, да и сам сюжет строится на этих изменения. 
Зачитываются места описанием чувств героев они анализируются с точки зрения лексики, синтаксиса, предающих взволнованность, радость, печаль.
Например:

  1. Все жилки в ней забились, и, конечно, не от страха. Она встала, хотела идти, но не могла. Эраст выскочил на берег, подошел к Лизе и — мечта ее отчасти исполнилась: ибо он взглянул на нее с видом ласковым, взял ее за руку... А Лиза, Лиза стояла с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем — не могла отнять у него руки — не могла отворотиться, когда он приближился к ней с розовыми губами своими... Ах! Он поцеловал ее, поцеловал с таким жаром, что вся вселенная показалась ей в огне горящею! «Милая Лиза! — сказал Эраст. — Милая Лиза! Я люблю тебя», и сии слова отозвались во глубине души ее, как небесная, восхитительная музыка; она едва смела верить ушам своим и... Но я бросаю кисть. Скажу только, что в сию минуту восторга исчезла Лизина робость — Эраст узнал, что он любим, любим страстно новым, чистым, открытым сердцем.
  2.  «Она пришла в себя  и свет показался ей уныл и печален. Все приятности натуры сокрылись для нее вместе с любезным ее сердцу»
  3. «Эраст восхищался своей пастушкой — так называл Лизу — и, видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства».
  4. «Эраст не мог уже доволен быть одними невинными ласками своей Лизы — одними ее любви исполненными взорами — одним прикосновением руки, одним поцелуем, одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог, — а кто знает сердце свое, кто размышлял о свойстве нежнейших его удовольствий, тот, конечно, согласится со мною, что исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви. Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу. Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы».

Учитель: Действительно, мир чувств, столь близких и понятных читателю сделал повесть оной из самых любимых среди молодёжи того времени. Какие назидательные ноты мы с вами увидим в демонстрации этих переживаний?
Учащиеся: Чистые искренние чувства демонстрирует прежде всего Лиза. Она переживает глубоко, тем более, что это для неё первая любовь. Эраст – птица другого полёта, и Карамзин использует черты психологического портрета рисуя нам этого героя: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», — думал он и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет».
 Однако в его эмоциях сквозит некое потребительское отношение к любви, далёкое от платонизма. Хотя в конце повести его горе неутешно: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке. — Теперь, может быть, они уже примирились!»
Учитель: Как связана разность переживаний с особенностями социального статуса героев?
Учащиеся: Лиза - крестьянка. Она из бедной семьи, сама привыкла добывать себе пропитание, заботится о матери: «Отец Лизин был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь. Но скоро по смерти его жена и дочь обедняли. Ленивая рука наемника худо обрабатывала поле, и хлеб перестал хорошо родиться. Они принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги. К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего — ибо и крестьянки любить умеют! — день ото дня становилась слабое и совсем не могла работать. Одна Лиза, — которая осталась после отца пятнадцати лет, — одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве». Героиня чиста в своих помыслах, откровенна в желаниях, она искренна и наивна. Карамзин на примере Лизы восклицает: «И крестьянки любить умеют!» С помощью сего ещё раз подчёркивает внесословный принцип изображения героев. Эраст же – человек города, богатый дворянин, «с изрядным разумом», правде и с «доброй душой». Он многое повидал, успел насладиться искушениями жизни, разум и город не могли не оставить отпечатка в его душе, отсюда, видимо, и предательский поступок по отношению к героине.
Учитель:Уже зачитывая отрывки описания переживаний героев, вам встретились описания природы. Их достаточно много в тексте. Давайт проанализируем обновлённые функции появления пейзажа в сентиментальных текстах.
Обратимся к началу повести. Чем оно необычно? Однотипен ли пейзаж и почему?
«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели — куда глаза глядят — по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты.
Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».
Учащиеся: Автор поступает не совсем традиционно. Он не начинает с истории героев. Карамзин начинает повествовать о впечатлениях автора-рассказчика, его переживаниях, и переживания эти тесно связывает с миром природы, открывающемся его глазам. Но пейзаж не однотипен. Он «расслаивается» на «позитив» и «негатив» как при фотоизображении. На «позитиве» изображена неподвижная гармоничная, естественная жизнь природы. Она не меняется век от века, поэтому дарит автору ощущение вечного покоя, комфорта. Именно так было принято изображать «таинство натуры» в жанре пасторали, идиллии (о которых мы уже упоминали). Однако есть и «другая сторона реки», изображая которую, Карамзин выступает как историк. На «негативе» подвижная, изменчивая, грозная жизнь Истории. Следы быстротекущего времени видны повсюду. Автор готовит нас к тому, что сюжет повести будет условно раскачиваться между полюсами сельской жизни (естественной, гармоничной) и городской (изменчивой и губительной).
Учитель: Итак, начало повести открывается городским и сельским пейзажем, роль которого символична. Он предсказывает дальнейшую антитезу, организующую впоследствии сюжет. Но природа в повести, как мы уже заметили, углубляет переживания героев. Найдите и зачитайте соответствующие отрывки. Понаблюдайте, к кому больше благосклонен мир природы своим сочувствием?
Учащиеся: Природа помогает понять душевное состояние в основном только героини. Она близка к ней, понимает её зык, привыкла говорить с цветами, ветром, деревьями
Например:

  1. «Обратимся к Лизе. Наступила ночь — мать благословила дочь свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось: Лиза спала очень худо. Новый гость души ее, образ Эрастов, столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина. Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света. Но Лиза все еще сидела подгорюнившись. Ах, Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу…»
  2. «Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком расположении, в каком из нее вышла. На лице и во всех ее движениях обнаруживалась сердечная радость. „Он меня любит!“ — думала она и восхищалась сею мыслию. „Ах, матушка! — сказала Лиза матери своей, которая лишь только проснулась. — Ах, матушка! Какое прекрасное утро! Как все весело в поле! Никогда жаворонки так хорошо не певали, никогда солнце так светло не сияло, никогда цветы так приятно не пахли!».
  3. «Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!» — Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее.

Учитель: Вслед за появлением «Бедной Лизы» Н.М.Карамзина возникло огормное количество подобных произведений, по сюжету и языку они уже не были новы и чаще всего были подражательно и недостаточно совершенны в плане формы и художественных средств. Однако благодаря им можно говорить об особом «словаре символов природы» сентименталистов, который кочевал из текста в текст. Сейчас мы с вами поработаем с карточками, на которых даны отрывки из современных Карамзину сентиментальных произведений. В основном это пейзажи и переживания героев на их фоне. Составьте своеобразный словарик символов сентименталистов. Объясните значение некоторых  слов. (при наличии времени можно проанализировать некоторые художественные несовершенства текстов).
КАРТОЧКА №1
Н.П.Милонов «История бедной Марьи» (отрывок)
«Марья в припадках меланхолии своей ходила часто по рощам и долинам одна в сердечной скорби своей. Прекрасные места, ветвистый дуб, журчащий ручеёк составляли всё блаженство Марьи. Часто в тихом уединении просиживала она одна до глубокой ночи. Отец е не был охотник до прелестей природы и часто бранил её; Марья была невинна в душе своей, и упрёки отца не могли к ней относиться. Иногда в тихий весенний вечер Марья садилась, пригорюнившись, у окна, смотрела на синее небо, на светлый месяц, иногда жемчужная слеза сверкала на чёрных её ресницах и при томном свете луны блистала как прозрачный алмаз».
КАРТОЧКА №2
Н.Мамышев «Злосчастный» (отрывок)
«В беспрерывной тоске и горькой неизвестности провёл он с другом своим остаток дня. Наступила ночь. Питающая мечты встревоженного воображения. Л…., терзаемый отчаянием, пошл в сад. Желание увидеть родителя и уверить в своей невинности вливало некоторую отраду в сердце, обременённое горестию. Луна показалась на небе; не было ни одного облачка на синем горизонте; ветерок едва шевелил древесными листьями; молчание природы изредка прерывалось перепархиванием испуганных пернатых и жужжанием майских жуков, кружившихся около вершин кудрявых берёз… Л…, погружённый в задумчивость, перешёл в липовую аллею».
КАРТОЧКА №3
А.И.Клушин «Несчастный М—в» (отрывок)
«Уединение всегда было бесценною пищею М-ву; но когда основания его спокойствия потрясалося; когда душа его вкушала жесточайшие мучения, следующие за любовию; когда сердце его беспрестанно воспламенялось, как рождающаяся вечерняя заря: сие уединение сделалось для него священным. Комнаты его были осеняемы кедровыми деревьями; безмолвие царствовало на брегах их; некая пасмурная дикость дерев возрождала уныние. Посреди кедров сделана была дерновая скамейка, унизанная цветами; роскошная флора щедрою рукою разметала повсюду розы и лилеи. Здесь-то всегда был М-в уныл, нередко орошал слезами цветы, украшающие место его уединения».
КАРТОЧКА №4
В.В.Измайлов «Ростовское озеро»
«Таким образом бродил я около часа, будучи углублён в самого себя, как вдруг ясный свет месяца пролился на мрачную поверхность воды и прервал нить моих приятных мыслей. Я поднял глаза на полную луну, которая с высоты лазоревого свода, сквозь черноватый флёр ночи, посребряла лучами своими тёмно-зелёную картину дремлющей натуры, поглядел вокруг себя на все ночные предметы, кои образовали нечто подобное безмолвной вечности, поглощающей жизнь человеческую, вздохнул раз, другой, третий, и радостное чувство души моей переменилось вдруг в горестное уныние…».
КАРТОЧКА №5
Г.П.Каменев «Софья»
« Солнце закатилось. Я видел, как оно в последний раз улыбалось сквозь златой флёр туманов. Румяная заря ещё не потухла. Луна выставила свои рога на лазуревом своде. Отдаление почернело. Ветры мало-помалу засыпали, и Волга, дремая, едва-едва сверкала. Тогда я вышел гулять из села моего и неприметно забрёл к ветхому домику.
Тот ещё не все испытал утехи в жизни, кто не прогуливался в кроткую летнюю ночь по свежему воздуху. Горе не хотящему испытать оное! Горе презирающему прелестную тишину её! Настало всюду мёртвое молчание: ветряная мельница молчит, благоговейный шёпот в рощах прекратился. Казалось, общий пульс жизни остановился и натура течение своё пресекла. О, ночь! Милая подруга чувствительных душ, сладкое прибежище добродетельных, утешительница несчастных, отрава порочных, казнь злодеев!... Как ясно янтарные лучи твои рассыпаются по камню! Как мила природа в серебряной твоей одежде».
Примерный словарик образов-символов природы и состояния героев у сентименталистов

Образы-символы природы

Слова-состояния героев, эпитеты состояний

Долины
Свет луны
Ручьи
Рощи
Цветы
Аллеи
Сад
Флёр ночи
Лазоревый свод

Меланхолия – задумчивая тоска, уныние, тихое отчаяние без основных причин, хандра, ипохондрия, пессимистический взгляд на мир.
Томность – состояние томления, неги в голосе и в движениях
Блаженство
Невинность
Пригорюнившись
Сердечная скорбь
Тихое уединение
Погружение в задумчивость
Отрада
Слёзы
Горестное уныние

Учитель: Действительно, общее настроение меланхолии, подчас ожидания смерти властвует над героями в сентиментальных текстах. C языком сентименталистов по сути в русскую литературу вошло многозначное поэтическое слово, передающее оттенки и переходы чувств отдельного человека, отсюда идёт постепенное усиление внимания к внутреннему духовному миру личности.  Кстати, у Н.М.Карамзина есть и стихотворение «Меланхолия»  (его может прочитать учитель или заранее подготовленный ученик)
Н.М.Карамзин
 Меланхолия 
Страсть нежных, кротких душ, судьбою угнетенных.
Несчастных счастие и сладость огорченных!
О Меланхолия! ты им милее всех
Искусственных забав и ветреных утех.
Сравнится ль что-нибудь с твоею красотою,
С твоей улыбкою и с тихою слезою?
Ты первый скорби врач, ты первый сердца друг:
Тебе оно свои печали поверяет;
Но, утешаясь, их еще не забывает.
Когда, освободясь от ига тяжких мук,
Несчастный отдохнет в душе своей унылой,
С любовию ему ты руку подаешь
И лучше радости, для горестных немилой,
Ласкаешься к нему и в грудь отраду льешь
С печальной кротостью и с видом умиленья.
О Меланхолия! нежнейший перелив
От скорби и тоски к утехам наслажденья!
Веселья нет еще, и нет уже мученья;
Отчаянье прошло... Но слезы осушив,
Ты радостно на свет взглянуть еще не смеешь
И матери своей, печали, вид имеешь.
Бежишь, скрываешься от блеска и людей,
И сумерки тебе милее ясных дней.
Безмолвие любя, ты слушаешь унылый
Шум листьев, горных вод, шум ветров и морей.
Тебе приятен лес, тебе пустыни милы;
В уединении ты более с собой.
Природа мрачная твой нежный взор пленяет:
Она как будто бы печалится с тобой.
Когда светило дня на небе угасает,
В задумчивости ты взираешь на него.
Не шумныя весны любезная веселость,
Не лета пышного роскошный блеск и зрелость
Для грусти твоея приятнее всего,
Но осень бледная, когда, изнемогая
И томною рукой венок свой обрывая,
Она кончины ждет. Пусть веселится свет
И счастье грубое в рассеянии новом
Старается найти: тебе в нем нужды нет;
Ты счастлива мечтой, одною мыслью — словом!
Там музыка гремит, в огнях пылает дом;
Блистают красотой, алмазами, умом:
Там пиршество... но ты не видишь, не внимаешь
И голову свою на руку опускаешь;
Веселие твое — задумавшись, молчать
И на прошедшее взор нежный обращать.
1800
Учитель: Давайте вновь вернёмся к повести «Бедная Лиза». Голос автора слышен в ней не менее отчётливо, чем в стихотворении. Найдите эти отрывки и прокомментируйте особенности авторского присутствия в тексте.
Учащиеся: Голос рассказчика слышен уже в названии повести. Не называет он её «Лиза и Эраст», а даёт однозначное определение – «Бедная Лиза», тем самым выражая своё сочувствие героине. Присутствие автора точно определено, его позиция однозначна: рассказчик исповедует культ сердца, нуждающегося в утончённых переживаниях и сострадании.
Например:

  1. «Часто прихожу на сие место и почти всегда встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою. Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою, и в темных переходах келий. Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, — стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет».
  2. «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»
  3. «Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!

Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья».
Подводится совместный итог наблюдений в виде заполнения соответствующих граф правой графы таблицы.
Итоговая таблица:


Черты сентиментализма

Реализация черт сентиментализма в повести «Бедная Лиза».

1. Передача движения чувства, подробное описание внутреннего мира человека, его переживаний, настроений.

Сюжет построен на развитии переживаний героев. В силу происхождения, условий жизни, развитости духовной стороны эти переживания разные, но они глубоки.

2.Утверждается внесословная ценность человека

«И крестьянки любить умеют!». Простое происхождение, неискушённость жизнью связывается с большей глубиной и искренностью чувств

3. Изображение мира души человека через мир природы. Связь с природой, умение её чувствовать понимать будет характеризовать ценностные ориентиры личности.

Пейзаж становится не фоном, а соучастником событий. С одной стороны, он символично предсказывает антитезу повести как причину трагедии (город-деревня), с другой стороны – усиливает и углубляет переживания героев (особенно, конечно, Лизы)

4.Слышен голос автора. Проявляется авторская позиция

Рассказчик прямо выражает своё сочувствие героине. Присутствие автора точно определено, его позиция однозначна: рассказчик исповедует культ сердца, нуждающегося в утончённых переживаниях и сострадании.

Учитель: Несмотря на неподдельный интерес к повести, немало после её выхода было и злопыхателей. Автора обвиняли в безнравственности, в экзальтированности, устраивали даже экскурсии на Лизин пруд, где были не берёзы, а чахлая берёзка, писались даже анонимные эпиграммы ( «Ну можно ль поступить безбожнее и хуже: Влюбиться в сорванца и утопиться в луже», «Здесь в воду бросилась Эрастова невеста,- Топитесь, девушки, в пруду довольно места».
(Учитель может при наличии времени дать небольшую справку о реально существующем некогда в Москве Лизином пруде. 
Этот пруд находился на месте бывшего инженерного корпуса завода «Динамо», рядом со станцией метро Автозаводская. Располагался на ровном и возвышенном месте за Камер-Коллежским валом, рядом с дорогой в деревню Кожухово, окружённый валом, берёзами и высокими дубами. В окружности пруд был около 300 метров и достигал глубины в 4 метра. Согласно церковному преданию, пруд вырыт Сергием Радонежским, его племянником Фёдором, основавшим Симонов монастырь, и первыми иноками обители. В память об этом он часто назывался Сергиевским, а иногда и Святым. Утверждалось, что его воды обладают целебной силой. В день Преполовения сюда ежегодно выходил настоятель монастыря с крестным ходом для освящения воды[2]. Есть также предание, что в Сергиевском пруду разводили рыбу для царя Алексея Михайловича, который неоднократно останавливался в Симоновом монастыре и жил в нём во время постов. В XIX веке земля вокруг пруда сдавалась в аренду крестьянам под огороды, но с условием, чтобы те не препятствовали крестному ходу, совершаемому в день Преполовения. В начале XX века эта земля стала застраиваться жильём разраставшейся Симоновой слободы, жители который настолько загрязнили пруд, что он стал непригоден для купания. Пруд засыпали в начале 1930-х годов. Известно, что в 1932 году пруд ещё существовал и на его берегу стояло здание школы фабрично-заводского ученичества. Засыпа́ли пруд с трудом, вода тогда в нём была чистая и питалась ключами. Тем не менее пруд не был сохранён. Вместе с ним исчезли с карты Москвы Лизин тупик, ведущий к пруду, Лизина слободка, Лизинская железнодорожная ветка с товарной станцией «Лизино» и Лизина площадь, находившаяся к югу от пруда)
ЛИЗИН ПРУД

А.М.Васнецов СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ 


Наверное, ни у одного серьёзного явления не может быть однозначной оценки. Повесть «Бедная Лиза» в конце 18-начале 19 века читалась с восторгом. Она выдержала 6 изданий, стала, как мы убедились уже, предметом подражания. Отголоски «Бедной Лизы» звучат в «Станционном смотрителе», «Евгении Онегине», «Пиковой даме», «Барышне-крестьянке» А.С.Пушкина, в произведениях Толстого и Достоевского.
Интересны ли вам, ребятам 21 века, идеи, заложенные в повести? Что навсегда осталось из неё в прошлом, а о чём можно размышлять и сейчас?
После обмена мнениями звучит песня Б.Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».
Домашнее задание:
Проведите устное сравнение повестей «Бедная Лиза» Н. Карамзина и «Барышня-крестьянка» А.Пушкина по чертам из таблицы.


Список использованной литературы к уроку

  1. Карамзин Н.М. Бедная Лиза, М. 1986.
  2. Сборник повестей конца 18-начала 19 века. М, 2013
  3. Карамзин Н.М. Что нужно автору?//Литература в школе, №7, 2011
  4. Осетров Е. Три жизни Карамзина, М., 1989
  5. Машевский А. Карамзин-поэт//Литература №20,2002
  6. Шайтанов И. Сентименализм.//Литература №3, 2002
  7. Веденская Г.А. «Твёрдый разум» и «нежнейшие чувства» (особенности изучения повестей Н.Карамзина)//Литература, №5, 2003
  8. Уроки литературы в 9 классе. Пособие для учителя. Беляева Н, Ерёмина С., М.,2011