Логотип Ломоносовской школы-пансион Поступить

Конспект урока. Сафонова Наталья Станиславовна

13 ноября 2018
Просмотров: 5488

Тема
«Емельян Пугачёв – историческая личность и художественный образ»

Продолжительность: 1 урок.
Класс: 8 класс.
Тип урока:  интегрированный урок по истории и литературе (изучение нового учебного материала). 
Цели урока: Создать условия для исследовательской деятельности учащихся, направленной на всестороннее раскрытие образа Е. Пугачева, и выработать у них отношение к исторической личности и  художественному образу Е. Пугачёва. 
 Задачи урока:
- обучающие:
1) развивать у учащихся умения исследовательской работы: сбор информации из исторических и литературных источников, её структурирование, сравнительный анализ  и обобщение, формулировка интегрированных выводов; 
2) показать роль А. С. Пушкина  как историка, первым  давшего описание бунта  Е. Пугачева, и роль художественных произведений в описании исторических событий; 
3) через анализ образа Емельяна Пугачева прийти к раскрытию идеи повести «Капитанская дочка»;
4) ознакомить учащихся с причинами, характером, составом войны под предводительством Е. Пугачева (1773-1775 гг.);  
5) развивать познавательный интерес учащихся к изучению эпохи 18-го века через исторические документы Пугачёвского восстания и художественный образ Е. Пугачёва, созданного А. С. Пушкиным;
6) сформировать сущность понятий: "историческая правда", "художественный вымысел"; 
7) совершенствовать умение связного высказывания; ведения дискуссии; доказательства своей точки зрения; 
8) развивать навыки конспектирования, реферирования; 
          - воспитательные:
1) воспитывать нравственные качества: честность, доброта, справедливость, чувство долга, милосердие, верность своему слову; 
 2) воспитывать  патриотизм, любовь к истории русского народа и русской художественной литературе;
3) помочь школьникам дать оценку Пугачёвскому восстанию и сформировать определённую гражданскую позицию по отношению к трагическому положению крестьянства, лишённому элементарных человеческих прав и гражданских свобод; 
4) развивать самостоятельность,творческую и познавательную активность учащихся; 
5) воспитывать уважительное отношение к мнению других;

    - развивающие:
1) развивать образное и логическое мышление, память, речь, внимание;
2) развивать творческие способности учащихся.
Методы обучения: исследовательский, проблемно-поисковый, индуктивный, демонстрация, показ, рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования. 
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор, 
- иллюстрации портретов А. С. Пушкина, Екатерины Великой, портрет Е. Пугачёва, написанный на портрете Екатерины Второй, В. Перов «Суд Пугачёва», портрет Е. Пугачёва неизвестного художника; 
- отксерокопированные таблицы «Сравнение исторического и художественного образа Е. Пугачёва», 
- отксерокопированное дифференцированное домашнее задание по литературе, 
- отрывок из к/ф А. Прошкина «Русский бунт».

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель литературы: Дорогие ребята, вот уже на протяжении всего 8 класса мы с вами, говоря о литературных произведениях, всё время прибегаем к помощи истории. Вспомните, о каких исторических деятелях или исторических событиях у нас шла речь?
Учащиеся: Ермак и его поход в Сибирь, Стенька Разин и его восстание, Иван Сусанин. 
Учитель литературы: Упоминали мы с вами и имя Емельяна Пугачёва, когда обращались к историческим песням, преданиям. На сегодняшнем уроке нам предстоит подробнее окунуться в историю происхождения и жизни этого исторического лица, в тайну загадки его художественного образа. Именно поэтому тема нашего урока звучит так: «Емельян Пугачёв – историческая личность и литературный персонаж» (запись в тетрадях). Основная цель нашей работы будет заключаться в следующем: всесторонне – с художественной и документальной позиций - раскрыть непростой исторический образ Емельяна Пугачёва.

2. Изучение нового учебного материала.

Учитель литературы: Наш урок сегодня не совсем обычный – интегрированный. Он соединит ваши знания по истории и литературе, тем самым обогатит новой информацией по тому и другому предмету, а, самое главное, продемонстрирует вам, как необходимо применять в жизни знания из разных областей  по тому или иному вопросу. Именно это характеризует и ваш кругозор, и интеллект, делает вас интересными, гармонично развитыми личностями.
План нашего урока таков: сначала мы окунёмся с помощью ваших сообщений в историческую эпоху, породившую сам феномен Емельяна Пугачёва;  поговорим о реальной исторической основе личности предводителя народного восстания,  а потом убедимся, как реальность порой расходится с художественным воплощением (не случайны же два разных труда А. С. Пушкина: документальный – «История Пугачёвского бунта» и художественный – роман «Капитанская дочка») и  подумаем, почему так происходит. Это основные моменты нашего интегрированного урока.
Учитель истории: Итак, вторая половина 18-го века – время царствования Екатерины II – эпоха неоднозначная. Чем характеризуется эта эпоха? (Переход к сообщению учащегося)
 Учащийся: Выступление учащегося, который готовил историческую справку об эпохе.  
ХVII век – век царствования Екатерины II. В 1745 году она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Федоровича. В 1762 году пришла к власти, свергнув с престола  своего мужа Петра III. Екатерина решительна, умна и образованна, ее часто называют продолжательницей Петра Великого. Екатерина II выбирала политику, отвечающую задачам развития страны, придавала большое значение законодательству, считая, что законы создаются «для воспитания граждан». Однако тяжесть налогов, бесправие отражались на крестьянах, их можно было продавать, наказывать без суда. Бесправие и нищета толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись. Продолжали расти злоупотребления крепостным правом помещиков над крестьянами, их можно было продавать, они платили огромные налоги, терпели наказания и нищету, при этом постоянно работая. Во многих местах начинались бунты крестьян против помещиков и власти. В этой обстановке разнеслись слухи, что Петр III жив, он появится и накажет царицу и помещиков, даст крестьянам волю и землю – в народе всегда жила вера в доброго царя. Началось возмущение в казачьей среде, казачество с его преданиями о вольной жизни и враждой к государству не исчезло, тем более что оно должно было нести гарнизонную службу, что стесняло его свободу. Восстание началось на реке Яике среди яицких казаков с появлением донского казака Емельяна Пугачева, назвавшего себя Петром III.
Учитель истории: Емельян Пугачёв – личность непростая, загадочная, притягивающая и отталкивающая одновременно. Как характеризуется Е. Пугачёв в исторических документах? (Переход к сообщению учащегося) 
Учащийся: Выступление учащегося, который готовил исторические документы о личности Е. Пугачёва. Одновременно учащимся раздаются пустой шаблон сравнительной таблицы «Е. Пугачёв – реальная личность и литературный персонаж». Первую графу этой таблицы «Е. Пугачёв в истории» учащиеся заполняют, слушая сообщение.

Сравнительная таблица «Характеристика Е. Пугачёва – реальной личности и литературного персонажа»


Е. Пугачёв в истории

Образ Е. Пугачёва в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Примечания

Портрет Е. Пугачёва:

Поступки Е. Пугачёва:

Ореол Е. Пугачёва:

Портрет Е. Пугачёва:

Поступки Е. Пугачёва:

Ореол Е. Пугачёва:

 

Емельян Иванович Пугачёв — донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов.
Емельян Пугачев родился в 1742 году, в станице Зимовейская-на-Дону. Из донских казаков. В 1759 Емельян Пугачёв вступил на военную службу казаком, принимал участие в Семилетней войне. В 1764 в составе своего полка находился в Польше, в 1769-1770 воевал с турками и получил чин хорунжего. Вернувшись по болезни на Дон, в 1772 отправился бродяжничать, находился в среде терских казаков, за Кубанью у казаков-некрасовцев, в Польше, жил среди старообрядцев под Черниговым, Гомелем, на реке Иргизе. Несколько раз попадал под арест, но совершал побеги.
В мае 1773 года Емельян Пугачев бежал из казанской тюрьмы на реку Яик, где среди проживавших там казаков объявил себя императором Петром Федоровичем, спасшимся чудесным образом от убийц, подосланных неверной женой. 17 сентября от его имени был прочитан первый манифест о начале восстания, ядром которого стали яицкие казаки-старообрядцы. Затем к ним присоединились отряды башкир и других народов Поволжья, уральские работные люди, а также крестьяне, составлявшие большинство на последнем этапе восстания. Многочисленные отряды повстанцев действовали на огромной территории от Урала до Волги. Сам Пугачев первоначально осадил Оренбург, но после поражения от правительственных войск у Татищевой крепости 22 ноября 1774 года  его главные силы отступили в горнозаводской Урал. Оттуда он двинулся на Волгу и взял Казань. Пугачевцы находились там всего один день, но успели в пьяной вакханалии разграбить и сжечь город. Победители насиловали женщин, убивали не только мужчин, но и стариков и детей. Одно имя Пугачева вызывало неподдельный страх среди населения. Императрица Екатерина II объявила себя казанской помещицей в знак солидарности с пострадавшим дворянством этой губернии.
Дальнейший путь преследуемого правительственными войсками мятежного вождя Емельяна Пугачева лежал вниз по Волге. Он бежал, «но бегство его, по выражению Александра Сергеевича Пушкина, казалось нашествием». В связи с размахом пугачевского восстания правительство вынуждено было форсировать переговоры с турками об окончании войны и перебросить в Поволжье войска под командованием Александра Суворова. После того, как повстанцы потерпели крупное поражение под Царицыном, Пугачев в сентябре 1774 года был выдан своими бывшими соратниками царским властям. Доставленный в Москву в клетке в распоряжение следственной комиссии мятежный вождь был приговорен судом к четвертованию и казнен с несколькими своими сподвижниками 10 января 1775 года на Болотной площади. По рассказам современников (переданных, в частности в пушкинской «Истории Пугачёва»), палач имел тайное указание от Екатерины II сократить мучения осуждённых, и Пугачёву с Перфильевым сначала отсекли головы и лишь потом четвертовали. Стоя на эшафоте, Пугачёв крестился на соборы, кланялся на все стороны и говорил: «Прости, народ православный, отпусти мне, в чём я согрубил перед тобой… прости, народ православный!» Через несколько минут отрубленная палачом голова была показана народу и оказалась на спице, остальные части тела — на колесе. Казнь Перфильева была последним официальным четвертованием в России.
Крестьянская война 1773-1775 гг. стала самым массовым стихийным народным выступлением в России. Емельян Пугачев серьезно напугал российские правящие круги. Еще в ходе восстания по приказу правительства был сожжен дом, в котором жил Пугачев, а позднее его родная станица Зимовейская перенесена на другое место и названа Потемкинской. Река Яик, первый очаг неповиновения и эпицентр повстанцев, была переименована в Урал, а яицкое казачество стало называться уральским. Поддержавшее Пугачева казачье войско было расформировано и переселено на Терек. Беспокойную Запорожскую  Сечь, учитывая ее мятежные традиции, в 1775 году ликвидировали, не дожидаясь очередного выступления. Екатерина II повелела придать вечному забвению пугачевский бунт.
 
 Учитель литературы: Обратите внимание на портрет, выполненный неизвестным художником 21 сентября 1773 г. в Илецком городке, недалеко от Оренбурга, как раз в самом начале крестьянской войны 1773-1775 гг. Он хранится в Историческом музее Москвы. Сравнительно недавно реставраторы обнаружили, что портрет Емельяна Пугачёва написан поверх какого-то другого портрета. Когда же частично был снят наружный красочный слой, то оказалось, что он написан на холсте, изображавшем императрицу Екатерину II в декольтированном платье, с орденской лентой и бриллиантовой звездой. Пытаясь восстановить историю этого «двойного» портрета, писательница О. Чайковская отмечала: «Легко представить себе, что этот большой царский портрет висел в каком-нибудь официальном учреждении, сюда ворвались восставшие, сорвали его со стены, в нескольких местах проткнули чем-то острым, но потом кто-то сообразил, что такому добротному холсту грех пропадать и поверх портрета царицы решили написать портрет вождя восстания, мужицкого царя. Холст зачинили (следы починки видны, обрезали по краям – и он стал основой для единственного подлинного портрета Е. Пугачёва (если не считать того, где Пугачёв изображён уже пленным, в цепях).

Учитель истории: Итак, какие же записи вы сделали в таблице? 
Сравнительная таблица «Характеристика Е. Пугачёва – реальной личности и литературного персонажа»


Е. Пугачёв в истории

Образ Е. Пугачёва в повести А. С. Пушкина  «Капитанская дочка»

Примечания

Портрет Е. Пугачёва 
Тёмная накидка, меховая шапка, строгое и серьёзное выражение лица, большие тёмные глаза под напряжённо сдвинутыми бровями устремлены в одну точку, губы крепко сжаты. Пугачёву около 30 лет, но выглядит он старше. Художнику удалось передать сильный грозный характер.

 

 

Поступки Е. Пугачёва
Вышел из донских казаков, бродяжничал, назывался Лжедмитрием, собрал войско из казаков, крестьян, работных людей, грабил, жёг дома, казнил дворян, был пойман и казнён

 

 

Ореол Е. Пугачёва
Ореол злодея, жестокого, коварного, непредсказуемого человека

 

 

Учитель литературы: Как видите из предыдущего выступления, образ Е. Пугачёва был интересен не только историкам, но и людям творческого труда, в том числе и А. С. Пушкину. Он был одним из первых исследователей и биографов Емельяна Пугачева, сумевший отразить противоречивость личности бунтовщика и авантюриста, виртуозно сочетавшего незаурядный артистический дар с пылким бродяжьим духом. Поэту было трудно скрыть симпатию к государственному преступнику. Именно поэтому на дарственном экземпляре своей книги «История Пугачева» он написал Денису Давыдову следующие строчки:
Вот мой Пугач: при первом взгляде 
Он виден — плут, казак прямой! 
В передовом твоем отряде 
Урядник был бы он лихой.
 Как вы думаете, почему образ Е. Пугачёва интересовал художников, писателей, поэтов?
Учащиеся: Обречённость, сила, непредсказуемость, жестокость, вызов, свободолюбие, хождение по краю пропасти – те черты личности, которые всегда были интересны творческому человеку: художнику, писателю, композитору и т.д. Всеми этими чертами обладал Е. Пугачёв.
Учитель литературы: Мы уже встречали с вами трактовку образа Е. Пугачёва в народных исторических песнях. Вспомните, каким там предстаёт Емельян Пугачёв? Прочитайте отрывок из одной из песен (добрый батюшка – в песне  «Как во темнице, во тюремнице / Сидел добрый молодец Емельян Пугачёв…»)  -  чтение из учебника (Литература. 8 класс: учебник-хрестоматия в 2-х частях: ч. 1 / под ред. В. Я. Коровиной. – М.: «Просвещение», 2008). 
Посмотрите, как представил Е. Пугачёва известный современный режиссёр А. А. Прошкин в своей картине «Русский бунт», снятой по мотивам и документального, и художественного труда А. С. Пушкина. Какие качества личности  совмещаются в этом образе Е. Пугачёва? 
Демонстрируется отрывок из фильма. 
Учащиеся: Жёсткость, лукавство и обаяние сочетаются в герое фильма. 
Учитель литературы: Как вы думаете, почему А. С. Пушкин не остановился на историческом труде, а по его следам написал художественное произведение?
Учащиеся: Его интересовала личность Е. Пугачёва не только как историка, но и как творческую личность.
         Учитель литературы: Всю жизнь находясь под гласным или негласным надзором, поэт стремился к свободе выбора, слова. Поэтому не случайно образ рискующего, жестокого, но свободного казака дан им в повести иначе, чем в историческом труде. Не случайна дата, поставленная в конце повести - 19 октября – праздник Лицея – времени надежд на свободу. В день, когда была завершена «Капитанская дочка», на встрече с друзьями-лицеистами поэт прочитал своё последние стихотворное послание к ним, где были такие строки:
Припомните, о, други, с той поры,
Когда наш круг судьбы соединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущённые народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари.
Вашим домашним заданием, было выписать портретные характеристики Е. Пугачёва, его поступки в повести «Капитанская дочка». 
На основе ответов учащихся заполняются последующие графы таблицы.
Сравнительная таблица «Характеристика Е. Пугачёва – реальной личности и литературного персонажа»


Е. Пугачёв в истории

Образ Е. Пугачёва в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Примечания

Портрет Е. Пугачёва 
Тёмная накидка, меховая шапка, строгое и серьёзное выражение лица, большие тёмные глаза под напряжённо сдвинутыми бровями устремлены в одну точку, губы крепко сжаты. Пугачёву около 30 лет, но выглядит он старше. Художнику удалось передать сильный грозный характер.

Портрет Е. Пугачёва
На протяжении повести он меняется, т.к. принцип создания образа Е. Пугачёва – превращение, метаморфоза. Он не предсказуем. Он – человек-стихия. Из бродяги  он превращается в великого государя. Но постоянно говорится о его глазах – это необходимая деталь его динамического портрета.

С появлением Е. Пугачёва в романе возникает таинственная, тревожная, загадочная атмосфера.

Поступки Е. Пугачёва
Вышел из донских казаков, бродяжничал, назывался Лжедмитрием, собрал войско из казаков, крестьян, работных людей, грабил, жёг дома, казнил дворян, был пойман и казнён.

Поступки Е. Пугачёва

  1. Помогает Гринёву выйти из бурана, принимает благодарность героя,

Пугачёв – фигура трагическая. В жизни ему тесно так же, как в детском заячьем тулупчике («Улица моя тесна; воли мне мало»)

  1. Казнь в Белогорской крепости.
  2. Бурлацкая песня об обречённом висельнике  и калмыцкая сказка.

 

Жестокость, властность
Власть Пугачёва кажется безграничной, но он осознаёт трагизм своей судьбы, поэтому и предстаёт в героическом ореоле. Он интересен Пушкину как рискующий и понимающий обречённость человек.

Прощение Гринёва, освобождение Маши, прислал Гринёву овчинный тулуп и полтину денег.

То, что Гринёв берёг «честь смолоду» симпатично Пугачёву, он поступает благородно – подтверждение героического ореола.

 Бунт
(возможно посмотреть отрывок из к/ф А. Прошкина «Русский бунт»)

 

 

 

 

 

Пугачёвский бунт показан в романе как национальная трагедия. Это беспощадная гражданская война, в которой бунтовщики не могут победить. Не считают себя победителями и усмирители бунта: «Мы утешались в нашем бездействии мыслию о скором прекращении скучной и мелочной войны с разбойниками и дикарями». В этой войне есть только побеждённые – русские люди, воюющие против   русских же людей.

Пушкин не рисует пленения и казни Е. Пугачёва. Почему?

Пушкин не является сторонником свержения монархии, бунта, революций. Не случайно Гринёв говорит: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».  Но в повести он не свергает  с пьедестала романтичную и таинственную личность «мужицкого царя».

Ореол Е. Пугачёва
Ореол злодея, жестокого, коварного, непредсказуемого человека

Ореол Е. Пугачёва
Пугачёв сложен и противоречив. В нём уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность ему помочь.

 

3. Выводы по уроку.
Учитель литературы и истории: Итак, мы с вами познакомились с реальной личностью Емельяна Пугачёва и её художественным воплощением в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Давайте сравним данные таблицы. К каким выводам мы приходим? 
Учащиеся: Как видно из таблицы, реальный и художественный образы Е. Пугачёва принципиально разнятся. А. С. Пушкина манило свободолюбие Е. Пугачёва, его желание идти на риск. Именно поэтому ореол вокруг этой исторической личности в повести несколько романтичен, облагорожен. Основываясь на исторические факты, реальный Е. Пугачёв – жестокий, непредсказуемый человек.
Учитель истории: История основывается на фактах, уже совершившихся. 
Учитель литературы: Литература привносит новые грани оценок и указывает путь милосердия и любви к человеку.

4. Домашнее задание.

Подготовить конспект статьи М. И. Цветаевой «Пушкин и Пугачёв» в форме таблицы:

Пугачёв в представлении 
М. И. Цветаевой

Гринёв в представлении 
М. И. Цветаевой

Екатерина II в представлении 
М. И. Цветаевой

 

 

 

 

Список использованных источников:

  • Лотман Ю. М. А. С.Пушкин. – Л., 1981.
  • Овчинников Р. В. Над «пугачевскими» страницами Пушкина. – М., 1981. – 159 с.
  • Оксман Ю. Г. Пушкин в работе над «Капитанской дочкой». - М., 1952 (http://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l58/l58-2222.htm_)
  • Петров С. М. Исторический роман А. С. Пушкина. - М.: Изд-во АН СССР, 1953. - 159 с.
  • Скобелев В. П. Пугачев и Савельич (к проблеме народного характера в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка») // Пушкинский сборник. - Псков, 1972. - С. 43—58.
  • Цветаева М. И. Пушкин и Пугачев // Цветаева М. И. Мой Пушкин. – М., 1981. – 222 с.