Главная - Ломоносовская частная школа-пансион
Главная - Ломоносовская частная школа-пансион
Презентации школы
Наши услуги
Жизнь школы
Творчество наших учеников
Наши учителя
Наши ученики
Видеогалерея
Фотоальбомы
Электронный журнал
Методическая копилка
Документы
Контакты
Школьная форма
Наши вакансии
Летнее чтение
Архив материалов



















Follow Us on Facebook  Follow Us on Twitter  Follow Us on Instagram  Follow Us on YouTube 



       Главная > Сборник методических материалов > Лесная Татьяна Юрьевна

Диагностическая карта. Лесная Татьяна Юрьевна

12 марта 2018 года

Из опыта работы учителя-логопеда по обследованию уровня речевого развития дошкольника.
Лесная Татьяна Юрьевна,
учитель-логопед,  ЧОУ СОШ «Ломоносовская»
В настоящее время существует большое разнообразие диагностических карт обследования уровня речевого развития дошкольника (авторы: Т.Н. Волковская,  О.Б.Иншакова, О.Н. Тверская, Е.Г. Кряжевских, Е.А. Стребелева, И.А. Смирнова, О. Е.Громова, Г. Н. Соломатина  и др.). Особенностью этих карт является то, что, используя их, учитель-логопед   проводит полную, всестороннюю,  диагностику речевого развития ребенка. Он проводит целостное обследование, которое включает определение различных уровней речевого развития дошкольника: навыков самостоятельной речи,  развития словарного запаса и грамматического строя речи, звукопроизношение, развития слоговой структуры  слов, сформированности  фонематического анализа и синтеза у детей. С помощью таких карт  специалист может полноценно изучить речь ребёнка, отметить слабые стороны её развития, определить  уровень  развития речи и разработать индивидуальный маршрут в соответствии с речевыми нарушениями.  
В свою очередь, мы предлагаем диагностическую карту, которая имеет свои отличительные особенности. Во-первых, в разработанной нами карте используется логопедический опыт построения полных карт. Во-вторых,   обозначены цели диагностики каждого уровня речевого развития. В-третьих, приведены примеры ответов ребёнка с выводами логопеда о  нарушении на том или ином уровне речевого развития. В-четвёртых,  даны рекомендации на основе выявленных нарушений на том или ином уровне.
В целом, карта состоит из трёх частей, удобных и понятных для практического использования учителем-логопедом.

Часть 1
Диагностическая карта
обследования уровня речевого развития дошкольника
I. Общие сведения о ребенке
Цель: ознакомиться с ходом речевого развития ребенка, сделать заключение о возможности понимания вопросов и характере участия ребенка в диалоге.
1.1 Фамилия, имя ребенка
1.2 Возраст
1.3 Домашний адрес
1.4 Кем направлен (из какого ДОУ, поликлиники)
1.5 Жалобы родителей: невнятность речи, недостаточность словаря, темп разговора, гнусавость (нужное подчеркнуть)
1.6 Речевое окружение ребенка. Имеются ли недостатки речи в семье?
1.7 Данные о ходе речевого развития
А) Когда родители впервые заметили реакцию ребенка на звук?
Б)  Было ли гуление и во сколько месяцев?
В)  Когда появился лепет и какой?
Г) В каком возрасте ребенок впервые стал понимать обращенную к нему просьбу (закрой глазки, иди ко мне и т.д.)
Д) В каком возрасте ребенок произнес первые слова?
Е) Были ли это целые слова (папа, мама, баба) или (только слоги па, ма, ба)?
Ж) Когда родители заметили отставание в развитии речи?
З)  Прерывалось ли речевое развитие ребенка? По какой причине? Как длительно?
     1.8  Внимание, работоспособность
Общее звучание (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание;
ускоренный, звонкий, неразборчивая, нечеткая, укороченный речевой выдох)
1.9  Беседа с ребенком

  1. Как тебя зовут?
  2. Знаешь ли ты свою фамилию?
  3. Сколько тебе лет?
  4. Как зовут твою маму (папу, дедушку, бабушку)
  5. Где ты живешь? (на какой улице ты живешь)
  6. Есть ли у тебя сестра? (брат)
  7. Как ее (его) зовут?
  8. Сколько ей (ему) лет?
  9. Кто из вас старше?
  10. Ходит ли она в ДОУ (школу)?
  11. Где работает папа? (мама)
  12. Чем занимаются на своей работе?

Выводы: (сделать заключение о возможности понимания вопросов и характере участия ребенка в диалоге. В зависимости от активности ребенка, его участия в диалоге, может быть квалифицировано, как инициативное или пассивное, а речевые ответы – как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса).
II. Обследование навыков самостоятельной речи
Цель: оценить развитие связной речи

    1.  Составление рассказа по сюжетной картинке.

Девочка зашла в дом и увидела, что на полу все разбросано: шапка, ботинки, шаль…, а кот сидит под вешалкой.
2.2  Составление рассказа по серии сюжетных картинок.3 картинки.
На 1-ой: кот бежит за мышкой, а мышка подбегает к рваному башмаку, чтобы спрятаться.
На 2-ой: мышка выбегает из башмака через дырку, а кот передними лапами лезет в ботинок.
На 3-ей: огорченный кот смотрит в пустой ботинок и не понимает, куда делась мышка.

    1.  Пересказ.

Наступили холода. Дети насыпали зерна в кормушку. Прилетели синички. Склевали зерна и улетели.

    1.  Составление рассказа – описания (игрушки, предмета)

Зайка черно-белый, мягкий, пушистый.

    1.  Составление рассказа по представлению

Представь, что сейчас лето…
     Выводы: (оценка связной речи с точки зрения ее развернутости,  точности,    последовательности и правильности оформления в фонетическом и лексико-грамматическом отношении).
III. Словарь
Цель: отметить соответствие объема словаря возрастной норме

    1.  Предметный словарь

Объяснение значения слов:


Холодильник

 

Пылесос

 

Показ и название предметов и их частей:


чайник

 

носик

 

донышко

 

крышка

 

стул

 

спинка

 

сидение

 

ножки

 

Существительные со сходными лексическими значениями:


Чашка

 

Кружка

 

Перчатки

 

Варежки

 

Одеяло

 

Пододеяльник

 

Уровень обобщений:


Помидор, капуста, огурец, свекла

 

Груша, персик, яблоко, апельсин

 

Кубики, пирамидка, кукла, мячик

 

Брюки, юбка, свитер, шуба

 

Ботинки, туфли, сапоги, тапки

 

Стул, диван, стол, кресло

 

Собака, лошадь, кошка, коза

 

Ворона, попугай, утка, петух

 

Автобус, поезд, трамвай, самолет

 

Название времен года


Зима

 

Весна

 

Лето

 

Осень

 

Название профессий


Врач

 

Учитель

 

Повар

 

Художник

 

Продавец

 

Водитель

 

Редко употребляемая лексика


Подоконник

 

Форточка

 

Рельсы

 

Клумба

 

Бинокль

 

Фонтан

 

3.2 Словарь признаков
Названия основных и оттеночных цветов


Красный

 

Желтый

 

Зеленый

 

Синий

 

Коричневый

 

Черный

 

Голубой

 

Розовый

 

Фиолетовый

 

Оранжевый

 

Серый

 

Прилагательные, обозначающие качество предметов


Круглый (арбуз)

 

Квадратное (печенье)

 

Овальное (яйцо)

 

Прямоугольный (кирпич)

 

Треугольная (пирамида)

 

Прилагательные, обозначающие качество предметов


Лимон - какой?

 

Сосулька – какая?

 

Вода – какая?

 

Еж – какой?

 

Кресло – какое?

 

Мех – какой?

 

Подбор антонимов


Большой

 

Высокий

 

Толстый

 

Тяжелый

 

Светлый

 

Мокрый

 

Холодный

 

Больной

 

Много

 

Сладкий

 

Подбор синонимов


Здание

 

Приятель

 

Смелый

 

3.3 Глагольный словарь
Что делают?


Повар

 

Врач

 

Учительница

 

Строитель

 

Кто как голос подает?


Кошка

 

Гусь

 

Петух

 

Корова

 

Свинья

 

Собака

 

Утка

 

Мышь

 

лягушка

 

Приставочные глаголы

Папа пришел

 

Ушел

 

Вошел

 

Обошел

 

Перешагнул

 

3.4 Название частей суток

Утро

 

День

 

Вечер

 

Ночь

 

3.5 Наречия

Черепаха ползет как?

 

Самолет летит как?

 

Лошадь скачет как?

 

Летом солнце светит как?

 

     Вывод: (отметить соответствие объема словаря возрастной норме; характеристика активного словаря – наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных; точность употребления слов – если имеется неточность употребления, указать на какой основе это происходит).

IV.Грамматический строй речи
Цель: отметить соответствие развития грамматического строя возрастной норме
4.1 Употребление существительных в именительном падеже множественного числа:


Карандаш

 

Ведро

 

Дом

 

Стол

 

4.2 Употребление существительных в родительном падеже: (д/и «Жадный кот» - родительный падеж частичного объекта):


Еще сыра

 

Еще колбасы

 

Еще молока

 

4.3 (д/и «Чего не стало?» - родительный падеж с отрицанием):


Нет карандаша

 

Нет карандашей

 

Нет куклы

 

Нет кукол

 

Нет колеса

 

Нет колес

 

4.4 Употребление существительных в дательном падеже: (д/и «Расскажи, кому ты дашь корм» - дательный падеж, обозначающий лицо, на которое направлено действие):


Кошке

 

Мальчику

 

Бабушке

 

Козам

 

Петуху

 

Петухам

 

Зайцу

 

Зайцам

 

4.5Употребление существительных винительном падеже (д/и «Экскурсия в зоопарк» - кого ты увидел в зоопарке?»):


Слона

 

Ежа

 

Козу

 

Медведей

 

Собаку

 

Белок

 

Оленей

 

Белку

 

4.6 Употребление существительных в творительном падеже: (д/и «Кому нужно?» - творительный падеж в значении орудийного действия):


Топором

 

Молотком

 

Иглой

 

Кисточкой

 

Ножом

 

Лопатой

 

4.7 Образование множественного числа существительных в родительном падеже:


Утка

 

Капуста

 

Стул

 

Карандаш

 

Окно

 

Нож

 

Птица

 

Деревья

 

4.8 Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных:


Ведро

 

Шар

 

Жук

 

Кукла

 

Гриб

 

Дом

 

4.9Образование названий детенышей животных:


У кошки

 

У собаки

 

У козы

 

У львицы

 

У коровы

 

У волчицы

 

У овцы

 

У медведицы

 

4.10 Образование прилагательных от существительных:


Матрешка из дерева какая?

 

Стакан из стекла какой?

 

Портфель из кожи какой?

 

Свитер из шерсти какой?

 

Кольцо из золота какое?

 

Конверт из бумаги какой?

 

4.11Согласование существительных с числительными:


Цыпленок (один, два, пять)

 

Ведро (одно, два, пять)

 

Стул (один, два, пять)

 

Ручка (одна, две, пять)

 

4.12 Образование притяжательных прилагательных:


Хвост лисы чей?

 

Хвост собаки чей?

 

Хвост льва чей?

 

Хвост павлина чей?

 

  Вывод: (отметить характер аграмматизмов и возможность словообразования и формирования).
  V.Слоговая структура слова
Цель: отметить соответствие развития слоговой структуры с возрастной нормой
5.1 Повтори за мной (при грубом нарушении структуры слов):


Пта

 

Фта

 

Мна

 

Мну

 

Бутаково

 

Патакама

 

Повтори:


Елка

 

Паук

 

Стол

 

Стул

 

Шкаф

 

Пушка

 

Бабушка

 

Скамейка

 

Карандаш

 

Аквариум

 

Мотоцикл

 

5.2 Назови по картинкам:


Магнитофон

 

Смородина

 

Стрекоза

 

Поросенок

 

5.3Повтори предложения:


Утром на деревьях защебетали ласточки.

 

Мотоциклисты едут на мотоциклах.

 

Мама покупает в универсаме фрукты.

 

На перекрестке стоит милиционер.

 

Вывод: (отмечается характер искажения: сокращенное количество слогов, употребление слогов, добавление числа слогов, перестановка слогов и звуков).

VI. Состояние артикуляционного аппарата
Цель: отметить состояние артикуляционного аппарата
6.1 Состояние артикуляционного аппарата


Губы (толстые, мясистые, короткие)

 

Подвижность губ (вытянутость вперед трубочкой, растянуть их в широкую улыбочку, делать попеременно эти движения, меняя ритм движений)

 

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы верхние, нижние)

 

Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий)

 

Небо (высокое, готическое, узкое, плоское, укороченное, низкое)

 

Язык (массивный, маленький, укороченная уздечка)

 

Подвижность губ (облизать языком губы; постараться дотянуться языком до носа, подбородка, левого уха, правого; пощелкать языком; сделать язык широким, а затем узким; поднять кончик языка вверх, как можно дольше удерживать его в этом положении; перемещать кончик языка то в левый угол губ, то в правый, меняя ритм движений; высунуть язык как можно дальше, а потом втянуть его глубоко в рот)

 

          Вывод: отметить следующие параметры движений:

  1. Тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение).
  2. Активность (нормальная, заторможенность, расторможенность).
  3. Объем движений (полный, неполный).
  4. Точность выполнения.
  5. Длительность (способность удерживать органы в заданном положении в течение 5 с.).
  6. Замена органов одного движения другим.
  7. Добавочные движения и их лишения (синкинезии).

VII. Произношение и различение звуков
Цель: отметить состояние звукопроизношения и фонематических процессов в соответствии с возрастной нормой
7.1 Звукопроизношение:
Гласные:


А

 

У

 

О

 

Ы

 

Согласные:


С

 

Сь

 

З

 

Зь

 

Ц

 

Ч

 

Щ

 

Ш

 

Ж

 

Л

 

Ль

 

Р

 

Рь

 

Йот

 

Г

 

К

 

Б

 

П

 

Д

 

Т

 

Н

 

М

 

7.2 Фонетический слух:


С-З

 

Ш-Ж

 

Ж-З

 

Ш-Щ

 

Щ-Сь

 

Ц-С

 

Ц-Ть

 

Ч-С

 

Ч-Ть

 

Ч-Ц

 

Ч-Ш

 

Щ-Ж

 

Л-Р

 

П-Д

 

Т-Д

 

К-Х

 

К-Г

 

Ы-И

 

Скажи также:


Почка – бочка

 

Том-дом

 

Точка-дочка

 

День-тень

 

Дрова-трава

 

7.3 Хлопнуть в ладони на определенный звук:


На звук с

 

На звук р

 

На звук ы

 

Выдели звук в словах (из начала слова):


Алик

 

Оля

 

Ира

 

Отбери картинки на заданный звук:


Л

 

Ш

 

Р

 

Анализ звукового состава слова:


Алик

 

Оля

 

Ира

 

Утка

 

Эхо

 

Окна

 

Город

 

Волк

 

Банка

 

Выделение последнего звука в слове:


Пух

 

Сок

 

Шары

 

Луна

 

Мука

 

Руки

 

Кот

 

Нос

 

Логопедическое заключение
(по результатам углубленной диагностики)

Часть 2
Пример заполнения диагностической карты
обследования уровня речевого развития дошкольника
(персональные данные ребенка изменены)

1.1 Фамилия, имя ребенка – Кирилл
1.2 Возраст – 11.11.2011г.р. (полных лет – 6)
1.3 Домашний адрес – г. Москва
1.4 Кем направлен (из какого ДОУ, поликлиники) – мальчик учится в  подготовительном классе. Обучается с 1 сентября 2017 года. Логопедические занятия посещает с 15.09.2017г.
1.5 Жалобы родителей: невнятность речи, недостаточность словаря, темп разговора, гнусавость (нужное подчеркнуть)
1.6 Речевое окружение ребенка. Имеются ли недостатки речи в семье? Семья благополучная. Оба родителя имеют высшее образование. В семье два ребенка. Старший ребенок учится во 2 классе. Дома воспитанием ребенка занимается няня. Мальчик дополнительно занимается фигурным катанием.
    В семье недостатков речи и билингвизма нет.

 1.7 Данные о ходе речевого развития

А) Когда родители впервые заметили реакцию ребенка на звук? – с 1 месяца
Б)  Было ли гуление и во сколько месяцев? – в 3 месяца
В)  Когда появился лепет и какой? – в 8 месяцев (какой – мама не помнит)
Г) В каком возрасте ребенок впервые стал понимать обращенную к нему просьбу (закрой глазки, иди ко мне и т.д.) – к 12 месяцам
Д) В каком возрасте ребенок произнес первые слова? – в 1г.3 мес.
Е) Были ли это целые слова (папа, мама, баба) или (только слоги па, мА, ба)? – целые слова. Первое слово – папа.
Ж) Когда родители заметили отставание в развитии речи? – в 3 года
З)  Прерывалось ли речевое развитие ребенка? По какой причине? Как длительно? – не прерывалось

1.8 Внимание, работоспособность: внимание неустойчивое, не всегда удерживает цель деятельности, отвлекается сам и отвлекает других.
Ребенок с трудом удерживает темп работы, а иногда и вообще не сидит на месте, постоянно находится в движении. Наблюдаются невротические реакции (сосет палец, почесывается, ерзает на стуле).
Общее звучание (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание;
ускоренный, звонкий, неразборчивая, нечеткая, укороченный речевой выдох) – голос нормальный, темп ускоренный, речь неразборчивая из-за ускоренного темпа и недостаточной артикуляции.

1.9 Беседа с ребенком
  1. Как тебя зовут? – Кирилл
  2. Знаешь ли ты свою фамилию? – Иванов Кирилл
  3. Сколько тебе лет? – Сесть
  4. Как зовут твою маму (папу, дедушку, бабушку) – Марина, Зеня.   Бабуска и дедуска погиб.
  5. Где ты живешь? (на какой улице ты живешь) – В доме.
  6. Есть ли у тебя сестра? (брат) – У меня есть сестра. Это Настя.
  7. Как ее (его) зовут? – Настя.
  8. Сколько ей (ему) лет? – Восемь.
  9. Кто из вас старше? – Из меня или из Насти? Настя самая старсая.
  10. Ходит ли она в ДОУ (школу)? – Ходит в сколу.
  11. Где работает папа? (мама) – Не знаю. На работе.
  12. Чем занимаются на своей работе? – Не знаю.

Выводы: Ребенок обращенную речь понимает. В диалоге участвует без особого интереса.  На вопросы отвечает простыми нераспространенными предложениями. В речи наблюдаются аграмматизмы.
II. Обследование навыков самостоятельной речи

2.1 Составление рассказа по сюжетной картинке.

Девочка зашла в дом и увидела, что на полу все разбросано: шапка, ботинки, шаль…, а кот сидит под вешалкой.
Девоська увидела, все валяется. Это кот раскидал.

2.2 Составление рассказа по серии сюжетных картинок. 3 картинки.

На 1-ой: кот бежит за мышкой, а мышка подбегает к рваному башмаку, чтобы спрятаться.
На 2-ой: мышка выбегает из башмака через дырку, а кот передними лапами лезет в ботинок.
На 3-ей: огорченный кот смотрит в пустой ботинок и не понимает, куда делась мышка.
      Последовательность картинок установил не верно. Рассказ с помощью наводящих вопросов.
      Была трава. Мыска посла внутри тапоська. Потом кот посмотрел и хотел увидеть эту мыс. Потом кот в этот басмак и никого не увидел. Мыска убезала.

2.3 Пересказ.

Наступили холода. Дети насыпали зерна в кормушку. Прилетели синички. Склевали зерна и улетели.
Посыпали зерныски в кормуску. Прилетели кормуски. Они поклевали и улетели.

2.4 Составление рассказа – описания (игрушки, предмета)

Зайка черно-белый, мягкий, пушистый.
Пусыстый. Беленький с терненьким. Мягкий. Есе он умеет прыгать. Есе он милый и его все любят.

2.5 Составление рассказа по представлению

Представь, что сейчас лето…
Я делаю летом вот. Я просу папу пироски приготовить мои любимые. Идем гулять мы летом есе. Лето теплое. Летом зима тает. Как его там… Забыл.

Выводы:  У Кирилла недостаточная сформированность связной речи: нарушение связности, последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения. Речь аграмматичная. Из-за нарушения звукопроизношения,  невнятная и малопонятная. В своей речи ребенок не использует выразительные средства языка. Предложения простые, нераспространенные.

III. Словарь

3.1 Предметный словарь

Объяснение значения слов:

Холодильник

Стобы блать еду.

Пылесос

Стобы отисять от миклобов.

Показ и название предметов и их частей:

чайник

Тяйник

носик

Наливаска

донышко

Ноги

крышка

Отклываска

стул

Стул

спинка

Делевяска

сидение

Тозэ делевяска

ножки

Зэлеска

Существительные со сходными лексическими значениями:

Чашка

Тяска

Кружка

Тяска

Перчатки

Пертятка

Варежки

Пертятка

Одеяло

Одеяло

Пододеяльник

Не знаю

Уровень обобщений:

Помидор, капуста, огурец, свекла

Еда

Груша, персик, яблоко, апельсин

Овоси

Кубики, пирамидка, кукла, мячик

Игруски

Брюки, юбка, свитер, шуба

Одезда

Ботинки, туфли, сапоги, тапки

Одезда

Стул, диван, стол, кресло

Делевяное

Собака, лошадь, кошка, коза

Домасние зывотные

Ворона, попугай, утка, петух

Птисы

Автобус, поезд, трамвай, самолет

Электисеский предметы

Название времен года

Зима

Зима

Весна

Лето

Лето

Не знаю. Я когда-то купался…Не знаю, какой день был.

Осень

Зима

Название профессий

Врач

Доктор

Учитель

Утитель

Повар

Повар

Художник

Худозник

Продавец

Продаветь

Водитель

Рульник

Редко употребляемая лексика

Подоконник

Окно

Форточка

Окрываска

Рельсы

Поровозная дорога

Клумба

Не знаю

Бинокль

Бинокль воетький

Фонтан

Водопад

3.2 Словарь признаков

Названия основных и оттеночных цветов

Красный

Красный

Желтый

Золтый

Зеленый

Зеленый

Синий

Синий

Коричневый

Сэлэневый

Черный

Солный

Голубой

Сыний

Розовый

Розовый

Фиолетовый

Фиолетовый

Оранжевый

Оранзэвый

Серый

Сиреневый

Прилагательные, обозначающие качество предметов

Круглый (арбуз)

Круглый

Квадратное (печенье)

Квадратное

Овальное (яйцо)

Круглое

Прямоугольный (кирпич)

Ромбаный

Треугольная (пирамида)

Треугольная

Прилагательные, обозначающие качество предметов

Лимон - какой?

Не знаю, белага

Сосулька – какая?

Сосалька белая

Вода – какая?

Синяя

Еж – какой?

Колютий

Кресло – какое?

Не знаю

Мех – какой?

Не знаю

Подбор антонимов

Большой

Маленький

Высокий

Маленький

Толстый

Тонкий

Тяжелый

Нормальный

Светлый

Темный

Мокрый

Тистый

Холодный

Теплый

Больной

Не больной

Много

Мало

Сладкий

Соленый

Подбор синонимов

Здание

Не знаю, я не ходил в здание.

Приятель

Друг

Смелый

Сильный, красивый, благородный

3.3 Глагольный словарь

Что делают?

Повар

Готовит пису.

Врач

Лесит людей.

Учительница

Дает то, сто надо сделать.

Строитель

Делает дома, стобы люди не были бездомны.

Кто как голос подает?

Кошка

МЯукает

Гусь

Крякает

Петух

Кукарекает

Корова

Мукает

Свинья

Не знаю

Собака

Гавкает

Утка

Крякает

Мышь

Пикает

лягушка

Квакает

Приставочные глаголы

Папа пришел

Папа присол

Ушел

Усол

Вошел

Восол

Обошел

По кругу

Перешагнул

Пересол

3.4 Название частей суток

Утро

Утро

День

Зима, после утра ноть.

Вечер

Ноть

Ночь

Утло

3.5 Наречия

Черепаха ползет как?

Медленно

Самолет летит как?



  




     Архив   |   RSS-канал
     Контакты  
Московская область, Раменский район, Чулковское с/п, поселок Тельмана,
тел. (495) 920-07-32, (496) 462-92-93, e-mail:  lomonpansion@mail.ru (частные школы Москвы, элитные школы Подмосковья)
     Яндекс.Метрика