Логотип Ломоносовской школы-пансион Поступить

Конспект НОД для детей старшей группы. Белова Елена Васильевна

13 ноября 2018
Просмотров: 10341

Московская область Раменский муниципальный район Посёлок им. Тельмана

Частное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа-пансион«Ломоносовская»

Конспект НОД по «Формирование элементарных математических представлений».

 

на тему «Число и цифра 7» для детей старшей группы

Автор: Е.В. Белова, 
педагог дошкольного образования

Цель НОД:   создать условия для закрепления у детей сформированных представлений о числе и цифре «семь».
Задачи НОД: 
- Образовательные: 
        1) развивать умение  обозначать количество, число предметов цифрой 7; 
       2) совершенствовать умение употреблять цифру 7 в соответствии с числом предметов;
        3) закреплять знания чисел натурального ряда, «соседей» числа, навыки счёта в пределах 10;
       4) развивать навыки решения примеров на сложение и вычитание с   использованием числовой прямой;
       5) закреплять знания детей о геометрических фигурах;
       6) упражнять в решении задач;
       7) формировать   умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. 
- Развивающие: 
1) работать над осмыслением действий сложения и вычитания; 
2) развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности;
3) развивать устойчивое внимание, мышление, речь, творческое воображение; мелкую моторику.  
 - Воспитательные:
       1) воспитывать внимательность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость, умение слушать; 
       2) формировать навыки самостоятельности, наблюдательности;  
       3) воспитывать интерес к математическим занятиям.
Интеграция образовательных областей:
 - «Познание»: развитие познавательной деятельности через решение примеров и задач; разрешение проблемных вопросов;
- «Коммуникация»: развитие речевой деятельности (ответы на вопросы, составление условия задачи); 
- «Социализация»: развитие навыков сотрудничества; формирование чувства сопричастности, взаимопомощи; 
- «Чтение художественной литературы» -  чтение сказок; 
- «Физическое развитие»:  физкультминутка.
 Методы работы: беседа, иллюстрация, показ, частично-поисковый, упражнение, самостоятельная работа воспитанников,  поощрение, предъявление требований.
Форма организации детей: фронтальная.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная. 
Оборудование и материалы: ПК, проекционное оборудование, презентация, карточки с геометрическими фигурами, картинный материал «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», цветок «цветик-семицветик», карточка с цифрой 7.   
Раздаточный материал:  для каждого воспитанника листочки с геометрическими фигурами; карточки с примерами, набор  цифр и знаков. 
Предварительная работа: чтение сказок  «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов».  
 
Ход НОД: 
I. Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята, я хочу начать наше занятие с приветствия. Давайте встанем и поприветствуем друг друга и гостей, которые присутствуют у нас на занятии.

Придумано кем–то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро – длится до вечера.
II. Определение темы занятия.
Воспитатель:
Садитесь. Ребята, чем мы занимаемся на занятиях по математике? 
Дети:  
Считаем, решаем примеры, задачи …. 
Воспитатель:
Правильно. А с геометрическими фигурами мы работаем?
Дети: 
Да.
Воспитатель:
Назовите   геометрические фигуры, которые вы знаете? 
Дети: 
Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал.
Воспитатель:
Молодцы! Ребята, а вам интересно узнать тему нашего занятия?
Дети: 
Да.
Воспитатель:
Хорошо.  Чтобы узнать тему нашего занятия, вы должны выполнить задание, в котором и пригодятся ваши знания геометрических фигур.   У каждого из вас лежат листочки, возьмите цветной карандаш и раскрасьте только треугольники. Раскрашиваем аккуратно, красиво. 
  
Воспитатель:
Что у вас получилось? 
Дети: 
Цифра 7.     
Воспитатель:
Молодцы! Кто может  назвать тему нашего занятия?   
Дети: 
Цифра 7.     
Воспитатель:
Правильно,  тема занятия «Число и цифра 7».      Слайд 1
III.  Закрепление изученного материала
Воспитатель:  
Посмотрите на рисунки и скажите, на что похожа цифра 7?      Слайд 2
              

Дети: 
На клюшку, на косу.
 Воспитатель:  
Молодцы!
- Семь – точно острая коса, 
  Коси, коса, пока остра.

- Очень похожи семёрки на клюшки,
  Для хоккеиста и для старушки.
 Воспитатель:  
Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети: 
Да-а.
Воспитатель:  
Сегодня мы с вами отправляемся в гости в царство цифры 7. И пойдем мы вот по этой необычной дорожке.     Слайд 3
  
    
Посмотрите, на что она похожа?
Дети: 
На цифру семь.
Воспитатель:  
Правильно. Итак, в путь. А по дороге вспомним, как  пишется цифра 7. 

 

Воспитатель: 
Откройте тетради на странице 10, где у вас вклеена закладка.  Давайте вспомним, из каких элементов состоит цифра 7, посмотрите на карточку.
  http://festival.1september.ru/articles/551569/pril4.jpg 
Дети: 
Она состоит из волнистой линии, большой и маленькой палочек.
Воспитатель: 
Правильно. Возьмите в руки карандаш и напишите вместе со мной цифру 7 в воздухе. Хорошо. А теперь напишите цифру 7 в тетради. Не забываем о правильной посадке: спинка прямая, ножки на подставке, локоть лежит на парте. Пишем аккуратно, стараемся. 
(Дети работают в тетради) 
Воспитатель: 
Молодцы, все очень старались, и поэтому цифры получились ровные, красивые. Закройте тетради и положите их на край стола.

Воспитатель:
Вот так за работой, незаметно мы и пришли в царство цифры 7. Посмотрите, как здесь красиво!        Слайд 4

  http://hdwallpapers.cat/wallpaper_1920x1080/disney_magical_kingdom_abstract_fantasy_3d_1920x1080_hd-wallpaper-1342569.jpg  

В этом царстве растут особенные цветы. Вот один из них.     (Прикрепляю на доску цветик-семицветик)
   http://demiart.ru/forum/uploads/post-2725-1169287312.gif

Кто знает, как он называется?  
Дети: 
Цветик-семицветик. 
Воспитатель:
Молодцы!Назовите,  какого цвета лепестки у цветка. 
Дети: 
Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Воспитатель:
Вам это что-то напоминает? 
Дети: 
Радугу. 
Воспитатель:
Правильно, у радуги тоже семь разноцветных полос.  
Посмотрите на цветик-семицветик,  он непростой. На каждом лепестке есть задание, которое надо выполнить. (Дети поочередно подходят к доске, отрывают лепестки и выполняют задания. Устный счет)  
Задания:
- Посчитай от 4 до 9 и обратно.
- Назови соседей числа 1.
- Какое число стоит перед числом 10?
- Какое число стоит после числа 5?
- Какие числа стоят между числами 4 и 7?
- Сравни числа 9 и 8.
- Соедини число 7 и соответствующее количество предметов.      Слайд 5

  http://3.bp.blogspot.com/_SzaYieYLza8/TFJkZgM0MTI/AAAAAAAAA2s/pN6x80DAJBo/s1600/5a.jpg    http://bookgdz.ru/images/videoyrok/1klas/mat/moro/123/1172bc20_5da9_0131_0746_22000ae82f90.png   http://4.bp.blogspot.com/_SzaYieYLza8/TFJkejwxS8I/AAAAAAAAA28/1Gf47bc2do8/s1600/7a.jpg

 

        http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/94/725/94725305_3279085_j6657_1210844180.jpg         http://games-for-kids.ru/img/cifra-7-100.png          http://www.maam.ru/upload/blogs/0b8311859978ef35e8aacd3aa8616105.jpg.jpg

 

  http://www.funlib.ru/cimg/2014/101916/2752869

 
Воспитатель:
Молодцы! Все задания выполнили.  Идем дальше. Кто нас встречает? 
Слайд 6

 

http://a9.vietbao.vn/images/vi955/2012/6/55463928-1339920501-thoi-trang-bach-tuyet15.jpg    

Дети: 
Белоснежка.
Воспитатель:
Правильно. А из какой она сказки? 
Дети: 
Белоснежка и семь гномов.
Воспитатель:
Молодцы! А вот и гномы.     (Прикрепляю на доску гномов)

http://divelink.ru/images/8/a/kak-zovut-gnomov-v-skazke-belosnezh_4.jpg          http://mebel-gem.ru/netcat_files/205/224/31_17.jpg         http://i.dailymail.co.uk/i/pix/2010/03/30/article-1262136-08ECCC9E000005DC-355_233x423.jpg          http://img3.wikia.nocookie.net/__cb20140901211752/disney/images/thumb/0/0c/Sleepy_Dwarf.jpg/500px-Sleepy_Dwarf.jpg

            http://img-fotki.yandex.ru/get/4519/120710424.2f/0_661b9_db53306_XL.jpg      http://dwarfspruce.eu5.org/images/disney%20dwarfs-2.jpg        http://ep.yimg.com/ay/yhst-130817123929166/seven-dwarfs-doc-lifesized-standup-1.jpg
Они приготовили вам примеры, которые надо решить с использованием числовой прямой. Один из вас будет выходить к доске, выбирать понравившегося гнома и решать пример, а все остальные на карточках находите этот пример и записываете ответ.
7 + 2 =                      9 – 1 =                        4 – 2 =                  8 + 2 =
                 2 – 2 =                     3 + 1 =                        5 + 2 =  
(Выполнение задания). 
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Гномы очень рады, что вы справились с заданием. Ну, а теперь можно и  отдохнуть.     Слайд 7      
Ребята, сколько дней в неделе? 
Дети:
Семь.
Воспитатель:
Давайте вспомним их.                     
Физминутка.
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол гонял,
В пятницу я прыгал, бегал,
А в субботу танцевал,
В воскресенье торт я кушал,
А потом я отдыхал. 
Мы семь раз в ладоши хлопнем,
Столько же ногами топнем.
Мы за парты снова сядем,
Как сидеть мы всем покажем!
Воспитатель:
Отдохнули, а теперь опять за работу. Слышите, кто это плачет?      Слайд 8      
https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=300x10000:format=jpg/path/sf278732f8691ebec/image/i32dd3b7cd985f48f/version/1337979073/image.jpg
Дети:
Коза.
Воспитатель:
Как вы думаете, из какой она сказки? 
Дети:
Волк и семеро козлят.
Воспитатель:
Правильно. Мама Коза просит нас помочь ей. Злой Волк забрал козлят и отдаст ей их только при условии, что вы выполните задание. А задание трудное. Поможем Маме Козе?
Дети:
Да-а-а.
Воспитатель:
Надо по рисунку составить задачу и решить ее.      Слайд 9
              http://zazdoc.ru/tw_files2/urls_29/206/d-205013/7z-docs/2_html_4471f742.jpg
 
(Дети составляют условие задачи, один ребенок записывает решение на доске, остальные выкладывают пример на столах, используя набор цифр и знаков.)
Воспитатель:
Какие же вы молодцы! Мама Коза благодарит вас за помощь.  Злой волк сдержал свое обещание и отпустил козлят к маме.      Слайд 10 
    http://content.foto.mail.ru/mail/dana_62/_blogs/i-332.jpg
А нам с вами пора возвращаться домой.  Давайте попрощаемся с жителями сказочного царства и помашем им рукой.     Слайд 11     

IV. Итог занятия.
Воспитатель:
Ну, как, понравилось вам в гостях у цифры 7? 
Дети:
Да-а-а.
Воспитатель:
А что больше всего понравилось?
Дети:
Раскрашивать треугольники, работать с гномиками, решать примеры, помогать маме Козе. 
Воспитатель:
Хорошо. Давайте вспомним. 
- Сколько лепестков было в необычном цветке? (7)
- Сколько гномов вам приготовили примеры?   (7)
- Сколько козлят было у козы?   (7)
- Сколько цветных полос у радуги?  (7)
- А как мы на письме обозначаем количество лепестков, гномов, козлят, полос у радуги?
Дети:
Цифрой семь.
Воспитатель:
Правильно. Ребята, вы сегодня были внимательными, сообразительными, хорошо справились со всеми заданиями, я очень довольна  вами. Вы молодцы! А напоследок я хочу всем раздать картинки с радугой. Вам надо будет вспомнить, как располагаются цвета у радуги,  и раскрасить ее.  
                                     http://www.playing-field.ru/img/2015/052304/1354887 
На этом наше занятие закончено.  Спасибо за работу. 
 
Список использованных источников:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез,  2011.
2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
3. Колесникова Е.В.  Математика для детей 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
4. Интернет-ресурсы:
- yandex.ru/images –   картинки
http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/03/26/40-fizkultminutok-dlya-doshkolnikov -    физминутки 
- iplayer.fmq/звук плачь женщины/