Конспект НОД для детей старшей группы. Белова Елена Васильевна
Московская область Раменский муниципальный район Посёлок им. Тельмана
Частное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа-пансион«Ломоносовская»
Конспект НОД по «Формирование элементарных математических представлений».
на тему «Число и цифра 7» для детей старшей группы
Автор: Е.В. Белова,
педагог дошкольного образования
Цель НОД: создать условия для закрепления у детей сформированных представлений о числе и цифре «семь».
Задачи НОД:
- Образовательные:
1) развивать умение обозначать количество, число предметов цифрой 7;
2) совершенствовать умение употреблять цифру 7 в соответствии с числом предметов;
3) закреплять знания чисел натурального ряда, «соседей» числа, навыки счёта в пределах 10;
4) развивать навыки решения примеров на сложение и вычитание с использованием числовой прямой;
5) закреплять знания детей о геометрических фигурах;
6) упражнять в решении задач;
7) формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Развивающие:
1) работать над осмыслением действий сложения и вычитания;
2) развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности;
3) развивать устойчивое внимание, мышление, речь, творческое воображение; мелкую моторику.
- Воспитательные:
1) воспитывать внимательность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость, умение слушать;
2) формировать навыки самостоятельности, наблюдательности;
3) воспитывать интерес к математическим занятиям.
Интеграция образовательных областей:
- «Познание»: развитие познавательной деятельности через решение примеров и задач; разрешение проблемных вопросов;
- «Коммуникация»: развитие речевой деятельности (ответы на вопросы, составление условия задачи);
- «Социализация»: развитие навыков сотрудничества; формирование чувства сопричастности, взаимопомощи;
- «Чтение художественной литературы» - чтение сказок;
- «Физическое развитие»: физкультминутка.
Методы работы: беседа, иллюстрация, показ, частично-поисковый, упражнение, самостоятельная работа воспитанников, поощрение, предъявление требований.
Форма организации детей: фронтальная.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная.
Оборудование и материалы: ПК, проекционное оборудование, презентация, карточки с геометрическими фигурами, картинный материал «Белоснежка и семь гномов», «Волк и семеро козлят», цветок «цветик-семицветик», карточка с цифрой 7.
Раздаточный материал: для каждого воспитанника листочки с геометрическими фигурами; карточки с примерами, набор цифр и знаков.
Предварительная работа: чтение сказок «Цветик-семицветик», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов».
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята, я хочу начать наше занятие с приветствия. Давайте встанем и поприветствуем друг друга и гостей, которые присутствуют у нас на занятии.
Придумано кем–то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро – солнцу и птицам!
Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро – длится до вечера.
II. Определение темы занятия.
Воспитатель:
Садитесь. Ребята, чем мы занимаемся на занятиях по математике?
Дети:
Считаем, решаем примеры, задачи ….
Воспитатель:
Правильно. А с геометрическими фигурами мы работаем?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Назовите геометрические фигуры, которые вы знаете?
Дети:
Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапеция, овал.
Воспитатель:
Молодцы! Ребята, а вам интересно узнать тему нашего занятия?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Хорошо. Чтобы узнать тему нашего занятия, вы должны выполнить задание, в котором и пригодятся ваши знания геометрических фигур. У каждого из вас лежат листочки, возьмите цветной карандаш и раскрасьте только треугольники. Раскрашиваем аккуратно, красиво.
Воспитатель:
Что у вас получилось?
Дети:
Цифра 7.
Воспитатель:
Молодцы! Кто может назвать тему нашего занятия?
Дети:
Цифра 7.
Воспитатель:
Правильно, тема занятия «Число и цифра 7». Слайд 1
III. Закрепление изученного материала
Воспитатель:
Посмотрите на рисунки и скажите, на что похожа цифра 7? Слайд 2
Дети:
На клюшку, на косу.
Воспитатель:
Молодцы!
- Семь – точно острая коса,
Коси, коса, пока остра.
- Очень похожи семёрки на клюшки,
Для хоккеиста и для старушки.
Воспитатель:
Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети:
Да-а.
Воспитатель:
Сегодня мы с вами отправляемся в гости в царство цифры 7. И пойдем мы вот по этой необычной дорожке. Слайд 3
Посмотрите, на что она похожа?
Дети:
На цифру семь.
Воспитатель:
Правильно. Итак, в путь. А по дороге вспомним, как пишется цифра 7.
Воспитатель:
Откройте тетради на странице 10, где у вас вклеена закладка. Давайте вспомним, из каких элементов состоит цифра 7, посмотрите на карточку.
Дети:
Она состоит из волнистой линии, большой и маленькой палочек.
Воспитатель:
Правильно. Возьмите в руки карандаш и напишите вместе со мной цифру 7 в воздухе. Хорошо. А теперь напишите цифру 7 в тетради. Не забываем о правильной посадке: спинка прямая, ножки на подставке, локоть лежит на парте. Пишем аккуратно, стараемся.
(Дети работают в тетради)
Воспитатель:
Молодцы, все очень старались, и поэтому цифры получились ровные, красивые. Закройте тетради и положите их на край стола.
Воспитатель:
Вот так за работой, незаметно мы и пришли в царство цифры 7. Посмотрите, как здесь красиво! Слайд 4
В этом царстве растут особенные цветы. Вот один из них. (Прикрепляю на доску цветик-семицветик)
Кто знает, как он называется?
Дети:
Цветик-семицветик.
Воспитатель:
Молодцы!Назовите, какого цвета лепестки у цветка.
Дети:
Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Воспитатель:
Вам это что-то напоминает?
Дети:
Радугу.
Воспитатель:
Правильно, у радуги тоже семь разноцветных полос.
Посмотрите на цветик-семицветик, он непростой. На каждом лепестке есть задание, которое надо выполнить. (Дети поочередно подходят к доске, отрывают лепестки и выполняют задания. Устный счет)
Задания:
- Посчитай от 4 до 9 и обратно.
- Назови соседей числа 1.
- Какое число стоит перед числом 10?
- Какое число стоит после числа 5?
- Какие числа стоят между числами 4 и 7?
- Сравни числа 9 и 8.
- Соедини число 7 и соответствующее количество предметов. Слайд 5
Воспитатель:
Молодцы! Все задания выполнили. Идем дальше. Кто нас встречает?
Слайд 6
Дети:
Белоснежка.
Воспитатель:
Правильно. А из какой она сказки?
Дети:
Белоснежка и семь гномов.
Воспитатель:
Молодцы! А вот и гномы. (Прикрепляю на доску гномов)
Они приготовили вам примеры, которые надо решить с использованием числовой прямой. Один из вас будет выходить к доске, выбирать понравившегося гнома и решать пример, а все остальные на карточках находите этот пример и записываете ответ.
7 + 2 = 9 – 1 = 4 – 2 = 8 + 2 =
2 – 2 = 3 + 1 = 5 + 2 =
(Выполнение задания).
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Гномы очень рады, что вы справились с заданием. Ну, а теперь можно и отдохнуть. Слайд 7
Ребята, сколько дней в неделе?
Дети:
Семь.
Воспитатель:
Давайте вспомним их.
Физминутка.
В понедельник я купался,
А во вторник рисовал,
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол гонял,
В пятницу я прыгал, бегал,
А в субботу танцевал,
В воскресенье торт я кушал,
А потом я отдыхал.
Мы семь раз в ладоши хлопнем,
Столько же ногами топнем.
Мы за парты снова сядем,
Как сидеть мы всем покажем!
Воспитатель:
Отдохнули, а теперь опять за работу. Слышите, кто это плачет? Слайд 8
Дети:
Коза.
Воспитатель:
Как вы думаете, из какой она сказки?
Дети:
Волк и семеро козлят.
Воспитатель:
Правильно. Мама Коза просит нас помочь ей. Злой Волк забрал козлят и отдаст ей их только при условии, что вы выполните задание. А задание трудное. Поможем Маме Козе?
Дети:
Да-а-а.
Воспитатель:
Надо по рисунку составить задачу и решить ее. Слайд 9
(Дети составляют условие задачи, один ребенок записывает решение на доске, остальные выкладывают пример на столах, используя набор цифр и знаков.)
Воспитатель:
Какие же вы молодцы! Мама Коза благодарит вас за помощь. Злой волк сдержал свое обещание и отпустил козлят к маме. Слайд 10
А нам с вами пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с жителями сказочного царства и помашем им рукой. Слайд 11
IV. Итог занятия.
Воспитатель:
Ну, как, понравилось вам в гостях у цифры 7?
Дети:
Да-а-а.
Воспитатель:
А что больше всего понравилось?
Дети:
Раскрашивать треугольники, работать с гномиками, решать примеры, помогать маме Козе.
Воспитатель:
Хорошо. Давайте вспомним.
- Сколько лепестков было в необычном цветке? (7)
- Сколько гномов вам приготовили примеры? (7)
- Сколько козлят было у козы? (7)
- Сколько цветных полос у радуги? (7)
- А как мы на письме обозначаем количество лепестков, гномов, козлят, полос у радуги?
Дети:
Цифрой семь.
Воспитатель:
Правильно. Ребята, вы сегодня были внимательными, сообразительными, хорошо справились со всеми заданиями, я очень довольна вами. Вы молодцы! А напоследок я хочу всем раздать картинки с радугой. Вам надо будет вспомнить, как располагаются цвета у радуги, и раскрасить ее.
На этом наше занятие закончено. Спасибо за работу.
Список использованных источников:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
3. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
4. Интернет-ресурсы:
- yandex.ru/images – картинки
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/03/26/40-fizkultminutok-dlya-doshkolnikov - физминутки
- iplayer.fm›q/звук плачь женщины/