Логотип Ломоносовской школы-пансион Поступить

Практические рекомендации по подготовке к ОГЭ по русскому языку

13 ноября 2018
Просмотров: 4465

Итоговая аттестация по русскому языку – серьезное испытание эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Процесс этот сложный, потому что проверяет не только умение грамотно писать

В настоящее время объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию, поэтому подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс.

Для успешной сдачи экзамена прежде всего необходимо детально изучить структуру ОГЭ по русскому языку и понять его специфику.

При подготовке к ОГЭ в 8-9 классе в первую очередь рекомендуется познакомиться с КИМами ФИПИ по русскому языку прошлых лет (на протяжении 4 лет структура экзамена остается неизменной). Сегодня все задания находятся в открытом доступе, поэтому учащиеся и их родители могут ими воспользоваться.

Экзамен по русскому языку состоит из трех частей:

1. Написание сжатого изложения

2. Решение заданий по предложенному тексту

3. Написание сочинения - рассуждения

Первая часть работы экзаменационной работы  – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а коммуникативные умения. Как показывает практика, наиболее сложным видом работы по развитию речи является именно этот вид  изложения.

Сжатое изложение требует специальной логической работы,  так как нужно не только без искажения передать содержание исходного текста, но и удачно применить  приемы сжатия (компрессии) информации. В результате должен получиться новый текст, который, как и любой другой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Чтобы справиться с данной работой на экзамене и успешно написать сжатое изложение, нужно научиться выполнять сложные умственные операции, связанные со смысловой переработкой исходного текста и применением специальных приемов его сжатия. Все тексты, которые будут предложены учащимся для прослушивания на экзамене, также находятся в открытом доступе в банке заданий.

Рекомендации для написания сжатого изложения

При первом чтении: 
1. Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание. 
2. Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?). 
3. Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения. 
4. Запомните последовательность событий, рассуждений. 
5. Определите количество абзацев, ключевые слова. 
6. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. 
7. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Для составления плана: 
1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план. 
2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план. 
3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план. 

После второго чтения 
1. Разделите текст на смысловые части. 
Начинайте работу по компрессии текста.

Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.

2. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. 
3. Следите за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений. 
4. Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

Вторая часть – это решение заданий по предложенному тексту.

Во второй части работы учащимся предлагается 13 заданий по печатному тексту: со 2 по 14 (Задание №1 – прочитайте текст). Проверяются полученные знания в области русского языка за весь курс обучения:

  • 2-3 задание – речеведение, лексика (метафора, фразеологизм, олицетворение, эпитет, гипербола и др.);
  • 4-5 задание – орфография (правописание приставок, суффиксов различных частей речи, личных окончаний глаголов);
  • 6 задание – лексика (стилистически нейтральный синоним);
  • 7-14 задания – синтаксис (словосочетание, простое предложение, обособленные члены предложения, обращение, вводные слова и конструкции, сложное предложение).

Некоторые учащиеся испытывают сложности при выполнении задание №6 – подобрать (или заменить) книжное (или разговорное, или устаревшее) слово стилистически нейтральным синонимом. Казалось бы, что может быть проще? Но практика показывает, что к этому заданию сложно готовить учащихся, так как они не имеют достаточного языкового опыта, чтобы верно толковать подобные слова. Можно попробовать составить словарь из таких слов, но самый эффективный способ работы с этим заданием – чтение текстов из открытого банка заданий ОГЭ, анализ предложенных слов, их толкование и замена нейтральным синонимом.

Возникают также проблемы с выполнением задания №3, где необходимо определить, какое средство выразительности использовал автор в том или ином предложении. Теория по этому заданию закрепляется практикой не только на уроках русского, но и на уроках литературы при анализе художественных текстов (например, поэтических)

Еще раз надо отметить, что все задания 2 части ОГЭ есть в открытом банке заданий, их можно решать онлайн.

Третья часть экзамена – это написание сочинения-рассуждения.

 В части 3 к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему в 2015 году были добавлены еще 2 задания: сочинения на морально-этическую тему, направленные на содержательный анализ текста. Это дало выпускникам возможность выбора одного из трех вариантов. 

 Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию – одно из наиболее сложных заданий, которое проверяет коммуникативную компетенцию. Выпускники с опорой на курс лингвистики должны раскрыть смысл высказывания, доказать его; должны оперировать лингвистическими понятиями, а также конкретизировать свои суждения с помощью аргументов из исходного текста. На высокий балл при написании этого сочинения могут претендовать только учащиеся, которые имеют хорошие знания по основным разделам языкознания - лексике и грамматике. 

 Теперь же, если выпускник осознает, что не может написать сочинение на лингвистическую тему, он может выбирать из заданий 15.2 и 15.3.Это, как правило, сочинения на морально-этическую тему по анализу прочитанного текста. Для успешного написания одного из этих сочинений учащиеся должны понимать основную мысль прочитанного текста; уметь создавать собственное письменное высказывание на основе прочитанного по заданным параметрам; устанавливать авторскую позицию в тексте; выражать свое отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме; логически последовательно излагать свою точку зрения. Для того чтобы определиться с выбором темы написания сочинения, выпускник должен внимательно прочитать оба задания и проанализировать их: как сформулирован вопрос к заданию, какое слово ключевое? Надо сравнить вопросы, продумать ответы и определить, какой ответ получается более полным, развёрнутым и аргументированным. И только после всего этого можно начинать работу над выбранным заданием. 

Выполняя задание 15.2, учащиеся в своем сочинении должны привести толкование анализируемого отрывка – это и будет тезис. Для аргументации нужно использовать только материал прочитанного текста. Очень важно, чтобы учащиеся хорошо знали, что от них требуется при выполнении задания 15.2. Для этого в самом начале подготовительной работы к ОГЭ с изучаются и анализируются критерии оценивания, в дальнейшей работе при написании сочинения учащиеся пробуют анализировать написанные сочинения в соответствии с критериями. Анализ сочинения в соответствии с критериями весьма важен, потому что потом учащиеся сами могут определять, насколько их сочинение соответствует требованиям. 
 К 9 классу учащиеся уже умеют писать сочинения-рассуждения, надо только ещё раз напомнить структуру (алгоритм) написания:

  1. Вступление - тезис.

  2. Основная часть - доказательства (аргументы).

  3. Заключение – вывод.

При подготовке к написанию сочинения-рассуждения по фрагменту текста (задание 15.2) последовательно анализируется и отрабатывается каждый элемент нашего алгоритма. Учащиеся должны хорошо усвоить последовательность написания этого сочинения. От этого зависит правильность выполнения задания 15.2. 

Во вступлении учащиеся должны объяснить, как они понимают смысл фрагмента текста. Обычно в этом фрагменте заключается основная мысль автора текста, которую надо обосновать, доказать или опровергнуть (это и будет тезис). Для выделения тезиса надо внимательно прочитать текст, разделить его на структурные части (микротемы); в каждой части выделить (подчеркнуть карандашом) предложение или часть предложения, выражающее главное суждение (часть тезиса). Может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов, но на самом деле рассматриваются отдельные стороны главной идеи. Затем выделенное надо соединить смысловыми союзами (если, чтобы и т.д.) и сформулировать тезис. Необходимо показать свое понимание смысла указанного фрагмента. 

Основная часть по объёму должна быть больше, чем вступление и выводы. В ней учащиеся должны доказать правильность выраженной в тезисе мысли при помощи аргументов из анализируемого текста. Для этого повторно читают текст и выделяют (карандашом) слова или предложения, в которых заключена важная информация, дают ответы на вопросы: о чем текст? какую мысль автор хочет донести до читателя? с какой целью был написан текст? Ответив на эти вопросы, учащиеся смогут сформулировать идею текста и искать аргументы, подтверждающие их мысль. 

 Выбранные предложения можно цитировать полностью, можно использовать часть предложения, а можно заменить косвенной речью. Учащиеся должны помнить, что они должны анализировать и рассуждать, а не пересказывать текст. 

В последней части сочинения учащиеся должны обобщить сказанное и сделать вывод. Важно проверить, чтобы вывод не противоречил тезису и аргументам. 

Начиная работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения из задания 15.3, нужно внимательно прочитать само задание, определить задачи: сформулировать и прокомментировать значение данного слова, затем написать сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса данное нами определение. Опять повторить алгоритм написания сочинения-рассуждения. Обратить внимание, что задание 15.3 отличается от заданий 15.1 и 15.2: учащиеся должны привести один аргумент из жизненного опыта. После этого следует приступить к работе над каждым элементом нашего алгоритма. 

 При написании вступления надо дать определение какого-либо нравственного понятия. Для этого учащиеся должны ответить на вопрос: как я это понимаю? Определение надо постараться дать одним-двумя предложением, а затем его прокомментировать. Эта задача оказывается для учащихся довольно сложной: кажется, что все понимают, а сформулировать и записать определение не получается. Чтобы помочь решить эту проблему, следует выполнить словарную работу: попробовать различными способами определить лексическое значение понятий «дружба», «верность», «храбрость», «честность», «самооценка» и др. Затем внимательно перечитать и проанализировать записанные определения. Следующим этапом такой словарной работы должен быть подбор синонимов к данному слову, например: «дружба» - дружество, дружелюбие, доброжелательство, лад, мир, согласие, панибратство, побратимство...Затем подбираем эпитеты, которые можно употреблять с данными понятиями. Например, «дружба» бывает какая? Ответы: настоящая, крепкая, безграничная, близкая, бескорыстная, искренняя, многолетняя, давняя и т.д. Далее, возможно, следует подобрать антонимы и вспомнить высказывания, афоризмы, слова стихотворений и песен с анализируемыми словами. После проделанной работы учащиеся должны сформулировать свое определение понятия и записать его. 

 Затем необходимо приступить к написанию основной части. Аргумент из текста учащиеся находят путем анализа текста. С этим заданием обычно справиться несложно, потому что на уроках регулярно анализируются тексты и определяется основная мысль. А вот с аргументами из жизненного опыта будет гораздо сложнее: опыта у ребят ещё слишком мало. Поэтому можно обратиться к художественной литературе и к историческим примерам. 

И в заключении нужно вернуться к определению, чтобы обобщить вышесказанное. 

Необходимо также отметить, что успешная сдача ОГЭ зависит не только от теоретической и практической подготовки учащихся, но и психологического и морального настроя. Учащиеся должны быть уверены, что они все успешно сдадут экзамен при регулярной подготовке, они не должны испытывать страха перед ОГЭ.

Кроме того, в качестве эксперимента в 2017-2018 учебном году в 9 классах будет проведен пробный экзамен «Устная часть ОГЭ» на базе своих школ, который станет обязательным для девятиклассников со следующего учебного года и будет доступом к сдаче ОГЭ по русскому языку в период итоговой аттестации.

Устная часть по русскому языку состоит из четырех заданий.

Задание 1 – чтение небольшого текста вслух. Тексты для чтения будут содержать информацию о выдающихся людях прошлого и современности. Время на подготовку – 2 минуты.

Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты).

Задание 3 – построение связного монологического высказывания по одной из выбранных тем с опорой на план (типы речи – описание, повествование, рассуждение). Время на подготовку – 1 минута.

Задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником. Время на подготовку - без подготовки. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса.

Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут

В процессе проведения собеседования ведется аудиозапись.

Оценивается собеседование по системе «зачет»/«незачет»

Рекомендации по подготовке к устному собеседованию.

Выразительное чтение (1 часть):

1. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится.

2. Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.

3. Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей.

4. Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность.

5. Найдите слова, на которые падает логическое ударение.

6. Найдите в тексте труднопроизносимые слова (причастия количественные и порядковые числительные), не забудьте, что перед их прочтением необходимо сделать паузу.

6. Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию.

7. Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух, не опуская подбородок и произнося звуки открыто.

8. Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.

Пересказ текста (Часть 2):

На подготовку этого задания даётся всего 1 минута. За это время требуется прочитать текст, составить план пересказа и включить в свой пересказ дополнительный материал в виде афоризма известной личности.

Для успешного выполнения этого задания потребуется знать основные правила устного цитирования и отсылки к мнению авторитетов.

При оценке пересказа учитываются способность сохранять микротемы (параллель с изложением), а также умение цитировать (параллель с сочинением).

Монологическое высказывание (Часть 3):

1. Внимательно прочитать текст задания, обращая внимание на выделяемые элементы содержания, пункты плана, объем монолога;

2. Строить высказывание в соответствии с данным в задании планом;

3. Продумать план ответа: вступление (о чем будет высказывание), основная часть (раскрытие всех аспектов, данных в задании), заключение (подведение итога сказанному, выражение своего мнения);

4. Продумать ключевые фразы каждого пункта;

5. При необходимости дать развернутую аргументацию;

6. Стараться не давать избыточной информации, которая не обозначена в пунктах.

Диалог с экзаменатором-собеседником (Часть 4 )

  1. Ученику предстоит дать развернутые ответы на три вопроса экзаменатора (все они имеют отношение к теме, выбранной для монолога).

  2. На вопросы экзаменатора учащийся должен отвечать четко, используя речевые клише для привлечения внимания собеседника. После заданного экзаменатором вопроса, можно сказать: «Интересный вопрос. Я бы ответил на него так…» (и подобные этому конструкции).

  3. Учащийся должен уметь аргументировать (подтверждать фактами) свои мысли, понимать возможность наличия разных взглядов на одну и ту же проблему.

Эти задания продемонстрируют умение учащихся выпускных классов читать вслух отрывок небольшого текста, описать иллюстрацию и выразить отношение к изображенной ситуации; умение понимать вопрос и логично на него отвечать, а также владение орфоэпическими нормами.

В заключение хочется сказать, что, безусловно, любой компетентный учитель способен успешно готовить школьника к экзамену. А любой школьник изучает все предложенные вопросы в течение 9 лет. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к экзамену – это тяжелый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (то есть на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и внимание уделено только подготовке).

Удачной сдачи экзаменов!

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории – Е.В. Пантюхова