Логотип Ломоносовской школы-пансион Поступить

Использование практико-ориентированных задач на уроках русского языка и литературы как один из видов проблемного обучения

13 ноября 2018
Просмотров: 2053

Реформы в системе образования направлены на создание условий для самореализации и саморазвития личности учащегося на протяжении всей его жизни. Активно внедряющиеся в школах ФГОС подразумевают особое внимание к личностным результатам обучения школьника: целенаправленной познавательной деятельности на протяжении всей жизни, необходимых ценностно-смысловых установок, отражающих гражданские позиции, способности ставить жизненные цели и достигать их.

Современная школа должна формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве; ответственное отношение к учению, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов. Согласно требованиям ФГОС каждый выпускник школы будет обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики. 

Такое образование требует инновационного подхода в применении образовательных технологий.В современной педагогике существует множество технологий обучения. Каждая из них имеет какие-то особенности, отличия, но все они похожи в одном: каждая технология в своей основе содержит определенную педагогическую концепцию. Именно концепция определяет направленность, структурные составляющие и предполагаемый результат педагогического процесса. 

Педагогическая технология характеризуется рядом признаков. В.П.Беспалько выделяет следующие: 

-четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания; 

-структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению; 

-комплексное применение дидактических, технических, в том числе компьютерных, средств обучения и контроля; 

-усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания; 

-гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения. 

Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. 

Целью практико-ориентированного обучения является развитие познавательных потребностей, организация поиска новых знаний, повышение эффективности образовательного процесса. 

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе приобретения новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем. Принципами организации практико-ориентированного обучения являются: мотивационное обеспечение учебного процесса; связь обучения с практикой; сознательность и активность учащихся в обучении, деятельностный подход. 

В системе практико-ориентированного обучения формируется следующий практический опыт: сопоставления, оценки явлений, процессов, выявления причинно-следственных связей, постановки задач, потребности в дальнейшем пополнении предметных знаний. Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как предмета познания при комплексном подходе к анализу фактов, как средство познания. Поэтому организация учебного процесса в рамках практико-ориентированного подхода способствует созданию такого уровня актуализации знаний, при котором осознается их социально-личностная необходимость в совокупности с наличием познавательных потребностей. 

Огромную роль практико-ориентированное обучение играет в развитии творческой деятельности учащихся. Практико-ориентированное обучение способствует развитию внутренней мотивации учения, создает условия для реализации познавательного поиска, самовыражения и творчества. 

При реализации практико-ориентированного обучения необходимо учитывать следующие принципы

- принцип целеполагания; 

- принцип личностного подхода; 

- принцип продуктивности обучения; 

- принцип ситуативности обучения; - принцип образовательной рефлексии. 

Это соответствует не только требованиям ФГОС, но и требованиям, которые предъявляет жизнь к выпускникам школы, а именно получение практико-ориентированных навыков в процессе прохождения обучения. 

Приведу пример работы в данном направлении. Так как современная ситуация требует подготовки самостоятельных, творческих, инициативных выпускников, способных предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и претворять их в жизнь, мною было предложено обучающимся разработать проект максимальной подготовки к ЕГЭ в 11 классе по русскому и литературе. Затем они должны были представить свой продукт в виде презентации. Так родилась идея создания имитационной игры «Своя игра». На данном этапе прорабатываются регулятивные и познавательные УУД. Класс разбили на две группы, где первая была в качестве теоретиков, а вторая – практиков. Теоретики разрабатывали идеи, практики – воплощали в жизнь идеи теоретиков. Таким образом мы выделили проблему и поставили цель: при минимальном количестве времени и в интересной форме повторить материал по русскому языку и литературе. 

Наступил этап планирования работы. Совместно с учащимися был разработан план реализации проекта: поиск материала на лингвистических сайтах, в книгах и учебниках; отбор необходимой информации. Затем определили последовательность предстоящих шагов и сроки выполнения заданий. В процессе подготовки презентации пришлось отсеивать большое количество заданий, это стало, наверное, самой сложной задачей для ребят. На данном этапе отрабатываются личностные и коммуникативные УУД, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Практики, они же впоследствии жюри, собрали необходимый материал в единое целое и представили свой продукт в виде интеллектуальной игры-имитации «Своя игра». Внеклассное мероприятие прошло «на ура!», по времени заняло 50 минут, поощрены были все. После проведения мероприятия был этап рефлексии, на котором учащиеся поделились своими впечатлениями о подготовке и проведении игры. 

Такая форма работы очень хорошо вписывается в рамки отработки УУД на уроке. 

Можно сделать выводы, что учащиеся могут принимать решения, бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает их к самостоятельной жизни после окончания школы. 

Учитель русского языка и литературы
АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион» - Е.О. Шуина