Логотип Ломоносовской школы-пансион Поступить

План-конспект урока информатики и ИКТ для 9 класса, Штаба Надежда Вадимовна

13 ноября 2018
Просмотров: 6527

План-конспект урока информатики и ИКТ  для 9 класса 
Тема: «Высказывание. Логические операции»
по учебнику
Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2ч. Ч.1 / Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. - Москва: Бином. Лаб. знаний , 2012 - 244 с. -  ISBN 978-5-9963-0827-9.

Подготовила: учитель информатики и ИКТ
АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион»
Штаба Надежда Вадимовна

2014 г.

 «Высказывание. Логические операции».

Цели урока:

  • познакомить учащихся с историей и основоположниками алгебры логики;
  • познакомить учащихся с понятием формальной логики;
  • познакомить учащихся с терминологией алгебры логики;
  • сформировать представление о простейших логических операциях.

Задачи урока:
Образовательные:

  • закрепление навыков представления чисел в памяти компьютера;
  • знакомство с понятием высказывания, с простыми и сложными истинными и ложными высказываниями;
  • знакомство с логическими операциями (И – конъюнкцией, ИЛИ – дизъюнкцией, НЕ - инверсией);
  • отработка умений составления логических выражений, соответствующих сложным высказываниям.

Развивающие:

  • развитие навыков анализа логической структуры высказываний; понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами;
  • развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания;
  • развитие познавательного интереса учащихся.

Воспитательные:

  • формирование активности и самостоятельности учащихся;
  • повышение мотивации учащихся;
  • воспитание у ребят  чувства ответственности, дружбы, взаимовыручки.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование и программное обеспечение:

  • ПК учителя;
  • мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • ПК учащихся;
  • тестовая система MeTestX на всех ПК.

Образовательные ресурсы и раздаточные материалы:

  • презентация «Высказывание. Логические операции» (приложение 1);
  • компьютерный тест «Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера», или его бумажная версия (приложение 2);
  • раздаточный материал «Базовые логические операции» (приложение 3).

Ход урока:

  • Орг. момент. (1 мин.)

Приветствие учеников. Объявить план урока.

  • Проверка домашнего задания. (3 мин.)

Визуально проверить выполнение заданий в РТ и к параграфу.
Рассмотреть задания, вызвавшие затруднения при выполнении домашнего задания.

  • Проверочная работа. (12 мин.)

Учащиеся садятся за свои ПК и выполняют тест «Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера» (приложение 2);
По окончании теста каждый учащийся получает оценку, выставленную автоматически.

  • Изучение новой темы. (16 мин.)

Слайд 1 – тема урока «Высказывание. Логические операции»

Слайд 2  - Аристотель
Аристотель (384–322 до н. э.) древнегреческий мыслитель – основоположник формальной логики.
Логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной. Это название закрепилось за ней потому, что она возникла и развилась как наука о формах мышления.

Слайд 3 – классификация предложений по Аристотелю.
Аристотель классифицирует предложения, разделяя их на четыре группы:

  •  утвердительные и отрицательные предложения;
  • истинные и ложные предложения.

Слайд 4 – Джордж Буль
Материальное положение родителей позволило ему окончить только начальную школу для бедняков. 
Спустя какое-то время Буль, сменив несколько профессий, открыл маленькую школу, где сам преподавал.
Он много времени уделял самообразованию и вскоре увлекся идеями
 символической логики. В 1854 году появился главный его труд "Исследования законов мышления, на которых основаны математические теории логики и вероятностей".
Джордж Буль по праву считается отцом математической логики.
 Его именем назван раздел математической логики – булева алгебра.

Слайд 5 – Джордж Буль создатель алгебры логики
Буль изобрел своеобразную алгебру - систему обозначений и правил, применимую ко всевозможным объектам, от чисел до предложений. 
Пользуясь этой системой, он мог закодировать высказывания (утверждения, истинность или ложность которых требовалось доказать) с помощью символов своего языка, а затем манипулировать ими, подобно тому как в математике манипулируют числами. 
Основными операциями булевой алгебры являются:

  • конъюнкция (И),
  • дизъюнкция (ИЛИ),
  • отрицание (НЕ).

Слайд 6 -  применение алгебры логики для разработки ЭВМ
Через некоторое время стало понятно, что система Буля хорошо подходит для описания электрических переключателей схем. Ток в цепи может либо протекать, либо отсутствовать, подобно тому как утверждение может быть либо истинным, либо ложным. 
А еще несколько десятилетий спустя, уже в ХХ столетии, ученые объединили созданный Джорджем Булем математический аппарат с двоичной системой счисления, заложив тем самым основы для разработки цифрового электронного компьютера.

Слайд 7 – Клод Шеннон
В 1936 году выпускник Мичиганского университета Клод Шеннон, которому был тогда 21 год, сумел ликвидировать разрыв между алгебраической теорией логики и ее практическим приложением.

Слайд 8 – Клод Шеннон связал алгебру логики с работой компьютера
Шеннон, имея два диплома бакалавра - по электротехнике и по математике, выполнял обязанности оператора на неуклюжем механическом вычислительном устройстве под названием "дифференциальный анализатор" 
Постепенно у Шеннона стали вырисовываться контуры устройства компьютера. Если построить электрические цепи в соответствии с принципами булевой алгебры, то они могли бы выражать логические отношения, определять истинность утверждений, а также выполнять сложные вычисления.

Слайд 9 – Клод Шеннон связал алгебру логики с работой компьютера
Электрические схемы, очевидно, были бы гораздо удобнее шестеренок и валиков, щедро смазанных машинным маслом у "дифференциального анализатора". 
Свои идеи относительно связи между двоичным исчислением, булевой алгеброй и электрическими схемами Шеннон развил в докторской диссертации, опубликованной в 1938 году.

Слайд 10 – высказывание
Записать в тетрадь:
Высказывание – это повествовательное предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить как истинное или ложное.
Обозначение: Истинна – И или 1, Ложное – Л или 0

Примеры: 
«Великий русский ученый М.В. Ломоносов родился в 1711 году»
«Второй закон Ньютона выражается формулой F=m*a»

Слайд 11 – примеры высказываний
Определите, являются ли данные предложения высказыванием, аргументируйте свой ответ:
"Эта карточка синего цвета."  (высказывание)
" Какого цвета эта карточка?" (не является высказывание)
"Наполеон - французский император." (высказывание)
"Французский император." (не является высказыванием)

Слайд 12 – выполните задания
Объясните, почему следующие предложения не являются высказываниями:

    • Какого цвета этот дом?
    • Число Х не превосходит единицы.
    • 4х+3.
    • Посмотрите в окно.
    • Пейте томатный сок!
    • Эта тема скучна.
    • Рикки Мартин – самый популярный певец.
    • Вы были в театре?

Слайд 13 – выполните задания
Выбрать истинные высказывания:

  • Город Джакарта – столица Индонезии.
  • Решение задачи – информационный процесс.
  • Меню в программе – это список возможных вариантов.
  • Сканер – это устройство, которое может напечатать на бумаге то, что изображено на экране компьютера.
  • Мышка – это устройство ввода информации.

Слайд 14 – простые и сложные высказывания
Запишите в тетрадь:

Высказывания
простые сложные
(никакая его часть сама не является высказыванием) (строятся из простых с помощью логических операций)

Two plus six is eight.
Na - металл
3+5=2*4

Весна наступила, и
прилетели грачи

 

Слайд 15 – базовые логические операции
Раздать учащимся заготовку «Базовые логические операции» (приложение 3). Учащиеся вклеивают её в тетрадь.

Слайд 16 – графическое представление логических операций
Зарисовать в тетрадь:

  • Физкультминутка. (1 мин.)

Слайд 17
Учащиеся повторяют за учителем.
Раз, два – выше голова,
Три, Четыре – руки шире,
Пять, шесть – руки вниз.
Раз – согнуться, разогнуться, 
Два – нагнуться, потянуться, 
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

  • Решение задач. (8 мин.)

Слайд 18 – выполнить задание в РТ №52 стр. 25 
Вызвать учащихся к доске и выполнить задание (в презентации, используя интерактивную доску).
В следующих высказываниях выделите простые высказывания, обозначив каждое из них буквой; запишите с помощью букв и знаков логических операций каждое составное высказывание: 
Неверно, что Солнце движется вокруг Земли. (¬А) 
Число 376 чётное и трёхзначное. (А ⊕ В) 
Новый год мы встретим на даче или на Красной площади. (А v В) 
Земля имеет форму шара, который из космоса кажется голубым. (А ∧ В)

Слайд 19 – выполнить задание в РТ №52 стр. 25 
Вызвать учащихся к доске и выполнить задание (в презентации, используя интерактивную доску).
В следующих высказываниях выделите простые высказывания, обозначив каждое из них буквой; запишите с помощью букв и знаков логических операций каждое составное высказывание: 
Неверно, что Солнце движется вокруг Земли. (¬А) 
Число 376 чётное и трёхзначное. (А ∧ В) 
Новый год мы встретим на даче или на Красной площади. (А v В) 
Земля имеет форму шара, который из космоса кажется голубым. (А ∧ В)

Решить в РТ №53, 54 стр. 26
Разобрать №53 на доске.
Самостоятельно выполнить №54.

  • Подведение итогов урока (3 мин.)

Слайд 20 -  подведение итогов.
Из следующих предложений выбрать те, которые являются высказываниями, объясните свой ответ:

  • Какой длины эта лента?
  • Прослушайте сообщение!
  • Делайте утреннюю зарядку!
  • Назовите устройства ввода/вывода информации.
  • Кто отсутствует?
  • Париж – столица Англии
  • Число 11 является простым
  • 4 + 5 = 10
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
  • Некоторые медведи живут на севере
  • Все медведи – бурые
  • Чему равно расстояние от Москвы до Питера?
  • Картины Пикассо слишком абстрактны.
  • Решение задачи – информационный процесс.
  • Домашнее задание (1 мин)

Слайд 21

  • §1.3.1, 1.3.2 читать, вопрос №4 стр.38 устно;
  • выучить основные понятия алгебры логики;
  • РТ 51, 52 (доделать 5,6 пример), 55 стр.24, 25, 27.

Приложение 1 (презентация)

Приложение 2 (бумажная версия теста), Приложение 2 (электронная версия теста)

Приложение 3 (раздаточный материал).

Источники информации

  1. Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2ч. Ч.1 / Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. - Москва: Бином. Лаб. знаний , 2012 - 244 с. -  ISBN 978-5-9963-0827-9.
  2. Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 9 класса. / Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 144 с.: ил.
  3. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk8-9.php - поурочные разработки для 9-ого класса
  4. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса. Презентация 1.3 «Элементы алгебры логики».
  5. http://opengia.ru/ - открытый банк заданий ГИА по информатике (задания для компьютерного тестирования).