План-конспект урока информатики и ИКТ для 9 класса, Штаба Надежда Вадимовна
План-конспект урока информатики и ИКТ для 9 класса
Тема: «Высказывание. Логические операции»
по учебнику
Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2ч. Ч.1 / Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. - Москва: Бином. Лаб. знаний , 2012 - 244 с. - ISBN 978-5-9963-0827-9.
Подготовила: учитель информатики и ИКТ
АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион»
Штаба Надежда Вадимовна
2014 г.
«Высказывание. Логические операции».
Цели урока:
- познакомить учащихся с историей и основоположниками алгебры логики;
- познакомить учащихся с понятием формальной логики;
- познакомить учащихся с терминологией алгебры логики;
- сформировать представление о простейших логических операциях.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепление навыков представления чисел в памяти компьютера;
- знакомство с понятием высказывания, с простыми и сложными истинными и ложными высказываниями;
- знакомство с логическими операциями (И – конъюнкцией, ИЛИ – дизъюнкцией, НЕ - инверсией);
- отработка умений составления логических выражений, соответствующих сложным высказываниям.
Развивающие:
- развитие навыков анализа логической структуры высказываний; понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами;
- развитие логического мышления учащихся, памяти, внимания;
- развитие познавательного интереса учащихся.
Воспитательные:
- формирование активности и самостоятельности учащихся;
- повышение мотивации учащихся;
- воспитание у ребят чувства ответственности, дружбы, взаимовыручки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование и программное обеспечение:
- ПК учителя;
- мультимедийный проектор, интерактивная доска;
- ПК учащихся;
- тестовая система MeTestX на всех ПК.
Образовательные ресурсы и раздаточные материалы:
- презентация «Высказывание. Логические операции» (приложение 1);
- компьютерный тест «Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера», или его бумажная версия (приложение 2);
- раздаточный материал «Базовые логические операции» (приложение 3).
Ход урока:
- Орг. момент. (1 мин.)
Приветствие учеников. Объявить план урока.
- Проверка домашнего задания. (3 мин.)
Визуально проверить выполнение заданий в РТ и к параграфу.
Рассмотреть задания, вызвавшие затруднения при выполнении домашнего задания.
- Проверочная работа. (12 мин.)
Учащиеся садятся за свои ПК и выполняют тест «Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера» (приложение 2);
По окончании теста каждый учащийся получает оценку, выставленную автоматически.
- Изучение новой темы. (16 мин.)
Слайд 1 – тема урока «Высказывание. Логические операции»
Слайд 2 - Аристотель
Аристотель (384–322 до н. э.) древнегреческий мыслитель – основоположник формальной логики.
Логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной. Это название закрепилось за ней потому, что она возникла и развилась как наука о формах мышления.
Слайд 3 – классификация предложений по Аристотелю.
Аристотель классифицирует предложения, разделяя их на четыре группы:
- утвердительные и отрицательные предложения;
- истинные и ложные предложения.
Слайд 4 – Джордж Буль
Материальное положение родителей позволило ему окончить только начальную школу для бедняков.
Спустя какое-то время Буль, сменив несколько профессий, открыл маленькую школу, где сам преподавал.
Он много времени уделял самообразованию и вскоре увлекся идеями
символической логики. В 1854 году появился главный его труд "Исследования законов мышления, на которых основаны математические теории логики и вероятностей".
Джордж Буль по праву считается отцом математической логики.
Его именем назван раздел математической логики – булева алгебра.
Слайд 5 – Джордж Буль создатель алгебры логики
Буль изобрел своеобразную алгебру - систему обозначений и правил, применимую ко всевозможным объектам, от чисел до предложений.
Пользуясь этой системой, он мог закодировать высказывания (утверждения, истинность или ложность которых требовалось доказать) с помощью символов своего языка, а затем манипулировать ими, подобно тому как в математике манипулируют числами.
Основными операциями булевой алгебры являются:
- конъюнкция (И),
- дизъюнкция (ИЛИ),
- отрицание (НЕ).
Слайд 6 - применение алгебры логики для разработки ЭВМ
Через некоторое время стало понятно, что система Буля хорошо подходит для описания электрических переключателей схем. Ток в цепи может либо протекать, либо отсутствовать, подобно тому как утверждение может быть либо истинным, либо ложным.
А еще несколько десятилетий спустя, уже в ХХ столетии, ученые объединили созданный Джорджем Булем математический аппарат с двоичной системой счисления, заложив тем самым основы для разработки цифрового электронного компьютера.
Слайд 7 – Клод Шеннон
В 1936 году выпускник Мичиганского университета Клод Шеннон, которому был тогда 21 год, сумел ликвидировать разрыв между алгебраической теорией логики и ее практическим приложением.
Слайд 8 – Клод Шеннон связал алгебру логики с работой компьютера
Шеннон, имея два диплома бакалавра - по электротехнике и по математике, выполнял обязанности оператора на неуклюжем механическом вычислительном устройстве под названием "дифференциальный анализатор"
Постепенно у Шеннона стали вырисовываться контуры устройства компьютера. Если построить электрические цепи в соответствии с принципами булевой алгебры, то они могли бы выражать логические отношения, определять истинность утверждений, а также выполнять сложные вычисления.
Слайд 9 – Клод Шеннон связал алгебру логики с работой компьютера
Электрические схемы, очевидно, были бы гораздо удобнее шестеренок и валиков, щедро смазанных машинным маслом у "дифференциального анализатора".
Свои идеи относительно связи между двоичным исчислением, булевой алгеброй и электрическими схемами Шеннон развил в докторской диссертации, опубликованной в 1938 году.
Слайд 10 – высказывание
Записать в тетрадь:
Высказывание – это повествовательное предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить как истинное или ложное.
Обозначение: Истинна – И или 1, Ложное – Л или 0
Примеры:
«Великий русский ученый М.В. Ломоносов родился в 1711 году»
«Второй закон Ньютона выражается формулой F=m*a»
Слайд 11 – примеры высказываний
Определите, являются ли данные предложения высказыванием, аргументируйте свой ответ:
"Эта карточка синего цвета." (высказывание)
" Какого цвета эта карточка?" (не является высказывание)
"Наполеон - французский император." (высказывание)
"Французский император." (не является высказыванием)
Слайд 12 – выполните задания
Объясните, почему следующие предложения не являются высказываниями:
- Какого цвета этот дом?
- Число Х не превосходит единицы.
- 4х+3.
- Посмотрите в окно.
- Пейте томатный сок!
- Эта тема скучна.
- Рикки Мартин – самый популярный певец.
- Вы были в театре?
Слайд 13 – выполните задания
Выбрать истинные высказывания:
- Город Джакарта – столица Индонезии.
- Решение задачи – информационный процесс.
- Меню в программе – это список возможных вариантов.
- Сканер – это устройство, которое может напечатать на бумаге то, что изображено на экране компьютера.
- Мышка – это устройство ввода информации.
Слайд 14 – простые и сложные высказывания
Запишите в тетрадь:
Высказывания | |
---|---|
простые | сложные |
(никакая его часть сама не является высказыванием) | (строятся из простых с помощью логических операций) |
Two plus six is eight. |
Весна наступила, и прилетели грачи |
Слайд 15 – базовые логические операции
Раздать учащимся заготовку «Базовые логические операции» (приложение 3). Учащиеся вклеивают её в тетрадь.
Слайд 16 – графическое представление логических операций
Зарисовать в тетрадь:
- Физкультминутка. (1 мин.)
Слайд 17
Учащиеся повторяют за учителем.
Раз, два – выше голова,
Три, Четыре – руки шире,
Пять, шесть – руки вниз.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
- Решение задач. (8 мин.)
Слайд 18 – выполнить задание в РТ №52 стр. 25
Вызвать учащихся к доске и выполнить задание (в презентации, используя интерактивную доску).
В следующих высказываниях выделите простые высказывания, обозначив каждое из них буквой; запишите с помощью букв и знаков логических операций каждое составное высказывание:
Неверно, что Солнце движется вокруг Земли. (¬А)
Число 376 чётное и трёхзначное. (А ⊕ В)
Новый год мы встретим на даче или на Красной площади. (А v В)
Земля имеет форму шара, который из космоса кажется голубым. (А ∧ В)
Слайд 19 – выполнить задание в РТ №52 стр. 25
Вызвать учащихся к доске и выполнить задание (в презентации, используя интерактивную доску).
В следующих высказываниях выделите простые высказывания, обозначив каждое из них буквой; запишите с помощью букв и знаков логических операций каждое составное высказывание:
Неверно, что Солнце движется вокруг Земли. (¬А)
Число 376 чётное и трёхзначное. (А ∧ В)
Новый год мы встретим на даче или на Красной площади. (А v В)
Земля имеет форму шара, который из космоса кажется голубым. (А ∧ В)
Решить в РТ №53, 54 стр. 26
Разобрать №53 на доске.
Самостоятельно выполнить №54.
- Подведение итогов урока (3 мин.)
Слайд 20 - подведение итогов.
Из следующих предложений выбрать те, которые являются высказываниями, объясните свой ответ:
- Какой длины эта лента?
- Прослушайте сообщение!
- Делайте утреннюю зарядку!
- Назовите устройства ввода/вывода информации.
- Кто отсутствует?
- Париж – столица Англии
- Число 11 является простым
- 4 + 5 = 10
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
- Некоторые медведи живут на севере
- Все медведи – бурые
- Чему равно расстояние от Москвы до Питера?
- Картины Пикассо слишком абстрактны.
- Решение задачи – информационный процесс.
- Домашнее задание (1 мин)
Слайд 21
- §1.3.1, 1.3.2 читать, вопрос №4 стр.38 устно;
- выучить основные понятия алгебры логики;
- РТ 51, 52 (доделать 5,6 пример), 55 стр.24, 25, 27.
Приложение 2 (бумажная версия теста), Приложение 2 (электронная версия теста)
Приложение 3 (раздаточный материал).
Источники информации
- Босова Л. Л. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса: в 2ч. Ч.1 / Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. - Москва: Бином. Лаб. знаний , 2012 - 244 с. - ISBN 978-5-9963-0827-9.
- Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 9 класса. / Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 144 с.: ил.
- http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/umk8-9.php - поурочные разработки для 9-ого класса
- http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt9kl.php набор цифровых образовательных ресурсов для 9 класса. Презентация 1.3 «Элементы алгебры логики».
- http://opengia.ru/ - открытый банк заданий ГИА по информатике (задания для компьютерного тестирования).