Логотип Ломоносовской школы-пансион Поступить

Разработка урока «Ярмарочные гулянья. Оркестр русских народных инструментов». Головнева Татьяна Владимировна

13 ноября 2018
Просмотров: 3605

Ход урока

Доброжелательно мотивирует к началу совместной работы.  Создаёт психологический настрой. Исполняет музыкальное приветствие.

Сегодня на уроке мы познакомимся (постарайтесь при помощи загадки сами определить, какая тема урока:
На земле у каждого, есть родимый дом
Хорошо и весело, и уютно в нём.
У собаки конура, у лисы нора.
У малиновки – гнездо
У совы – дупло.
Отгадай загадку,
Где живёт по твоему,
Музыкальный звук?

Ответ детей: музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах, чему вы сегодня на уроке  научитесь? -различать голоса народных инструментов, и создавать в конце урока свой оркестр народных инструментов. Резюмируя высказывания учащихся, учитель говорит о том, что в наше время сохранились обычаи и традиции предков устраивать праздничные народные гуляния, которые  славились своим многолюдьем и весельем, а также, многообразием звучащей музыки.

 -Дать определение музыкальных инструментов.
Музыкальные инструменты -  предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные неорганизованные звуки для исполнения музыкального произведения.

- Беседа о русских народных инструментах. 
-Разделить на группы (гусли, домра, балалайка, рожок, жалейка, свистульки, трещётки).

Создаёт проблемную ситуацию для определения новой темы и цели урока.
Сегодня на уроке речь пойдет о веселых жизнерадостных скоморохах.

- Кто они? Чем занимаются?(скоморохи)

Скоморохами в Древней Руси называли музыкантов, дудочников, волынщиков, гусляров - словом, всех тех, кто промышлял пляской, песнями, шутками, фокусами. 

- Где мы можем увидеть скоморохов? (на ярмарке)

А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ:

  Какую музыку исполняли скоморохи на ярмарочных гуляньях? (пастушьи наигрыши, народные плясовые под балалайку и гармонику, ансамбли ложкарей, звуки шарманки и волынки, напевы и пляски цыган)

- Теперь давайте послушаем, как исполнялись  песни на ярмарочных гуляньях и сравним с нашими музыкальными  впечатлениями (произведениями).

ИТАК, какая же тема нашего урока сегодня?

 

«Русские народные инструменты и их история создания»

А любая ли музыка могла звучать на ярмарке? 
А как вы думаете, используют ли народную музыку композиторы для создания своих сочинений? И если используют, то для чего? Как мы можем это определить?
Что мы должны для этого сделать на уроке? 
1.Послушать  музыкальные произведения
2.Разучить и исполнить
3.Сравнить и  проанализировать
4. Ответить на вопрос, почему композиторы используют  народные мелодии в своих сочинениях?

Учитель организует знакомство и повторение с русскими народными инструментами.  Через  анализ музыки и подводящий  диалог,  дети  приходят к выводу, на какие группы делятся русские народные инструменты.

А кроме хороводных, какие еще песни могли звучать на ярмарке? 
Для ответа на этот вопрос мы снова обратимся к скоморохам. Учитель вынимает деревянные ложки. Что это за предмет? Можем ли мы назвать их музыкальным инструментом? (учитель демонстрирует игру на ложках). Ложки отстукивают четкий ритм, так и хочется пуститься в пляс. Как вы думаете, как назывались песни, где использовали игру на ложках? (плясовые). Давайте разучим и исполним песню «Порушка». Учитель делит детей на группы (певцы и ложкари), организуя исполнение в ансамбле.

Все ли музыкальные задачи мы решили на уроке?
Мы не ответили на вопрос, почему композиторы используют  народные мелодии в своих сочинениях? Организует беседу, в ходе которой обучающиеся находят ответ.

 

Действительно, композиторы часто обращаются к русскому фольклору, давайте вместе вспомним примеры русских народных песен: («во поле береза», «веснянка», «камаринская»)

Ну а теперь, на все ли вопросы мы ответили, все ли задачи решили? Предлагает вспомнить вопросы, поставленные в начале урока, определить степень освоения темы.
Итог урока:
- мы познакомились с образом ярмарочных гуляний;
- послушали и исполнили народную песню и песню в композиторской обработке;
- сравнили и проанализировали их;
- узнали, что композиторы  использовали русский музыкальный фольклор в своих сочинениях, чтобы ярче передать характер и традиции нашего народа.

Давайте и мы попробуем в творческой форме выразить свои
впечатления от ярмарки. Учитель предлагает творческое домашнее задание кроссворд о русских музыкальных инструментах, 
предлагается побыть в роли художника, поэта или музыканта, выразить свои впечатления от ярмарки, (нарисовать рисунок, либо сочинить четверостишье или небольшую мелодию в народном стиле).

Сегодня каждый из вас совершил путешествие на ярмарочное гулянье, почувствовал атмосферу праздника, получил много разных эмоций. Если больше было радостных эмоций и настроение улучшилось, то  нарисуйте на листочке с кроссвордом настроение солнышко, если этого не произошло, то тучку.

Спасибо за урок!

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 4  КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«Ярмарочные гулянья. Оркестр русских народных инструментов».

  1. Автор: учитель музыки Головнёва Т.В.
  2. УМК: «Музыка 4 класс» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
  3. Тема урока: » Русские музыкальные инструменты. История их создания».
  4. Тип урока: комбинированный
  5. Вид урока: урок изучения и  первичного закрепления нового учебного материала
  6. Цель урока: включить учащихся в деятельность, направленную на закрепление и расширение знаний учащихся о русских народных инструментах. Вызвать интерес к обучению музыки, исполняемой на русских народных инструментах. Знакомство с русской традицией ярмарочных гуляний.


Задачи: 
       ПРЕДМЕТНЫЕ:

  • способствовать углублению понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями.
  • развивать умение проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки на примере музыкальных произведений.
  • продолжить формирование вокально – хоровых умений и навыков обучающихся через исполнение песни «Порушка»
  • развивать умение выявлять особенности фольклорных жанров (плясовые и хороводные);
  • Помочь определить  роль  фольклора  в творчестве русских композиторов.

 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: 
Познавательные: 

  • развитие умений и навыков работы с источниками учебной информации;
  •  создать ситуации, способствующие развитию умений различать хороводные и плясовые жанры р.н.п.    

    Регулятивные:  способствовать развитию волевых качеств учащихся при включении детей в игровую (творческую) 
                                   деятельность; 
Коммуникативные:

  • обеспечить условия для развития умений выражать свои мысли о содержании прослушанных музыкальных произведений и музыкальных впечатлениях;        
  • создание ситуаций для осуществления продуктивного взаимодействия обучающихся друг с другом, работая в группах,  и с учителем;

ЛИЧНОСТНЫЕ:   

  • Обеспечить условия для воспитания положительного  интереса к урокам музыки
  • Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к произведениям народной музыки
  • Обеспечить высокую творческую активность при выполнении коллективных и групповых заданий
  • Оборудование:  ПК учителя, проектор, экран, мультимедийная презентация, видеофрагмент по теме урока, раздаточный материал для работы в группах, фортепиано, учебник, музыкальные фрагменты.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

Формируемые  УУД

1.

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)  
Цель этапа: включение обучающихся в деятельность

Доброжелательно мотивирует к началу совместной работы.  Создаёт психологический настрой. 
Исполняет музыкальное приветствие.

Приветствие (музыкальное)

Л: проявление эмоциональной отзывчивости.
Р: включение в учебный процесс.
К: взаимодействие друг с другом и учителем.

2.

Актуализация знаний

 

 

Цель этапа:  повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Организует диалог, направленный на повторение изученного материала, актуализирует знания, комментирует ответы детей.
При помощи загадки дети сами определяют, какая тема урока, чему научатся, и что смогу создать в конце урока. Резюмируя высказывания учащихся, учитель говорит о том, что в наше время сохранились обычаи и традиции предков устраивать праздничные народные гуляния, которые  славились своим многолюдьем и весельем, а также, многообразием звучащей музыки. Беседа о русских народных инструментах.

демонстрируют знания по теме, свой уровень освоения пройденного материала.

 

Отвечают на вопросы, размышляют о русских народных инструментах.

П, Р: поиск и выделение необходимой информации.
П: осознанное  построение речевого высказывания в устной форме.
К: инициативное сотрудничество с учителем.

3.

Создание проблемной ситуации

 

 

 

Осознание проблемы

 

 

 

Целеполагание (постановка учебных задач)
Цель этапа: сформулировать пути достижения цели 
(новую тему)

Создаёт проблемную ситуацию для определения новой темы и цели урока.
Сегодня на уроке речь пойдет о веселых жизнерадостных скоморохах.
- Кто они ? Чем занимаются?(скоморохи)

- Где мы можем увидеть скоморохов? (на ярмарке)

А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ:
-   Какую музыку исполняли скоморохи на ярмарочных гуляньях? (пастушьи наигрыши, народные плясовые под балалайку и гармонику, ансамбли ложкарей, звуки шарманки и волынки, напевы и пляски цыган)
- Теперь давайте послушаем, как исполнялись  песни на ярмарочных гуляньях и сравним с нашими музыкальными  впечатлениями.
ИТАК, какая же тема нашего урока сегодня?
« Русские музыкальные инструменты. История их создания». 
А любая ли музыка могла звучать на ярмарке? 
А как вы думаете, используют ли народную музыку композиторы для создания своих сочинений? И если используют, то для чего? Как мы можем это определить?
Что мы должны для этого сделать на уроке? 
1.Послушать  музыкальные произведения
2.Разучить и исполнить
3.Сравнить и  проанализировать
4. Ответить на вопрос, почему композиторы используют  народные мелодии в своих сочинениях?

Фронтальная работа в кругу  (отгадывание персонажа)
определение тематики урока.

.

Отвечают на вопросы учителя, исходя из собственного опыта, делают выводы.

 

 

 

Определяют цель урока и  находят пути ее достижения.

К, Р, Л, П: инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации.

 

П, Р: умение структурировать знания, определять способы действия.

К: умение слушать и слышать друг друга.

 

 

Р, Л: саморегуляция

4.

Открытие нового  знания

 

 

Цель этапа: освоение темы урока  на основе ранее полученных знаний

Давайте для начала обратимся к учебнику.

Учитель организует знакомство и повторение с русскими народными инструментами.  Через  анализ музыки и подводящий  диалог,  дети  приходят к выводу, на какие группы делятся русские народные инструменты.

 

Работа с учебником.
Отвечают на вопросы учителя, исходя из собственного опыта,  комментируют свои ответы, делают выводы.

Слушают музыку, анализируют, определяют жанровую основу (хоровод), делают вывод.

 

К: инициативное сотрудничество друг с другом  и с учителем.
П: способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
К: умение слушать и слышать друг друга.

 

5.

Открытие нового знания

 

Цель этапа: освоение темы урока  на основе новых знаний

А кроме хороводных, какие еще песни могли звучать на ярмарке? Для ответа на этот вопрос мы снова обратимся к скоморохам. Учитель вынимает деревянные ложки. Что это за предмет? Можем ли мы назвать их музыкальным инструментом? (учитель демонстрирует игру на ложках). Ложки отстукивают четкий ритм, так и хочется пуститься в пляс. Как вы думаете, как назывались песни, где использовали игру на ложках? (плясовые). Давайте разучим и исполним песню «Порушка». Учитель делит детей на группы (певцы и ложкари)., организуя исполнение в ансамбле.

  Слушание, разучивание текста, ритмической партии ложек.

Пение под фортепиано и ритмическое сопровождение ложек.
Работа в группах.
Слушание,  проговаривание новых терминов  хором.

К: инициативное сотрудничество с учителем и друг с другом ( в группах)

 

К, Л, Р: коллективное разучивание и исполнение песни.

 

Р: умение структурировать знание.

6.

Реализация найденного решения.

 

Цель этапа:  в ходе работы с новым материалом развивать творческие способности детей

Все ли музыкальные задачи мы решили на уроке?
Мы не ответили на вопрос, почему композиторы используют  народные мелодии в своих сочинениях? Организует беседу, в ходе которой обучающиеся находят ответ. 
Действительно, композиторы часто обращаются к русскому фольклору, давайте вместе вспомним примеры русских народных песен: («во поле береза» , «Веснянка», «Камаринская»)

 

Принимают участие в беседе, отвечают на вопросы, анализируют свои ответы.
Исполняют песни  под фортепиано.

 

 

К: формирование умений учебного сотрудничества.
П: владение своей речью,
Л: понимание личной ответственности за будущий результат.
К.Л.Р: коллективное исполнение песни.

7.

Итог урока

Цель этапа: осознание обучающимися учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Ну а теперь, на все ли вопросы мы ответили, все ли задачи решили? Предлагает вспомнить вопросы, поставленные в начале урока (выводит слайд с задачами), определить степень освоения темы.
Итог урока:
- мы познакомились с традициями ярмарочных гуляний;
- послушали и исполнили народные песни и песни в композиторской обработке;
- сравнили и проанализировали их;
- узнали, что композиторы  использовали русский музыкальный фольклор в своих сочинениях, чтобы ярче передать характер и традиции нашего народа.
Давайте и мы попробуем в творческой форме выразить свои впечатления от ярмарки. Учитель предлагает творческое домашнее задание кроссворд о русских музыкальных инструментах, 
предлагается побыть в роли художника, поэта или музыканта, выразить свои впечатления от ярмарки, (нарисовать рисунок, либо сочинить четверостишье или небольшую мелодию в народном стиле).

 

Сопоставляют цель и результат.

 

 

 

Определяют форму домашнего задания

 

П,Р,К,Л:оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию.

 

Л:реализация личностного потенциала.

8.

Рефлексия

 

Сегодня каждый из вас совершил путешествие на ярмарочное гулянье, почувствовал атмосферу праздника, получил много разных эмоций. Если больше было радостных эмоций и настроение улучшилось, то  нарисуйте на листочке с кроссвордом настроение солнышко, если этого не произошло, то тучку.
Спасибо за урок!

 Заполняют экран настроения.

Л: жизненное самоопределение
Умение делать адекватную самооценку.