Разработка урока «Ярмарочные гулянья. Оркестр русских народных инструментов». Головнева Татьяна Владимировна
Ход урока
Доброжелательно мотивирует к началу совместной работы. Создаёт психологический настрой. Исполняет музыкальное приветствие.
Сегодня на уроке мы познакомимся (постарайтесь при помощи загадки сами определить, какая тема урока:
На земле у каждого, есть родимый дом
Хорошо и весело, и уютно в нём.
У собаки конура, у лисы нора.
У малиновки – гнездо
У совы – дупло.
Отгадай загадку,
Где живёт по твоему,
Музыкальный звук?
Ответ детей: музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах, чему вы сегодня на уроке научитесь? -различать голоса народных инструментов, и создавать в конце урока свой оркестр народных инструментов. Резюмируя высказывания учащихся, учитель говорит о том, что в наше время сохранились обычаи и традиции предков устраивать праздничные народные гуляния, которые славились своим многолюдьем и весельем, а также, многообразием звучащей музыки.
-Дать определение музыкальных инструментов.
Музыкальные инструменты - предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные неорганизованные звуки для исполнения музыкального произведения.
- Беседа о русских народных инструментах.
-Разделить на группы (гусли, домра, балалайка, рожок, жалейка, свистульки, трещётки).
Создаёт проблемную ситуацию для определения новой темы и цели урока.
Сегодня на уроке речь пойдет о веселых жизнерадостных скоморохах.
- Кто они? Чем занимаются?(скоморохи)
Скоморохами в Древней Руси называли музыкантов, дудочников, волынщиков, гусляров - словом, всех тех, кто промышлял пляской, песнями, шутками, фокусами.
- Где мы можем увидеть скоморохов? (на ярмарке)
А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ:
- Какую музыку исполняли скоморохи на ярмарочных гуляньях? (пастушьи наигрыши, народные плясовые под балалайку и гармонику, ансамбли ложкарей, звуки шарманки и волынки, напевы и пляски цыган)
- Теперь давайте послушаем, как исполнялись песни на ярмарочных гуляньях и сравним с нашими музыкальными впечатлениями (произведениями).
«Русские народные инструменты и их история создания»
А любая ли музыка могла звучать на ярмарке?
А как вы думаете, используют ли народную музыку композиторы для создания своих сочинений? И если используют, то для чего? Как мы можем это определить?
Что мы должны для этого сделать на уроке?
1.Послушать музыкальные произведения
2.Разучить и исполнить
3.Сравнить и проанализировать
4. Ответить на вопрос, почему композиторы используют народные мелодии в своих сочинениях?
Учитель организует знакомство и повторение с русскими народными инструментами. Через анализ музыки и подводящий диалог, дети приходят к выводу, на какие группы делятся русские народные инструменты.
А кроме хороводных, какие еще песни могли звучать на ярмарке?
Для ответа на этот вопрос мы снова обратимся к скоморохам. Учитель вынимает деревянные ложки. Что это за предмет? Можем ли мы назвать их музыкальным инструментом? (учитель демонстрирует игру на ложках). Ложки отстукивают четкий ритм, так и хочется пуститься в пляс. Как вы думаете, как назывались песни, где использовали игру на ложках? (плясовые). Давайте разучим и исполним песню «Порушка». Учитель делит детей на группы (певцы и ложкари), организуя исполнение в ансамбле.
Все ли музыкальные задачи мы решили на уроке?
Мы не ответили на вопрос, почему композиторы используют народные мелодии в своих сочинениях? Организует беседу, в ходе которой обучающиеся находят ответ.
Действительно, композиторы часто обращаются к русскому фольклору, давайте вместе вспомним примеры русских народных песен: («во поле береза», «веснянка», «камаринская»)
Ну а теперь, на все ли вопросы мы ответили, все ли задачи решили? Предлагает вспомнить вопросы, поставленные в начале урока, определить степень освоения темы.
Итог урока:
- мы познакомились с образом ярмарочных гуляний;
- послушали и исполнили народную песню и песню в композиторской обработке;
- сравнили и проанализировали их;
- узнали, что композиторы использовали русский музыкальный фольклор в своих сочинениях, чтобы ярче передать характер и традиции нашего народа.
Давайте и мы попробуем в творческой форме выразить свои
впечатления от ярмарки. Учитель предлагает творческое домашнее задание кроссворд о русских музыкальных инструментах,
предлагается побыть в роли художника, поэта или музыканта, выразить свои впечатления от ярмарки, (нарисовать рисунок, либо сочинить четверостишье или небольшую мелодию в народном стиле).
Спасибо за урок!
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«Ярмарочные гулянья. Оркестр русских народных инструментов».
- Автор: учитель музыки Головнёва Т.В.
- УМК: «Музыка 4 класс» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
- Тема урока: » Русские музыкальные инструменты. История их создания».
- Тип урока: комбинированный
- Вид урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала
- Цель урока: включить учащихся в деятельность, направленную на закрепление и расширение знаний учащихся о русских народных инструментах. Вызвать интерес к обучению музыки, исполняемой на русских народных инструментах. Знакомство с русской традицией ярмарочных гуляний.
Задачи:
ПРЕДМЕТНЫЕ:
- способствовать углублению понимания музыкального искусства на основе знакомства с новыми музыкальными произведениями.
- развивать умение проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки на примере музыкальных произведений.
- продолжить формирование вокально – хоровых умений и навыков обучающихся через исполнение песни «Порушка»
- развивать умение выявлять особенности фольклорных жанров (плясовые и хороводные);
- Помочь определить роль фольклора в творчестве русских композиторов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Познавательные:
- развитие умений и навыков работы с источниками учебной информации;
- создать ситуации, способствующие развитию умений различать хороводные и плясовые жанры р.н.п.
Регулятивные: способствовать развитию волевых качеств учащихся при включении детей в игровую (творческую)
деятельность;
Коммуникативные:
- обеспечить условия для развития умений выражать свои мысли о содержании прослушанных музыкальных произведений и музыкальных впечатлениях;
- создание ситуаций для осуществления продуктивного взаимодействия обучающихся друг с другом, работая в группах, и с учителем;
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к урокам музыки
- Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к произведениям народной музыки
- Обеспечить высокую творческую активность при выполнении коллективных и групповых заданий
- Оборудование: ПК учителя, проектор, экран, мультимедийная презентация, видеофрагмент по теме урока, раздаточный материал для работы в группах, фортепиано, учебник, музыкальные фрагменты.
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
1. |
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) |
Доброжелательно мотивирует к началу совместной работы. Создаёт психологический настрой. |
Приветствие (музыкальное) |
Л: проявление эмоциональной отзывчивости. |
2. |
Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» |
Организует диалог, направленный на повторение изученного материала, актуализирует знания, комментирует ответы детей. |
демонстрируют знания по теме, свой уровень освоения пройденного материала.
Отвечают на вопросы, размышляют о русских народных инструментах. |
П, Р: поиск и выделение необходимой информации. |
3. |
Создание проблемной ситуации
Осознание проблемы
Целеполагание (постановка учебных задач) |
Создаёт проблемную ситуацию для определения новой темы и цели урока. - Где мы можем увидеть скоморохов? (на ярмарке) А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ: |
Фронтальная работа в кругу (отгадывание персонажа) . Отвечают на вопросы учителя, исходя из собственного опыта, делают выводы.
Определяют цель урока и находят пути ее достижения. |
К, Р, Л, П: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
П, Р: умение структурировать знания, определять способы действия. К: умение слушать и слышать друг друга.
Р, Л: саморегуляция |
4. |
Открытие нового знания
Цель этапа: освоение темы урока на основе ранее полученных знаний |
Давайте для начала обратимся к учебнику. Учитель организует знакомство и повторение с русскими народными инструментами. Через анализ музыки и подводящий диалог, дети приходят к выводу, на какие группы делятся русские народные инструменты. |
Работа с учебником. Слушают музыку, анализируют, определяют жанровую основу (хоровод), делают вывод. |
К: инициативное сотрудничество друг с другом и с учителем.
|
5. |
Открытие нового знания
Цель этапа: освоение темы урока на основе новых знаний |
А кроме хороводных, какие еще песни могли звучать на ярмарке? Для ответа на этот вопрос мы снова обратимся к скоморохам. Учитель вынимает деревянные ложки. Что это за предмет? Можем ли мы назвать их музыкальным инструментом? (учитель демонстрирует игру на ложках). Ложки отстукивают четкий ритм, так и хочется пуститься в пляс. Как вы думаете, как назывались песни, где использовали игру на ложках? (плясовые). Давайте разучим и исполним песню «Порушка». Учитель делит детей на группы (певцы и ложкари)., организуя исполнение в ансамбле. |
Слушание, разучивание текста, ритмической партии ложек. Пение под фортепиано и ритмическое сопровождение ложек. |
К: инициативное сотрудничество с учителем и друг с другом ( в группах)
К, Л, Р: коллективное разучивание и исполнение песни.
Р: умение структурировать знание. |
6. |
Реализация найденного решения.
Цель этапа: в ходе работы с новым материалом развивать творческие способности детей |
Все ли музыкальные задачи мы решили на уроке? |
Принимают участие в беседе, отвечают на вопросы, анализируют свои ответы.
|
К: формирование умений учебного сотрудничества. |
7. |
Итог урока Цель этапа: осознание обучающимися учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
Ну а теперь, на все ли вопросы мы ответили, все ли задачи решили? Предлагает вспомнить вопросы, поставленные в начале урока (выводит слайд с задачами), определить степень освоения темы. |
Сопоставляют цель и результат.
Определяют форму домашнего задания |
П,Р,К,Л:оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию.
Л:реализация личностного потенциала. |
8. |
Рефлексия
|
Сегодня каждый из вас совершил путешествие на ярмарочное гулянье, почувствовал атмосферу праздника, получил много разных эмоций. Если больше было радостных эмоций и настроение улучшилось, то нарисуйте на листочке с кроссвордом настроение солнышко, если этого не произошло, то тучку. |
Заполняют экран настроения. |
Л: жизненное самоопределение |