Логотип Ломоносовской школы-пансион Поступить

Не вредные советы. В копилку учителя и ученика.

13 ноября 2018
Просмотров: 4921

Сочинение в школе – это самовыражение обучающегося, правильно приправленное мыслями и высказываниями великих людей, цитатами из художественных произведений, прочитанных будущими выпускниками.

Сочинение на ЕГЭ – это сочинение по прочитанному тексту. Отрывок может быть даже взят из текста писателя, хорошо знакомого ученику.

Работая с тренировочными текстами, готовя выпускников к экзамену, я поняла, что для них предложено очень много теоретической литературы, тогда как ребята хотели бы почитать то, делать сочинение с чего.

В процессе подготовки выпускников я уделяла большое внимание написанию сочинения по прочитанному тексту, оно давало хорошее количество баллов и позволяло выразить мнение выпускника по заложенной в тесте проблеме. А это уже выражение гражданской позиции будущего члена современного взрослого общества.

В результате такой работы накопилось большое количество сочинений. Я решила рискнуть и предложить их напечатать в виде руководства к действию.

Посылаю вам образец.

В копилку учителя и ученика

Не вредные советы. Можно ли не спасовать на экзамене по русскому языку.

Попробуем доказать, что можно. Дадим несколько советов, что для этого нужно.

Объясним пошаговые действия для написания сочинения-рассуждения.

Занятие первое. По теме «Роль классической литературы в духовном развитии современного общества».

Часть первая. Теоретическая.

1. Первый совет.

Уважаемые выпускники!

Вы стоите на пороге зрелости, после государственных экзаменов вас уже трудно будет назвать детьми. Теперь вы молодые люди, твёрдо знающие, кем вы будете.

Школа вас учит. Наша система образования такова, что она учит вас всему разумному, что пригодится вам в дальнейшем.

Первый шаг, доказывающий, что вы стали умнее, мудрее, опытнее – экзамены на аттестат зрелости. Не знаю как насчёт математики и других школьных предметов, а вот о сочинении поговорим.

Это не катастрофа, не дамоклов меч. Это письменное подтверждение любви к литературе и русскому языку. Если эта взаимная любовь сопровождала вас все школьные годы, тогда вы сумеете рассмотреть любые проблемы, доставшиеся вам в предназначенной теме на экзамене в выпускном классе. Это будет ваша лебединая песня, которая позволит вам либо гордиться собой, либо глухо кипеть от возмущения и недовольства.

Чтобы второго не произошло – читайте все школьные годы. Списки литературы, данные на лето вашими умными наставниками, - панацея от ваших будущих бед и триумф ваших будущих побед.

Что отмечаем. Вам не предлагают на экзамене по русскому языку незнакомых тем. Они вам встречались на уроках во время обсуждения прочитанных художественных произведений. Тех произведений, отрывки из которых вы увидите перед собой в день наступившего экзамена. Это будет встреча со знакомцем. Но теперь надо показать, что вы

про него помните, рады новой встрече с ним и теперь покажете свою зрелость, анализируя поставленную экзаменационную задачу.

Итак, чтение художественных произведений все школьные годы обязательно для успешной сдачи государственного экзамена.

2.Совет второй.

Раз уж хорошо усвоено и понятно, что экзамены – это необходимость, то…

Не навязываю своё мнение, но хотя бы рекомендую следующее.

Зайти в любой книжный магазин, купить понравившуюся тетрадку, лучше такого размера, которая будет умещаться в вашу сумку и всегда будет под рукой. Карандаш пусть будет здесь же. Пристрастие читать везде в нас неистребимо. Прочитав, ловишь себя на мысли, что хочется откликнуться на прочитанное. Ручка и тетрадка – вот они. Есть запись. Она будет жить всегда, значит, в нужный момент пригодится. Как в сказке: «встань передо мной, как лист перед травой». Проверено, работает. Марина Ивановна Цветаева всегда записывала события уходящего дня. Учила этому свою старшую дочь Ариадну (Алю) и сына Мура (Георгия). Кто такая М.И.Цветаева – вам известно с уроков литературы.

Значит, ваши мудрые мысли, посетившие вас после прочтения, сыграют вам верную службу.

3. Третий совет.

Вы справились с тестовым заданием. Похвалили себя за правильные ответы. Отключились на минуту-другую от проделанной работы… и приступаете к тому, за что вас станут уважать уже эксперты, проверяющие ваше сочинение-рассуждение, а ваша школьная учительница русского языка и литературы долго будет размышлять о данном феномене, произошедшем с вами на экзамене. А ведь это только следование уже двум советам, изложенным выше.

А теперь читайте дальше.

В оптимальном банке заданий для подготовки учащихся к единому государственному экзамену последующего года С.В.Драбкиной и Д.И.Субботина предложены типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на едином государственном экзамене, сгруппированы в несколько блоков. В этом сборнике их 15. В других источниках их чуть больше или чуть меньше, но тематика похожа.

Вот они пусть будут под рукой и перед глазами.

1.Взаимоотношения отцов и детей. 2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров. 3.Роль классической литературы в духовном развитии современного общества. 4.Сложность и противоречивость человеческих поступков. 5.Человеческое благородство. 6.Честь и человеческое достоинство. 7.Отношения человека с другими людьми. 8.Восприятие человеком окружающего мира. 9.Одиночество человека. 10.Человек и искусство. 11.Отношение человека к миру природы. 12.Бережное отношение человека к языку. 13.Человек и власть, которой он наделён. 14.Сострадание окружающим. 15.Отношение человека к войне.

Часть вторая. Практическая.

Прочитаем текст.

(1) Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать. (2) Поймут ли?. (3) Увидят ли то, что он хотел доказать? (4) Почувствует ли то, что любило его сердце? (5) И кто будет его читатель? (6) От этого зависит, состоится ли у него желанная, духовная встреча с теми далёкими, но близкими, для которых он втайне писал свою книгу?

(7) Далеко не все читающие владеют искусством чтения: глаза бегают по буквам, из букв выходит слово, а всякое слово что-то означает. (8) Слова и их значения связываются друг с другом, и читатель представляет себе что-то расплывчатое, иногда непонятное, иногда приятно-мимолётное, что быстро уносится в позабытое прошлое. (9) И это называется «чтением». (10) Механизм без духа. (11) Безответственная забава. (12) Такого «чтения» ни один писатель себе не желает. (13) Таких «читателей» мы все опасаемся, ибо настоящее чтение происходит совсем иначе и имеет совсем иной смысл.

(14) Как возникло, как созрело написанное?

(15) Какой-то человек жил, страдал и наслаждался; наблюдал, думал, желал, надеялся и отчаивался. (16) Захотелось ему поведать другим о чём-то таком, что для всех важно, что нам необходимо духовно увидеть, прочувствовать, продумать и усвоить. (17) Что-то значительное о чём-то важном и драгоценном. (18) И вот он начинал отыскивать верные образы, ясно-глубокие мысли и точные слова. (19) Это было нелегко, удавалось не всегда и не сразу. (20) Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго: годами, а иногда всю жизнь. (21) Он не расстаётся с нею ни днём, ни ночью, отдаёт ей свои лучшие силы, свои вдохновенные часы, «болеет» её темою и «исцеляется» писанием. (22) Ищет сразу и правды, и красоты, и точности, и верного стиля, и верного ритма, и всё для того, чтобы рассказать, не искажая, видение своего сердца. (23) И, наконец, произведение готово. (24) Последний просмотр строгим, зорким глазом, последние исправления, и книга, сокровищница человеческой мудрости, открывается и уходит к читателю, неизвестному, далёкому, может быть, легковесно-капризному, может быть, враждебно-придирчивому.(25) Уходит без него, автора. (26) Он выключает себя и оставляет читателя, которого совсем не знает, со своею книгою «наедине».

(27) И вот мы, читатели, берёмся за эту книгу. (28) Перед нами накопление чувств, постижений, идей, образов, волевых разрядов, указаний, призывов, доказательств. (29) Иными словами, целое здание духа, которое даётся нам при помощи шифра. (30) Оно скрыто за этими чёрными мёртвыми крючками, за этими общеизвестными, поблёкшими словами, за этими общедоступными образами, за этими отвлечёнными понятиями. (31) Жизнь, яркость, силу, смысл, дух – должен из-за них добыть сам читатель. (32) Он должен воссоздать в себе созданное автором; и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает это никто: книга пройдёт мимо него.

(33) Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. (34) Но, к сожалению, это совсем не так. (35) Почему? (36) Потому, что настоящий читатель отдаёт книге своё свободное внимание, все свои душевные способности и своё умение вызывать в себе духовную установку, которая необходима для понимания книги. (37) Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание. (38) Оно требует сосредоточенного внимания и твёрдого желания верно услышать, о чём говорит голос автора. (39) Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. (40) Нужно чувствовать сердцем и созерцать из сердца. (41) Надо пережить страсть страстным чувством.(42) В нежном лирическом стихотворении надо взять всем вздохам, вострепетать всею нежностью, взглянуть во все глуби и дали.

(43) Читатель призван верно воспроизвести в себе душевный и духовный акт писателя, зажить этим актом и доверчиво отдаться ему. (44) Только при этом условии состоится желанная встреча между обоими, и читателю откроется то важное и значительное, чем болел и над чем трудился писатель. (45) Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху.

(46) По чтению можно узнавать и определять человека, ибо каждый из нас есть то, что он читает. (47) Каждый человек есть то, как он читает. (48) Все мы становимся незаметно тем, что вычитываем из прочтённого, как будто бы букетом собранных нами в чтении цветов.

(По И.А.Ильину.)

Если после первого прочтения вы понимаете, что не усвоили содержание отрывка, надо читать ещё раз и даже ещё раз. Предполагаю, что для успешного понимания будущих повествований надо чётко помнить предложенные для экзамена блоки тем.

Вот они пусть будут под рукой и перед глазами.

1.Взаимоотношения отцов и детей. 2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров. 3.Роль классической литературы в духовном развитии современного общества. 4.Сложность и противоречивость человеческих поступков. 5.Человеческое благородство. 6.Честь и человеческое достоинство. 7.Отношения человека с другими людьми. 8.Восприятие человеком окружающего мира. 9.Одиночество человека. 10.Человек и искусство. 11.Отношение человека к миру природы. 12.Бережное отношение человека к языку. 13.Человек и власть, которой он наделён. 14.Сострадание окружающим. 15.Отношение человека к войне.

Возвращаемся к предложенному тексту. Здесь предстоит аккуратная пошаговая работа, какая проводилась в репетиционных вариантах. Только теперь конкретный «твой» текст.

1.Шаг первый.

Записываем в черновике, о чём этот текст. Пишем так, как осознали и поняли сейчас. Это будет тема текста. Из уроков литературы помним, что теме посвящается произведение, большее по количеству печатных знаков. Тогда, естественно, здесь сокрыта одна из проблем, которая важна для автора. Он предлагает обратиться к ней читателю (в данном случае вам) и сформулировать и свою позицию по данной проблеме. Это то, что, возможно, вам придётся решать в вот-вот наступающей взрослой почти жизни. Что говорится, ваше решение, от которого, в некоторых случаях, будет зависеть исход дела.

2.Шаг второй.

Ведь, правда, что в данном тексте речь идёт о чтении, об умении понимать сущность прочитанного и то, как отзовётся это в душе каждого читателя.

Ныряем в текст. Ручка в руке. Из предложения 7 запишем себе в черновик «искусство чтения». Из предложения 2 запишем «поймут ли». А предложение 46 даёт нам слова «по чтению можно определить человека». Это ключевые авторские «думы». Это для него наиглавнейшее. Для него. Вы, читатели, определив эти узловые вершины, растворяетесь в авторских проблемах. В данном тексте их три: 1.Важности владения искусством чтения. 2.Понимание сущности литературного чтения.3. Взаимосвязь чтения и морально-нравственных качеств человека. Вам достаточно сформулировать одну! Здесь формулировку проблемы возможно написать словами, взятыми из седьмого предложения: проблема владения искусством чтения. Может случиться так, что проблема не будет определена правильно. Бывают такие случаи, и жалко, конечно, терять драгоценные баллы. Твёрдо уверена, такая катастрофа возможна, только если вы мало интересовались литературными произведениями и не приохотились к чтению, после которого задумывались о том, о чём беседовал с вами автор.

3.Шаг третий.

Определены проблемы (проблема). Это вершина айсберга. Это игра в «тепло – холодно». Определили, хорошо. Вы воспринимаете голос автора. А он переживает, будет ли ваша мысль идти в унисон с его чаяниями (пр.6) . Вызвал ли он в читателе «верную духовную установку» (пр.36). Отдав книгу на суд читателя, автор не знает, каков этот человек: легковесно-капризный или враждебно-придирчивый (предложение24). Проследив ход моей мысли, вы видите, что я указала авторскую позицию. Это всё предложено, надо только взять в тексте.

4.Шаг четвёртый.

А вот теперь приходит время проявить собственное авторство по данной проблеме. Начинается собственное творчество. Единение с автором по данной проблеме идёт методом прямого доказательства. Как правило, мы солидарны с автором. Проблема, вынесенная им на обсуждение, животрепещущая. Она уже либо решается в обществе, либо надо думать, как её решить. Пишутся общие слова, предложенные в клише, или собственные соображения, особенно если был какой-то опыт решения подобного вопроса. Самое высоко оцениваемое на этом этапе работы – литературное подтверждение авторской и собственной мысли.

5.Шаг пятый.

Литература-матушка, выручай. Самые значительные произведения прочитываются в пору взросления. Они лучше бывают поняты и осознаны. (Здесь не забываем совет первый: читать, читать и читать). Хотя бы серьёзно перечитайте значительные произведения одного маститого классика. Уверена, у любого человека есть любимая книга. Она способна вывести из тупиковой ситуации. Доказано на протяжении всех лет сдачи единого государственного экзамена по русскому языку – наша классическая литература – это палочка-выручалочка. Не подвела ни разу. С её помощью можно подтвердить доказательство тем всех блоков, предложенных для испытания. Делайте правильный вывод!!

Затем, подумав немного, запишем в черновик названия и авторов произведений, подходящих нам для весомого доказательства.

Что подойдёт к первой проблеме

1. А.С.Грибоедов «Горе от ума»

2..А.С.Пушкин «Евгений Онегин».

Ко второй проблеме

1.М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

К третьей проблеме

1.А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

2.М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».

6.Шаг шестой.

Начинаем писать сочинение-рассуждение по первой проблеме: « Будешь книги читать – будешь всё знать. Одна из неоспоримых истин, выносимых из школьной жизни. В школьные годы читать приходится много. Литературное чтение – это занятие душевное. «Жизнь, яркость, силу, смысл, дух перельёт автор в душу, если владеть искусством чтения. Эту проблему ставит автор в данном отрывке.

Чтение делает жизнь интереснее. Больше того, автор говорит о том, что «искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху». Убедительное авторское доказательство. Значит, считает автор, чтение не должно быть забавой: взял книгу, пролистал несколько страниц, отложил в сторону. Следствием этого может стать процесс, когда будет пропущено время знакомства с хорошей книгой.

Автор убедителен в своей позиции, его следует поддержать. Книжный океан безграничен. Но книги, рекомендуемые прочитать в школьные годы, надо постараться прочитать. А, не успевая с этим процессом, не отказаться от него в юности.

Можно найти подтверждение этому, например, у А.С.Грибоедова в комедии «Горе от ума. А.С.Молчалин, читая серьёзные книги, мог бы быть единомышленником А.А.Чацкого. А герой «Евгения Онегина», если бы умел ямб от хорея отличать, стал бы более известен в научных кругах, а не в среде «золотой молодёжи». Пользы бы вышло больше. Это доказали декабристы, умнейшие люди своей эпохи.

Чтение – вот лучшее учение. Поколебать эту прописную истину очень сложно. Мы вместе с автором надеемся, что читатель будет человеком чувствующим, страстным, понимающим, о чём «говорит голос автора». (209слов).

Сочинение пишем без ошибок. Одиннадцать лет вас учили владеть родным языком правильно. Стоит доказать это.

7.Заключение. Делаем вывод из проделанной работы.

1.Автор – наш союзник в написании сочинения-рассуждения. Берём его в единомышленники.

2.Приводим в соответствие свой имеющийся багаж прочитанных художественных произведений.

3.Писать безграмотно на экзамене – стыдно.

Тренировки с текстом надо проводить каждую неделю, не откладывая на «потом». Известно ведь, что нагрузка в одиннадцатом классе колоссальная.

А в мае – ЭКЗАМЕН.

Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

Наградой будет отличная оценка на экзамене.

Часть третья.

Задание для учащихся.

Задание первое

Прочитайте текст

(1)Любите ли вы литературу так, как люблю её я? (2)То есть, любите ли вы читать книги?

(3)Затратное занятие. (4)Но это как посмотреть. (5)Есть книги, не сокращающие жизнь на часы, что потрачены на их чтение, а удлиняющие её. (6)Словно побывал в местах, где никогда не был, сошёлся с людьми, с которыми никогда бы не пересёкся, они стали близкими, часто ближе друзей, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей.

(7)Человек узнаёт из книг то, что он уже знал о себе, но не знал, что знает.

(8)Есть и другие. (9)Потраченное на них время вычеркнуто из жизни. (10)Будто просидел три часа на бесполезном собрании. (11)После таких книг становишься только глупее.

(12)Вечная проблема выбора. (13)Электронные версии толстых журналов немного облегчают жизнь. (14)Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться. (15)Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. (16)А в «толстяках» редакционный цикл – полгода, а то и больше. (17)Ничего удивительного, что многие писатели предпочитают не связываться с журналами, а сразу несут рукопись в издательство. (18)Так и получается: заходишь в любой книжный – глаза разбегаются. (19)Хочется купить всё. (20)Как голодный перед колбасной витриной. (21)Но уже знаешь, что не всё съедобное. (22)А что съедобное и что несъедобное? (23)На обложках рейтинговые звёзды не вытиснены. (24)А те, что вытиснены, враньё. (25)Плавали, знаем, успели распробовать.

(26)Экспансия коммерческой литературы сужает круг потенциальных читателей, которых в России осталось не так уж много. (27)Казалось бы, что за беда? (28)Читают – и пусть себе. (29)Всё лучше, чем пьянствовать. (30)Но не так-то всё просто.

(31) Есть книги, без которых можно спокойно прожить. (32) Есть телевизор, есть газеты, есть компьютерные стрелялки. (33) А есть книги, без которых жить трудно. (34) И если в юности не попалась книга, перепахавшая душу, читатель для литературы потерян. (35) Он будет жевать литературный « попкорн» в полной уверенности, что читает книгу, не подозревая о том, что она всего лишь похожа на книгу, а к животворной литературе никакого отношения не имеет. (36) И таких читателей становится всё больше.

(37) Но неужели всё так безнадёжно? (38) Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? (39) К счастью, нет. (40) Поразительная

закономерность. (41)Живая книга чудом пробивается к читателю. (42)И диктат рынка ей не слишком большая помеха.

(По В. Иванову)

Задание второе

Выделите проблему (ы) прочитанного текста

Основные проблемы --------------------------------------- ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание третье

Определите авторскую позицию -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание четвёртое

Сформулируйте собственное мнение -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание пятое

Приведите примеры литературных источников, подтверждающих ваше мнение ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание шестое

Напишите сочинение-рассуждение по выбранной вами проблеме --------------------------------

Подсказка.

Задание первое

Этот текст о книге. Автор показывает полярность назначения её. Надо уметь выбрать из литературного «попкорна» животворную литературу.

Задание второе

Проблема приобщения всех к чтению.

Проблема правильного выбора книги для чтения.

Задание третье

Автор считает, что есть книги, удлиняющие жизнь. В книгах встречаешься с героями, которые становятся ближе родных людей.

Надо, решает автор, чтобы в юности читателю попалась книга, которая перепахала бы душу.

Задание пятое.

К теме №1

1. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

2.А.М.Горький «Детство»

К теме №2

1. А.С.Грибоедов «Горе от ума»

2. Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Задание шестое. Образец сочинения по теме «Проблема правильного выбора книги для чтения»: «Литература имеет большое значение в жизни человека, в его духовном развитии. Важно выбрать правильную книгу для чтения. Не просто книгу-пустышку, а полезную книжку, с важной информацией для понимания мира, для расширения кругозора. Автор данного текста показывает нам проблему именно выбора этой книги, как путеводителя по жизненному лабиринту.

Автор считает, что, приходя в магазин, читатель должен понимать, что не все книги «съедобны», не надо покупать всё, что видишь на полке. Любитель книги должен определиться с выбором. Автор уверен в том, что среди огромного океана книг существуют те необходимые произведения, которые нужно читать каждому, ибо они те путеводные звёзды, которые ведут человека по жизни и указывают ему правильный путь.

Автор прав. Это подтвердило моё школьное чтение. Все предметники советовали почитать книги по изучаемым темам. Их выбор становился моим выбором. Правильным выбором. Книги становились моими задушевными друзьями.

В художественных произведениях есть прямое подтверждение данной мысли. Например, герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» - Александр Андреевич Чацкий, на вопрос Молчалина читал ли он книгу влиятельного лица, отвечает: «Я глупостей не чтец, а пуще образцовых». Передовые взгляды Чацкого известны. Григорий Добросклонов (герой поэмы Н.А.Некрасова) много читает. Знакомится с правильными книгами, которые помогают ему в дальнейшей борьбе за освобождение крестьян от ига помещиков.

Важное это занятие – правильный выбор книги. (176 слов).