Ход открытого урока «Особенности поэтического мира Б.Л.Пастернака». Сафонова Наталья Станиславовна
Ход открытого урока
«Особенности поэтического мира Б.Л.Пастернака»
1 урок
- Оргмомент
1.Приветствие учителя
На экране – портрет Пастернака
- Учитель: Ребята, с каким поэтом мы с вами познакомились на прошлом уроке? Какие интересные факты из его жизни запомнились вам? Сегодня мы продолжим знакомство с писателем, но акцент перенесём на его творчество.
- Учащиеся (тезисно): Борис Леонидович Пастернак, особенности детства, увлечение музыкой, философией, раннее увлечение футуризмом, выпуск стихотворных сборников («Близнец в тучах», «Поверх барьеров», «Сестра моя – жизнь» и другие), отношение к революции, войне, проба романа, трагическая судьба «Доктора Живаго», Нобелевская премия, драматическая судьба поэта, друзья-поэты.
2.Актуализация
На экране – стихотворения Пастернака, посвящённые своим соратникам по перу- Цветаевой, Ахматовой, Блоку
- Учитель: Предлагает определить, кому посвящены предложенные тексты. Какие ключевые моменты жизни, поэтической манеры подчёркнуты в них?
|
|
|
Учитель может добавить, что после смерти Цветаевой Пастернак сильно укорял себя за то, что дал ей верёвку, чтобы перетянуть чемоданы со словами: «Она такая крепкая, что на ней повеситься можно», на ней Цветаева и повесилась в Елабуге. А Пастернак после смерти посвятил ей строки:
Стихотворение Бориса Леонидовича «Анне Ахматовой» написано в 1929 году. Как известно, в лирике поэтессы главным героем всегда был Петербург Посредством стихотворения поэт пытался помочь Ахматовой побороть мрак в душе, укрепить ее веру в собственные силы, вернуть ей надежду на будущее. Негативные эмоции Пастернак увидел в стихотворении «Лотова жена». Его поэтесса написала в 1924 году. В нем отразилось нежелание Анны Андреевной смотреть вперед, сожаление о прошедших годах, которые более нет возможности вновь пережить. В стихотворении Пастернак отмечает сильную сторону литературного дара Ахматовой – способность точно подмечать прозаические особенности жизни. Наиболее ярко эта особенность проявилась в ранних сборниках поэтессы. По мнению Бориса Леонидовича, вышеназванная черта должна способствовать возвращению Анны Андреевны к активной творческой деятельности, подвигнуть ее на дальнейшее сочинение стихотворений. Впоследствии Пастернак и в письмах горячо уверял Ахматову во имя собственного высокого призвания не сомневаться в своих силах, в таланте. |
||
Мне так же трудно до сих пор Что делать мне тебе в угоду? Bсегда загадочны утраты. Тут все - полуслова и тени, Зима - как пышные поминки: Пред домом яблоня в сугробе,
Бывает глаз по-разному остер, Таким я вижу облик ваш и взгляд. Но, исходив из ваших первых книг, 1927
Ветер (Кому быть живым...) Кому быть живым и хвалимым, Не знал бы никто, может статься, Прославленный не по програме Тот ветер повсюду. Он — дома, |
||
Постигнет страну ураган. Блок на небе видел разводы. Блок ждал этой бури и встряски, |
3.Мотивация и постановка проблемы.
На экране – стихотворение Б.Л.Пастернака «Определение поэзии» (без названия).
Б.Пастернак «Определение поэзии»
Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок.
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.
Это - сладкий заглохший горох,
Это - слезы вселенной в лопатках,
Это - с пультов и с флейт - Figaro
Низвергается градом на грядку.
Всё, что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.
Площе досок в воде - духота.
Небосвод завалился ольхою,
Этим звездам к лицу б хохотать,
Ан вселенная - место глухое.
1941
Учитель: О чём говорит поэт?
Учащиеся: О мире, о жизни, о поэзии.
Учитель: Какое бы название вы дали этому тексту?
Учащиеся предлагают названия. Итог – «Определение поэзии».
Учитель: Что интересного для вас открыл взгляд Пастернака на своё видение искусства поэта?
Учащиеся отмечают:
- Композиционно – 2 –е части: разнонаправленные явления мира как составляющие поэтической тайны и ночные таинственные завуки как воплощение загадки прихода стихов.
Сравни со стихотворением А.Ахматовой, написанным незадолго до – в 1940 году и имеющим название «Про стихи» (на экране)
А.Ахматова
Про стихи
Владимиру Нарбуту
Это - выжимки бессонниц,
Это - свеч кривых нагар,
Это - сотен белых звонниц
Первый утренний удар…
Это - теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это - пчелы, это - донник,
Это - пыль, и мрак, и зной.
Апрель 1940
Москва
- Анафоричность 1 части
- Почти безглагольность (ср с А.Ахматовой и А.Фетом: (на экране)
А.Фет
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
Учитель комментирует к слову: Кстати, именно А.Фет сказал: «В нашем деле истинная чепуха и есть истинная поэзия»
- Звукопись
- Сочетание лексики с «приземлённым» и «высоким» значением.
- Особенности синтаксиса (4 строфы – 4 предложения – законченность грани общей картины, частое употребление тире как знака определения и эмоции)
Учитель: Исходя из нашей предыдущей работы, как вы думаете, какова тема нашего урока? Сформулируйте её.
Учащиеся: Тема поэта и поэзии в лирике автора, особенности поэтического мира Б. Пастернака.
На слайде: Тема урока - Особенности поэтического мира Б.Пастернака.
Учитель: Домашним заданием у вас было заполнить таблицу цитатами к основным темам поэзии Б. Пастернака. С помощью проделанной работы, дайте имя нашему уроку – подберите эпиграф к теме об особенностях поэтического мира автора.
Возможные выдержки из цитатной таблицы:
Природа и человек |
Отчаянные холода |
Мгновенный снег, когда булыжник узрен, |
|
Весна, ты сырость рудника в висках. |
|
Люблю вас, далекие пристани |
|
Любовь и красота |
Красавица моя, вся стать, |
Любимая,— жуть! Когда любит поэт, |
|
Любить иных – тяжёлый крест, |
|
Пошло слово любовь, ты права. |
|
Недотрога, тихоня в быту. |
|
Разочаровалась? Ты думала – в мире нам |
|
А я пред чудом женских рук, |
|
Нравственные ценности |
Я льнул когда-то к беднякам |
Но надо жить без самозванства, |
|
Победа добра над злом |
Что же сделал я за пакость, Но и так, почти у гроба, |
Творчество |
Поэзия, не поступайся ширью. |
Я - свет. Я тем и знаменит, |
|
Цель творчества — самоотдача, |
|
В стихи б я внес дыханье роз, |
|
Стихотворенье?- Малыши! |
|
На тротуарах истолку |
Учащиеся:
В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Учитель: Какова будет наша цель работы на уроке, что мы узнаем благодаря такой сформулированной теме и с помощью каких форм работы мы попытаемся её добиться поставленной теме?
Учащиеся: познакомиться с концепцией мироздания поэта, реализацией мировидения в темах стихов, в мотивах, в слове. Этого можно достичь через детальный анализ стихотворений на разных уровнях, например, на тех, о которых шла речь раньше (особенности художественных образов, лексика, строфика, синтаксис, морфология). Работа индивидуальная или в группах.
На экране: Цель и формы работы:
Цель урока: познакомить учащихся с концепцией мироздания поэта, реализацией мировидения в темах стихов, в мотивах, в слове.
Формы работы: фронтальная и индивидуальная/групповая.
Учитель: А для чего нам всё это знать?
Учащиеся: Для обогащения собственного образного представления о мире, для понимания вариантов возможности самореализации через слово, для более внимательного детального отношения к миру.
Учитель: А что лежит в основе всякого художественного произведения искусства как преображающего жизнь, особенно в основе лирики?
Учащиеся: Художественный образ.
Учитель: дайте истолкование художественного образа
Учащиеся: Художественный образ – это изображение мира художником таким, каким он ему кажется.
На экране: Художественный образ – это изображение мира художником таким, каким он ему кажется.
Учитель: Вот сейчас мы с вами и попытаемся, проанализировав способы передачи миросозерцания Пастернака, увидеть его вселенную, разгадать тайны его образов.
- Решение проблемы. УРОЧНЫЙ МИНИ-ПРОЕКТ
Стихотво- |
Поэти- |
Средства создания поэтического образа |
||||
Лексика |
Синтаксис |
Звукопись |
Рифма |
Морфология |
||
«Февраль. |
|
|
|
|
|
|
«Зеркало»(«В |
|
|
|
|
|
|
«Июль»(«По |
|
|
|
|
|
|
«Как бронзовой |
|
|
|
|
|
|
«Осень» («Я |
|
|
|
|
|
|
На слайде: Шаблон таблицы «Тайна создания поэтического образа».
Учащиеся делятся на 5 групп, каждая из которых анализирует предложенное учителем стихотворение по заранее известному плану (план анализа поэтического текста и сами стихи выдаются), заполняя графы таблицы и готовя более подробный ответ по одной из граф (создание поэтического образа с помощью лексического, синтаксического, фонетического, ритмического и морфологического уровня понимания смысла).
Примерный обучающий школьный план анализа лирического произведения
Пункт плана |
Помощь в построении фразы |
|
Перед нами….. Выразительное чтение текста. Характеристика эпохи, биографических деталей. |
|
В стихотворении (автор, название) говорится о…, поэт описывает.., поэт передаёт своё впечатление от, чувства…… |
|
В стихотворении царит… настроение. Стихотворение проникнуто…настроением. Но на протяжении текста настроение меняется от….до…. . В связи с этим стихотворение композиционно можно разделить на …. частей. В первой части говорится о…, в центре находится образ чувства….., настроение…… Во второй части…. |
|
Ориентируясь на чувство… и настроение …, это стихотворение можно отнести к …. жанру. Именно он помогает задать правильный настрой понимания читателю. |
|
Свои переживания, мысли поэт хочет донести до читателя через образы…. . Они трактуются поэтом как… |
|
Внешний облик лирического героя…Внутренний облик, внутренний мир… |
|
Двусложные (ямб, хорей), трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест), белый стих. Ритм маршевый, напевный, разорванный. Рифма перекрёстная, кольцевая, опоясывающая. Звучание стихотворения создаёт …. ритм. Короткие (длинные) строки подчёркивают… |
|
Аллитерация – нагнетение согласных, ассонанс – нагнетение гласных. Повторяющиеся звуки….позволяют услышать… . Тем самым создаётся эффект присутствия |
|
Используя (метафору….., сравнение…., олицетворение, эпитет, гиперболу……) поэт создаёт образ… |
|
Слова одной семантической группы, наиболее часто встречающиеся в тексте. |
|
Особенности построения фразы, структура предложения, анафора – единоначатие, эпифора (единая концовка), повторы, синтаксический параллелизм, однородность членов… |
|
Итак, первичное впечатление от текста оправдалось, опроверглось углубилось… Как углубилось наше представление о поэтическом мире автора. Как новые, корректирующие или подтверждающие смыслы вносит название стихотворения, посвящение (если оно есть), эпиграф….. |
1912 Борис Пастернак
|
1917 Борис Пастернак
|
|||||
1912
|
2 урок
Работа выполняется под песни на стихи Пастернака:
- «Единственные дни» в исп. В.и В.Мищуков
- «Свеча горела на столе…» в исп. Е.Камбуровой
- «Снег идёт…» в исп. Т.и С.Никитиных
- «Никого не будет в доме» в исп. Т.и С.Никитиных
После окончания работы заслушиваются ответы групп и делаются записи в каждой отдельной графе с необходимыми дополнениями учителя и обобщениями учащихся.
Примерный окончательный вариант таблицы (см. в отдельном файле)
Материал для учителя по работе с выводами в таблице (на основе исследований Д.Быкова «Борис Пастернак»,А.Сергеевой-Клятис «Пастернак»,А.Синявского «Предисловие» к сборнику «Борис Патернак. Стихотворения и поэмы»)
- Особенности поэтических образов Б.Пастернака.
- Пейзаж да и весь окружающий мир обладает у Пастернака повышенной чувствительностью. Он остро и мгновенно реагирует на изменения, происходящие в человеке, становясь его полным подобием, продолжением. В поэзии автора нельзя отделить человека от обстановки. Посредством метафорической скорописи действительность изображается в слиянии разнородных частей, в пересечении граней и контуров.
- Пастернак мало рассказывает о себе и от себя, старательно убирает, прячет своё «Я». При чтении возникает иллюзия, что автора нет и в помине, даже если он обозначен:
Мне хочется домой, в огромность
Квартиры, наводящей грусть.
Войду, сниму пальто, опомнюсь,
Огнями улиц озарюсь.
Перегородок тонкорёбрость
Пройду насквозь, пройду, как свет.
Пройду, как образ входит в образ
И как предмет сечёт предмет.
…В раскрытые окна на их рукоделье
Садились, как голуби, облака.
Они замечали: с воды похудели
Заборы – заметны, кресты – слегка.
Не поэт замечал, а «облака замечали», не поэт вспоминал, а снег. В стихотворении «Заморозки» мы сталкиваемся с ситуацией, когда не зритель рассматривает пейзаж, а пейзаж зрителя:
Холодным утром солнце в дымке
Стоит столбом огня в дыму.
Я тоже, как на скверном снимке,
Совсем неотличим ему.
Пока оно из мглы не выйдет,
Блеснув за прудом на лугу,
Меня деревья плохо видят
На отдалённом берегу.
Если Маяковский или Цветаева хотят говорить за весь мир от своего лица, то Пастернак предпочитает, чтобы мир говорил за него и вместо него: «не я про весну, а весна про меня», «не я про сад, а сад про меня»:
…У плетня
Меж мокрых веток с ветром бледным
Шёл спор. Я замер. Про меня!
Сама природа выступает в качестве главного лирического героя. В стихотворении «Плачущий сад», например, обычный параллелизм – я и сад – оборачивается равенством: я-сад:
Ужасный!- Капнет и вслушивается:
Всё он ли один на свете
Мнёт ветку в окне, как кружевце,
Или есть свидетель…
К губам поднесу и прислушиваюсь:
Всё я ли один на свете,
Готовый навзрыд при случае,
Или есть свидетель.
- Спасительность и всепобеждающая жизненность природы – основа поэтических образов автора:
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не вылечивал…
- Образ у Пастернака – стержень стихотворения. Автор не пересказывает историю и не описывает предмет, но мыслит метафорически. Всё держится на сквозной метафоре – бабочка-буря, девочка-ветка, сад-свидетель, скирда-факел, дождь-исполин, «месящий глину». Это образ-эскиз.
- Родная стихия Пастернака – вода, дождь, снег, река.
- В мире Пастернака 5, по-бахтински говоря, хронотопов: Москва – хаотичный город, путаный, как пастернаковский синтаксис, эклектичный, как его лексика,щедрый, как его дарование; Подмосковье (Переделкино) – леса, жд станции, юг России, Европа и Урал
- Особенности лексического строя поэтического мира Б.Пастернака.
- Для лирики Пастернака характерно частое употребление прозаизмов, просторечной лексики: «Кавказ был весь, как на ладони, и весь, как смятая постель…». Своеобразие состоит в том, что автор поэтизирует мир с помощью прозаизмов, которые переводят стихи из выдумки в жизнь.
- Поэзия Пастернака насквозь метафорична (сгущённая метафоричность). Но интересно, что метафорический характер уподоблений зачастую не воспринимается, настолько живо происходящее на анших глазах действие. Буквально «плачет сад», «бежит гроза»:
Гроза в воротах! На дворе!
Преображаясь и дурея,
Во тьме, в раскатах, в серебре,
Она бежит по галерее.
Метафора в поэзии Пастернака выполняет прежде всего связующую роль. Она мгновенно, динамично стягивает в единое целое разрозненные части действительности и тем самым как бы воплощает великое единство мира, взаимодействие и взаимопроникновение явлений:
Весна, я с улицы, где тополь удивлён.
Где даль пугается, где дом упасть боится,
Где воздух синь, как узелок с бельём
У выписавшегося из больницы.
- Олицетворения у Пастернака. У автора природа приобретает все черты индивидуального лица. Мы привыкли к тому, что «дождь идёт», а теперь знаем, что:
Скорей со сна, чем с крыш;
Скорей забывчивый, чем робкий,
Топтался дождик у дверей…
У пейзажей Пастернака есть свой нрав, симпатии, излюбленные развлечения – тучи играют в горелки, гром занимается фотографией, ручьи поют романс. Его пейзаж наделяется даже портретными чертами:
И лес шелушится, и каплями
Роняет струящийся пот.
И блестят, блестят, как губы,
Не утёртые рукою,
Лозы ив, и листья дуба,
И следы у водопоя.
- Лексика с вкраплениями интеллигентского, профессионального жаргона, с диалектизмами, ботанической терминологией.
- Слово пастернака включает его приятие к жизни, готовность к счастью («Хорошеть в кипятке»). Слово становится не средством описания мира, а инструментом его воссоздания, часто экспрессионистическим.
- Парономазия – сближение разностильных слов, паронимы – сближение разнокорневых, но сходно звучащих слов:
Солнце, словно кровь с ножа,
Смыл и стал необычаен.
Словно преступленья жар
Заливает чёрным чаем.
«С постов спаслись бегством стоны», «дождь крыло пробьёт дробинкой».
- Особенности синтаксического строя поэтического мира Б.Пастернака.
- Синтаксический строй поэзии Пастернака развёртывает стихотворную фразу во всей сложности соподчинений. Отсюда возникает раскованная поэтическая речь с широким дыханием и большими интонационными периодами (не случайны слова-окказионализмы «взахлёб», «навзрыд»);
- Особенности звуковой организации поэтического мира Б.Пастернака.
- Она не сводится к рифме, т.к. в стихотворениях пастернака рифмуются не только окончания строк, но и любые слова внутри текста. Для него характерно своеобразное звуковое уподобление слов, лежащих рядом:
Париж в златых тельцах, в дельцах,
В дождях, как мщенье, долгожданных…
Это явление – шире звукописи. Фонетические связи возникают как выражение смысловых связей, сходство звуков скрепляет смежные образы, говорит, в конечном счёте, о созвучии различных сторон бытия, взаимосвязанных, взаимопроникающих.
Аллитерация и ассонанс у пастернака во многом носит футуристический отголосок. Основная нагрузка ложится на бесчисленные громоздящиеся согласные.
- Особенности ритмической организации поэтического мира Б.Пастернака.
- Ещё В.Брюсов отметил, что Пастернак создатель совершенно новой рифмы. Новизна заключается в том, что рифмуются не только окончания строк, но и любые слова внутри.
- Особенности морфологической организации поэтического мира Б.Пастернака.
- Главное слово Пастернака – наречие и причастие – это важнейшая черта к характеристике его метода. Они, обозначая как бы добавочный признак действия, выражают авторскую точку зрения, ведь он, помимо собственной воли, сопровождает действие, он соглядатай, соучастник.
- Наречия соответствующие: взахлёб, навзрыд, наотмашь, засветло, вдрызг, плашмя, ничком, всласть, трусцой, шарахнуться врастяг – щедро.
- В 1956 году в биографическом очерке Пастернак признаётся, что из разнообразных качеств поэзии А.Блока «блоковская стремительность», «блуждающая пристальность» взгляда, «беглость» наблюдений и зарисовок были ему лично наиболее близки и наложили на его стиль наибольший отпечаток: «Прилагательные без существительных, сказуемые без подлежащих, прятки, взбудораженность, юрко мелькающие фигурки, отрывистость, - как подходил этот стиль к духу времени…».
Общие выводы после обсуждения анализов и заполнения таблицы с учащимися:
Учитель: В чём же принципиальное отличие поэтического мира Б.Л.Пастернака от поэтических миров других известных вам поэтов?
Учащиеся:
- Лирическое «я» поэта разлито в природе, в городе, в мире:
Поэзия, я буду клясться
Тобой, и кончу, прохрипев:
Ты не осанка сладкогласца,
Ты лето с местом в третьем классе,
Ты пригород, а не припев.
Ты душная, как май, ямская,
Шевардина ночной редут,
Где тучи стоны испускают
И врозь по роспуске идут.
И в рельсовом витье двояся,
Предместье, а не перепев
Ползут с вокзалов восвояси
Не с песней, а оторопев.
Отростки ливня грязнут в гроздьях
И долго, долго до зари
Кропают с кровель свой акростих,
Пуская в рифму пузыри.
Поэзия, когда под краном
Пустой, как цинк ведра, трюизм,
То и тогда струя сохранна,
Тетрадь подставлена, струись! («Поэзия» из цикла «Нескучный сад»)
- Свежесть, буйство, обновление – черты мира, которые воспевает поэт (это во многом связано и с биографическими особенностями – вечное обновление личности (отход от музыки, философии, пересмотр отношения к футуризму…)
- Жизнь для поэта – вечное чудо, стихия, и он наслаждается этим чудом, он им заворожён, отсюда неиссякаемый оптимизм в поэзии Б.Пастернака.
Учитель: Как вы думаете, может быть, заметили во время чтения стихов, какие излюбленные поэтические образы будут воплощать восторг лирического героя Пастернака?( При наличии времени – чтение стихов, где фигурируют эти образы).
Учащиеся: весна, гроза, снегопад, сирень, листопад….
Например:
Весна – цикл «Нескучный сад», «Весенний день тридцатого апреля», «Весеннею порою льда», «Весенний дождь», «Весенняя распутица», «Всё нынешней весной особое…», «Весна», «Весна была просто тобой…», «Весна в лесу», «Весна! Не отлучайтесь…», «Весна, ты сырость рудника в висках…» и др.
Дождь – «Воздух дождиком частым сечётся», «Дождь», «Дождь дороги заболтил…», «Исчерпан весь ливень вчерашний…» и др.
Сирень – «Сирень», «Ты в ветре веткой пробующем…» и др.
Гроза – «Гроза, как жрец, сожгла сирень», «Гроза моментальная навек…», «Июльская гроза» и др.
На экране: Выводы.
5.Рефлексия и самооценка.
На слайде: Отрывок из стихотворения «Весна».
Учитель: исходя из сегодняшней работы, объясните образы, которые появляются в отрывке из стихотворения Пастернака «Весна»?
Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.
Расти себе пышные брыжжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.
Учащиеся: объясняют образ губки-поэзии как особого метода Пастернака
(впитываемость мира в строки)
Учитель:
- Что мы узнали на уроке?
- Добились ли мы поставленных целей?
3. Оцените результат вашего труда, используя выбранные поэтические строки:
Д.Самойлов Деревья должны Дорасти до особой высоты, Чтобы стать лесом. Мысли должны дорасти До особой высоты, Чтобы стать словом. Больше ничего не надо. Даже ухищрений стиха. |
Д.Самойлов |
В.Брюсов |
М.Волошин |
Б.Пастернак |
Б.Пастернак |
6.Домашнее задание
Общее:
- Почему стихотворение Б.Пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» считается творческой программой поэта?
- Как поэтический мир поэта реализуется в любовной лирике («Как казначей последней из планет», «Никого не будет дома», «Любить иных – тяжёлый крест») и лирике с историческим аспектом («Гамлет», «Нобелевская премия»).
Индивидуальное:
- Отзыв о песнях, положенных на стихи Пастернака;
- Какие литературоведческие понятия вы бы предложили изучать на примере лирики Пастернака (составить таблицу понятий с примерами)
- Найти стихи Ахматовой и Цветаевой, посвящённые Пастернаку. Какие ключевые моменты биографии и поэтического мира автора подчёркнуты в них.