Логотип Ломоносовской школы-пансион Поступить

Конспект урока. Сафонова Наталья Станиславовна

13 ноября 2018
Просмотров: 3596

Тема «Развитие жанра стихотворения-памятника в русской литературе 18-19 веков»
Продолжительность: 1 урок.
Класс: 10 класс (гуманитарный) 
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Цель урока: создать условия для исследовательской деятельности учащихся, направленной на изучение поэтических произведений на тему Памятника  в античной и русской  литературе 18-19 вв.

  Задачи урока:
- обучающие:
1) сформировать у учащихся представление о причинах появления жанра литературного памятника;
2) раскрыть сущность понятий: Мельпомена, перевод, вольный перевод текста, переложение, подражание, Парки, Аквилон, Капитолий, Весталка, Авфид, Давн, Дельфийский лавр, Феба и др.;
3) ознакомить учащихся с развитием жанра литературного памятника в античной литературе;
4) совершенствовать умение сопоставительного анализа поэтических текстов на тему Памятника и определения места поэта и поэзии в античных текстах (Пиндар, Солон, Овидий, Гораций) и в произведениях русских писателей 18-19 веков (В. В. Капнист, А. Х. Востоков, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. С. Пушкин); 
5) развивать интерес к отечественной и мировой  литературе; 
6) познакомить учащихся с биографией В. В. Капниста и А. Х. Востокова;
7) развивать навыки исследовательской деятельности:  анализ литературного текста, структурирование и обобщение информации, выделение главного, формулировка выводов; 
- воспитательные:
1) активизировать у учащихся понимание того, что  любой опыт человечества, закреплённый в языковых единицах, передаёт ценную смысловую и экспрессивную информацию, которая может обогатить собственное представление о мире;
2) формировать потребность в служении Отечеству, понимание своего следа на земле; 
3) развивать самостоятельность,творческую и познавательную активность учащихся; 
4) прививать трудолюбие, внимательное отношение к русскому слову, любовь к литературе; 
- развивающие:
1) развивать литературные способности учащихся: эмоциональную чуткость к слову, образную конкретизацию и образное обобщение;
2) развивать образное мышление, память, речь, внимание.

Методы обучения: проверка домашнего задания, иллюстрация, исследовательский, индуктивный, иллюстрация, рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования. 
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Оборудование урока:
- тексты стихотворений-памятников Горация, Овидия, В. В. Капниста, А. Х. Востокова, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина; 
- изображение скульптуры Мельпомены.

Ход урока
1 этап урока:  Организационный момент. 
Учитель сообщает тему урока и основные цели занятия, план работы.

этап урока: Изучение нового учебного материала.

Учитель: проводит беседу-рассуждение о появлении жанра литературного памятника по следующим вопросам:

  1. Как вы понимаете, что такое литературный памятник?
  2. В какие моменты жизни человеку хочется создать некое литературное завещание-рассуждение о своём труде?
  3. Почему можно говорить о своеобразном стихотворном жанре литературного памятника?
  4. Что, с вашей точки зрения, будет характерно для жанра «литературный памятник» (можно сделать отдельные подсказки учащимся: особенности композиции,  особый подбор лексики, отличительная звукопись, строфика, ритмика).

Учащиеся: высказывают свои точки зрения по тому или иному вопросу.
Учитель: обобщает высказывания учащихся и делает промежуточный вывод: Поэтам, да и всем творческим личностям во все времена было небезразлично отношение читателей к его творчеству. И речь идёт не только  о современниках, а, что, пожалуй, более важно и тревожно, потомках. Надежда на их понимание, оценку – это надежда на жизнь в веках, на значимость своего дела. «Наш век на земле быстротечен / И тесен назначенный круг. / А он неизменен и вечен - / Поэта неведомый друг», - с надеждой писала А. А. Ахматова. 
         В жизни каждого мастера художественного слова наступает время, когда хочется оглянуться назад, взвесить все ценности, проанализировать содеянное, оценить сделанное в течение жизни. Пожалуй, именно тогда возникает желание создать стихотворение-памятник и тем самым запечатлеть самое дорогое для потомков, высказаться перед ними, подвести итог.
         Когда и кем были созданы первые литературные памятники? 
Учащийся: сообщение о литературном памятнике в античности было подготовлено заранее. Были чётко выделены акценты на следующем:
- Именно в античности закладываются основы внутри такого жанра, как ода.
- Зарождение жанровой формы памятника шло постепенно. Следует на этом пути особенно отметить роль следующих имён: Пиндар – древнегреческий лирический поэт в 5 веке до н.э. В своих творениях он прославлял мир и согласие. Высший апофеоз его лирики – 1-ая Пифийская ода с восхвалением лиры как символа мирового порядка и гармонии. Можно отметить и имя известного древнегреческого политического деятеля  Солона. Среди его стихотворений (к поэзии он обратился в конце жизни) есть произведение «Народ созвал я…», где автор перечисляет свои политические заслуги в назидание потомкам: «…Вернул и тех, что в страхе бросились бежать / И уж забыли речи звук аттической / В скитаньях долгих….». Именно идеи Солона о заслугах перед народом заимствовал и творчески развил Гораций.
- По большому счёту именно Гораций (1 век до н.э.) является полноправным родоначальником литературного памятника. Основная мысль его оды «К Мельпомене» (о которой более подробно ещё пойдёт речь): если творение духа человека получает бессмертие, то и сам человек бессмертен. Эта идея нашла своих почитателей и получила дальнейшее развитие вплоть до наших дней.
- Говоря о формировании жанровой формы литературного памятника, нельзя не назвать имя ещё одного поэта античности – Овидия (1 век до н.э.). В конце своего известного труда «Метаморфозы» он помещает стихотворный фрагмент «Вот завершился мой труд….». Его связь с одой Горация очевидна (работа на сравнение двух од будет дана для самостоятельного анализа в сильных гуманитарных классах). (В других классах можно отметить, что оба автора говорят о нерушимости своих памятников, они уверены, что их слава будет повсеместной, их будут чтить разные народы. Тема творчества у обоих тесно связана с темой долговечности). 
Учитель: Надо отметить, что Овидий был одним из любимых античных авторов у А. С. Пушкина. После окончания романа «Евгений Онегин» он напишет стихотворение «Труд». Сравните тему и ритм стихотворений Овидия и А. С. Пушкина:
Овидий
Я вознесусь, и моё нерушимо останется имя. 
Вот завершился мой труд; его ни Юпитера злоба
Не уничтожит, ни меч, ни огнь, ни алчная старость.
Пусть же тот день прилетит, что над плотью одной возымеет
Власть, для меня завершить неверной течение жизни.
Лучшей частью своей, вековечен, к светилам высоким
Я вознесусь, и мое нерушимо останется имя.

 А. С. Пушкин 
Друга Авроры златой. Друга пенатов святых?
Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,
Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.
Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?
Или, свой подвиг свершив, я стою, как подёнщик ненужный,
Плату приявший свою, чуждый работе другой?
Учащиеся: Сопоставительный анализ стихотворений показывает, что для обоих авторов характерно трепетное отношение к своему труду, понимание избранности. Схож размер, высокопарность слога.
Учитель: организует работу учащихся по анализу оды Горация «К Мельпомене» по вопросам:

  1. Кто такая Мельпомена? ( Иллюстрация).
  2. Что объединяет эту оду с рассмотренными нами произведениями других греческих поэтов, что принципиально ново?
  3. Что называет Гораций своей главной заслугой?
  4. С чем сравнивается памятник?
  5.  Какова функция приёма градации при размышлении о силе и крепости памятника?
  6. Что закрепилось традицией в жанровой форме памятника? (перечисление заслуг перед будущими потомками).

Учитель: организует работу учащихся над тезаурусом. На основе материала домашнего задания делается вывод о различии понятий перевода, вольного перевода текста, переложения, подражания. 
Насчитывается 9 переводов оды Горация «К Мельпомене». Среди авторов-переводчиков – А. Х. Востоков, Н. Ф. Фоков, Б. В. Никольский, В. Я. Брюсов, А. П. Семёнов–Тян-Шанский, Н. И. Шатерников, Я. Э. Голосковер, С. В. Шервинский.
При общем выводе учитель добавляет, что известный русский языковед, поэт, друг Г. Р. Державина В. В. Капнист  в  предисловии к книге «Опыт перевода и подражания Горациевых од…» (1810-1820–е годы) изложил принципы работы с переводами и обобщил опыт поэзии 18 - нач.19 вв. Именно он дал наиболее чёткое деление жанра на подражание, переложение, вольный перевод и перевод и счёл необходимым указать на разницу между ними. (В сильном  классе может прозвучать заранее подготовленная учеником биографическая справка о В. В. Капнисте и А. Х. Востокове.)
  Учитель: раздаёт тексты переводов оды Горация  В. В. Капнистом и А. Х. Востоковым. Цель работы с текстами - доказать их принадлежность к жанру перевода. 
После анализа текстов был сделан вывод о том, что они принадлежат к жанру перевода. Можно провести более детальную работу с текстами, например, на сходстве в уровне лексики:
Гораций
«Воздвиг я памятник вечнее меди прочной
И зданий царственных превыше пирамид»
А. Х. Востоков
«Крепче меди создал я памятник;
Взял над царскими верх он пирамидами»
В. В. Капнист
«Я памятник себе воздвигнул долговечной;
Превыше пирамид и крепче меди он»
Гораций
«…Что из ничтожества был славой я избран
За то, что первый я на голос эолийский
Свёл песнь Италии….»
А. Х. Востоков
«Будет слышно, что я – рода беззнатного
Отрасль – первый дерзнул в римском диалекте
Эолийской сложить мерою поэзию»
В. В. Капнист
«Я первый, вознесясь от низкия породы,
В латинские стихи эольску меру ввёл»

Для помощи в анализе текстов можно предложить учащимся следующие вопросы:
1. Что привлекло ваше внимание? Какие слова оказались непонятными?     (учитель должен объяснить их: Парки, Аквилон, Капитолий, Весталка, Авфид, Давн, Дельфийский лавр, Феба). Результаты этой работы будут необходимы и в дальнейшем при анализе, например, стихотворения М. В. Ломоносова  «Я знак бессмертия себе воздвигнул».
2. Перечислите основные образы стихотворений. Какой из этих образов мы видим лучше всего? Почему?
3. Какая лексика преобладает?
4. Почему трудно читать тексты (особенно текст А. Х. Востокова)?
5. Можно ли с лёгкостью определить ритм и вид рифмовки? Почему?
Учитель:  организует работу по анализу стихотворений. Для этой работы учащимся раздаются стихотворения М. В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул», Г. Р. Державина «Памятник»  и А. С. Пушкина «Памятник». Даётся время для прочтения текстов. Анализ стихотворений строится по следующим вопросам и заданиям:

  1. Расположите эти тексты в порядке появления.
  2. Какое стихотворение читается легче всего, а какое труднее? Почему?
  3. Кто из поэтов ближе всех к точному переводу А. Х. Востокова? Чем отличается «Памятник»  Г. Р. Державина от оды Горация? Что нового вы видите в этом стихотворении?
  4. Как характеризует свой «Памятник» Г. Р. Державин? Какой новый,  по сравнению со стихотворением Г. Р. Державина, смысл возникает со словами А. С. Пушкина «памятник нерукотворный», «не зарастёт народная тропа», сравнение с Александрийским столпом?
  5. В чём смысл выражения «памятник нерукотворный»? Определите вид тропа.
  6. Какое значение имеет противопоставление «Нерукотворного памятника» Александрийскому столпу? Обратите внимание на художественные детали: «Вознёсся выше он главою непокорной…».
  7.  Найдите во второй строфе пушкинского стихотворения эпитеты. Какой из них самый говорящий («душа в заветной лире»)? Каков смысл эпитета «заветный»?
  8. Перечитайте третью строфу «Памятника» А. С. Пушкина. В начальной редакции она начиналась так: «Слух обо мне дойдёт во все концы России». Сравните с окончательным текстом. Почему, по-вашему, поэт изменил строку? Как она связана с последующими строками?
  9. У всех трёх поэтов стихотворение заканчивается обращением к Музе. В чём её отличие у каждого?
    По ходу анализа  заполняется таблица «Сопоставление переводов Оды Горация».

    Таблица
    Сопоставление переводов Оды Горация
Автор

Заслуга лирического героя

Образ памятника

Особенности стиля

М. В. Ломоносов

Воспитание своеобразного самостоятельного мышления

см. Горация и предшествующие переводы

Торжественность звучания благодаря использованию слов «высокого стиля»

Г. Р. Державин

Величие тем и смелость поэта

Крепость памятника – твёрже металла и выше пирамид

Патетика шире, чем у Горация. Она распространяется на весь славянский род

А. С. Пушкин

Заслуга – «чувства добрые», авторитет – народ, друзья – пииты, Пушкин мыслит себя поэтом и не разделяет художника и гражданина.

Крепость памятника подчёркнута общественным моментом («не зарастёт народная тропа»), нерукотворность памятника подчёркивает божественную основу творчества)

Яркие эпитеты и сравнения. Простые слова становятся глубоко многозначными: свобода, чувства добрые, милость к падшим…

3 этап урока: Подведение итогов урока.

Учитель: Что нового вы узнали о переводах? 
Учащиеся:

  1. Динамика развития темы Памятника отчётливо прослеживается от стихотворения к стихотворению. Образ поэта постепенно становится ясен читателю. Заслуги человека измеряются делами, значимыми для государства и для воспитания души подрастающего поколения.
  2. На перевод М. В. Ломоносова оказала большое влияние эпоха: 18 век требовал от поэтов строгого соблюдения «правил», предписанных каждому жанру, неукоснительного следования образцам, «авторитетам».
  3. Г. Р. Державин разрушает иерархическую систему русского классицизма. Его стихотворение – вольное подражание. В. Г. Белинский заметил, что Г. Р. Державин выразил мысль Горация в такой оригинальной форме, что часть этой мысли «также принадлежит ему, как и Горацию».
  4. Перевод Г. Р. Державина стал основой для пушкинского стихотворения. В «Памятнике» А. С. Пушкина рождена одна из главных русских традиций жанровой формы – традиция противопоставлять истинную славу славе, которую принимает толпа, ставящая материальные памятники из мрамора и бронзы своим идолам.

(Выводы записываются  в тетрадь).

4 этап урока: Дифференцированное домашнее задание.
Общая часть: Сделайте общий вывод о жизни литературного памятника в творчестве поэтов 18–19 веков.
Уровень А-В.  Устный ответ для среднеуспевающих учащихся по вопросу: Какие черты биографии поэтов нашли отражение в «Памятниках» М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина и А. С. Пушкина? Для чего эти упоминания поэтам?
Уровень С. Устный ответ для хорошо успевающих учащихся по вопросу: Какое развитие получил жанр литературного памятника в   стихотворениях поэтов 20-ого века: В. Я. Брюсова, В. Ф. Ходасевича, В. В. Высоцкого? Как прослеживается традиция А. С. Пушкина в этих стихотворениях?

Список использованных источников:

  1. Гаспаров М. Поэзия Горация. – М., 1970.
  2. Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. — М., 1993.
  3. Кованова Л. Л.  Три "памятника" в русской литературе. 9-й класс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://festival.1september.ru/articles/310544/, свободный. - Загл. с экрана.
  4. Москаленко Т. Н. Урок-исследование по теме "Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов XVIII–XIX вв." [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://festival.1september.ru/articles/555978/, свободный. - Загл. с экрана.
  5. CARMINA. Квинт Гораций Флакк. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:  http://rarebook-spb.ru/catalog/2/76/detail/?print=y, свободный. - Загл. с экрана.