Логотип Ломоносовской школы-пансион Поступить

Конспект урока. Полина Алла Алексеевна

13 ноября 2018
Просмотров: 2942

Педагог: А. А. Полина

Тип занятия: Изучение нового учебного материала
 Цель занятия: Создать условия дляактивного ознакомления детей с венгерской народной сказкой «Два жадных медвежонка» как видом литературного жанра и организовать их деятельность по закреплению умений слушать сказку, отвечать на вопросы, инсценировать сказку. 
         Задачи занятия:
 1) обучающие:
- выявить представления детей о литературном жанре – народная сказка;
- сформировать у детей знание о понятиях: «жадность», «щедрость»;
- развивать у детей общеучебные умения: сравнивать понятия, составлять связное высказывание, давать оценку прочитанному, формулировать выводы;
- развивать умение узнавать сказку по существенным признакам;
- развивать умения выразительного инсценирования сюжета сказки; 
- развивать устойчивый познавательный интерес учащихся к литературе как к искусству слова;
- познакомить детей с содержанием венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка»;
2) воспитательные:
- воспитывать интерес к печатному слову;
- воспитывать будущего читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки, отождествлять себя с понравившимся персонажем;
- воспитывать нравственные качества: доброта, щедрость; 
- формировать коммуникативные качества;
- помочь детям дать оценку поступкам медвежат и формировать определённую позицию по отношению к проявлению жадности; 
- побудить детей задуматься о взаимопомощи и стимулировать желание изменить своё поведение в лучшую сторону;

 3) развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление, устную речь детей, творческое воображение, эмоции;
- развивать мелкую моторику;
- развивать творческие способности детей;
- развивать познавательную активность детей;
- развивать коммуникативные умения детей.
         Методы обучения: беседа, объяснение, инсценирование, устный фронтальный опрос, иллюстрация, требование, поощрение, создание ситуации успеха.
         Формы обучения: фронтальная, групповая, коллективная.
         Оборудование: книга «Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»; игрушка «Медвежонок»; запись песенки «Приходи, сказка»; звуковая запись пения птиц, кваканья лягушек, воя волка; маски медведя (2 шт.), лисы (1 шт.); иллюстрации к сказкам «Колобок», «Маша и медведь», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Два жадных медвежонка»; пластилин жёлтого цвета, стеки.

Ход занятия
 I этап: Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, дети! Встаньте ровно, выпрямите спинки, расправьте плечики, улыбнитесь друг другу. С хорошим настроением мы начинаем ваше любимое учебное занятие – ознакомление с художественной литературой. Садитесь. Смотрите, кто пришёл к нам в гости? (Педагог демонстрирует мягкую игрушку – медвежонка)
Дети: Медвежонок!
Педагог (голосом медвежонка): Здравствуйте, ребята! Я пришёл из леса, чтобы рассказать вам сказку обо мне и моём братце, а ещё о том, что может случиться, если жадничаешь. Хотите оказаться в сказке?
Дети: Да!
Педагог: Тогда, ребятки, вставайте, мы отправляемся в воображаемый лес.

II этап: Подготовка детей к активному, сознательному усвоению знаний.

1. Активная разминка с элементами дыхательной гимнастики.

Педагог: Повторяйте за мной движения: шагаем, высоко поднимая ноги, вдыхаем и выдыхаем воздух через нос.
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высоко так шагал,
Не споткнулся, не упал, 
Тот в лесу медведей встретил,
Сыр делить им помогал.
Дети: шагают высоко, поднимая ноги, вдыхая и выдыхая через нос.
Педагог: Молодцы, мы быстро дошли до страны сказок. Никто не потерялся? 
Дети: Нет!
Педагог: Никто не заблудился?
Дети: Нет!
Педагог: Какие дружные ребята! И так, мы очутились в сказочном лесу.

Звучит отрывок из детской песенки «Приходи сказка». 
Педагог: Сегодня нам предстоит интересное знакомство с венгерской народной сказкой «Два жадных медвежонка». Мы пройдём через «невиданный густой лес, по ту сторону стеклянных гор, за шёлковый луг», туда, где живут два медвежонка со своей мамой.

2. Глазодвигательная гимнастика.

         Педагог: Смотрите, ребята, летит волшебная бабочка. Её крылышки переливаются всеми цветами радуги. Давайте, дети, понаблюдаем за её полётом. Головы не поворачиваем, следим только глазками. Представим, что наша воображаемая бабочка полетела высоко-высоко. 
Дети: поднимают глазки к потолку.
Педагог: А теперь, бабочка села на цветок. 
Дети: опускают глазки вниз. 
Педагог: Бабочка полетела в левую сторону и села на веточку дерева. Дети: переводят взгляд влево. 
Педагог: Бабочка полетела в правую сторону и пропала. 
Дети: переводят взгляд вправо, закрывают глазки.
Педагог: Молодцы, ребятки!

3. Игра «Отгадай, чей голосок».

Педагог: Мы понаблюдали за волшебной бабочкой, а теперь давайте прислушаемся. Чей голосок вы слышите? (Педагог последовательно включает звуковую запись с различными звуками: щебет птиц, вой волка, кваканье лягушек). 
Дети: Птички поют (волк воет, лягушки квакают). 
Педагог: Ах, какие молодцы! Все лесные звуки узнали.

III этап: Повторение.
Педагог: Ребята, любите ли вы сказки? 
Дети: Да! 
Педагог: Какие сказки вы знаете?
Дети: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Три поросёнка» …
         Педагог: Какие, вы молодцы! Как много знаете сказок! Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!»
Игра «Вспомни сказку»
Педагог: «Не лежится на окошке – покатился по дорожке». Какая это сказка?
Дети: «Колобок».
Педагог: Молодцы!Показывает иллюстрацию к сказке «Колобок».
Кого Колобок встретил в лесу?
Дети: В лесу Колобок встретил зайца, волка, медведя и лису.
Педагог: Попробуйте узнать следующую сказку: «Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода в ямке от копытца».
Дети: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Педагог: Молодцы!Показывает иллюстрацию к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 
В кого превратился Иванушка в этой сказке?
Дети: Иванушка превратился в козлёнка.
Педагог: А почему это произошло?
Дети: Иванушка не послушался сестру и попил воды из козьего копытца. 
Педагог: Как хорошо вы знаете сказки! Вот вам последняя загадка: «А дорога далека, а корзина не легка. Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок» Какая это сказка?
Дети: «Маша и медведь».
Педагог: Показывает иллюстрацию к сказке «Маша и медведь». 
Как Маша вернулась домой?
Дети: Маша напекла пирожков, залезла в короб, а блюдо с пирожками поставила себе на голову. Медведь не заметил девочку, взял короб и отнёс его в деревню к дедушке и бабушке Маши.
 Педагог: Какие вы молодцы, ребята! А знаете ли вы, кто придумывает народные сказки?
Дети: Народные сказки придумывает народ. 
Педагог: А чем сказка отличается от рассказа?
Дети: В сказке есть волшебство, животные и предметы могут разговаривать, как люди, а в рассказе волшебства нет. Все герои настоящие.

IV этап: Изучение нового материала.

1. Выразительное чтение сказки.

Педагог: Сегодня я прочитаю вам венгерскую народную сказку «Два жадных медвежонка». У меня в руках книжка, которая так и называется «Два жадных медвежонка». Посмотрите, какие интересные в ней иллюстрации (педагог демонстрирует книгу). После занятия, дети, каждый из вас сможет рассмотреть эту книгу. 
А сейчас внимательно слушайте сказку. После прочтения сказки я попрошу вас ответить на мой вопрос: почему медвежата поссорились? Садитесь удобно, сказка начинается. 
Педагог выразительно читает сказку.

Сказка «Два жадных медвежонка»
В одном лесу жила медведица и два медвежонка. Захотели медвежата мир посмотреть. Мама дала им еды в дорогу, и они пошли. Долго ходили медвежата. Съели все запасы. Вдруг видят – в траве сыр лежит! Хотели медвежата сыр поровну поделить. Но не получилось – жадничают! Тут подбежала лиса и говорит: «Что вы ссоритесь, медвежата? Я разделю сыр поровну!» Обрадовались медвежата: «Вот это хорошо! Дели!» Лиса разломила сыр и говорит: «Ах, неровно вышло!» Откусила она от большего куска. «Опять неровно!» - шумят медвежата. Лиса откусила ещё кусок сыра. Делила она так сыр, делила да ела. Наелась лиса и убежала. А медвежатам достались только два крохотных кусочка сыра. Вот что бывает с жадинами!

2. Беседа после чтения сказки.
Педагог: Ребятки, вам понравилась сказка? 
Дети: Да!
Педагог: Назовите героев этой сказки.
Дети: Два медвежонка, лиса, мама-медведица.
Педагог: Почему историю про двух медвежат можно назвать сказочной? 
Дети: В этой сказке звери разговаривают и ведут себя, как люди.
Педагог: Что показалось в сказке смешным?
Дети: Смешно, как Лиса сыр делила.
Педагог: Кто из героев сказки понравился больше? Почему? 
Дети: каждый ребёнок высказывает своё мнение.
Педагог: Какая в сказке лиса? Объясните, почему вы так думаете.
Дети: Лиса - хитрая, потому что она обманула медвежат и съела большую часть сыра.
Педагог: А что вы можете сказать о медвежатах?
Дети: Медвежата – жадные, потому что они не хотели делиться друг с другом. А ещё медвежата – глупые, потому что они доверили делить сыр хитрой лисе.
Педагог: Кого и за что народ высмеивает в сказке?
Дети: Народ высмеивает медвежат за их жадность.
Педагог: Как вы понимаете, что значит быть жадным?
Дети: Жадный – это тот, кто ни с кем не хочет делиться, всё забирает себе.
Педагог: Если жадным быть плохо, то, каким быть хорошо? Назовите понятие, противоположное по смыслу понятию «жадность». 
Дети: Хорошо быть щедрым. (Дети могут сказать «добрым», тогда педагогу необходимо ввести в лексикон детей понятие «щедрый»)
Педагог: Щедрость – это умение делиться. Жалко ли вам медвежат?
Дети:Нет, они получили по заслугам, не надо было жадничать.
Педагог: Как бы вы поступили на месте жадных медвежат?
Дети: Разделили бы сыр поровну.

V этап: Закрепление изученного материала.
1. Инсценировка отрывков сказки.
Педагог: Дети, хотите попробовать себя в роли Медвежат?
Дети: Да!
Педагог: А кто хотел бы сыграть роль Лисы? Педагог выбирает трёх детей. Дети надевают маски лисицы и медвежат.
Педагог:Вспомним, с чего начиналась сказка.
Дети: Медвежата отправляются в путешествие.
Педагог: Идите сюда, мои Медвежата. В путешествии не ссорьтесь, помогайте друг другу.
Дети: подходят к маме Медведице, в роли которой выступает педагог, и прощаются с ней. Затем идут по воображаемому лесу и жалуются друг другу на то, что очень хочется есть. 
Педагог: Как хорошо у вас получилось инсценировать начало сказки. Кто ещё хотел бы попробовать себя в роли Медвежат? 
Педагог выбирает двух детей, помогает им надеть маски медвежат. 
Продолжаем сказку: голодные Медвежата находят сыр.
Дети: жалуются на то, что они голодны, затем неожиданно находят сыр, подбегают к нему и начинают ссориться.
Педагог: Молодцы, ребята! Очень хорошо инсценировали эту часть сказки. Кто ещё хотел бы попробовать себя в роли Медвежат? 
Педагог выбирает двух детей, помогает им надеть маски медвежат. Продолжаем сказку: приходит хитрая Лиса и делит сыр.
Дети: ребёнок, изображая Лису, подходит к медвежатам и расспрашивает их о ссоре. Затем она предлагает свою помощь. Лиса делит сыр на два неравных куска.
Двое детей, изображая медвежат, возмущаются нечестным делением сыра Лисой. 
Лиса продолжает делить сыр до тех пор, пока не остаются два маленьких кусочка. Затем Лиса убегает. 
Медвежата стоят грустные.
Педагог: Какие вы артистичные, как хорошо изобразили Лису и Медвежат! Педагог помогает детям снять маски.
Педагог: Ребята, а вы умеете делиться?
Дети: Да!
Педагог: Если бы вы были одним из медвежат, то смогли бы поровну разделить сыр?
Дети: Да!
2. Лепка.
Педагог: Тогда каждый возьмите по кусочку жёлтого пластилина, скатайте шар и слегка сплющите его с боков. Теперь возьмите стеки и разделите ваш «сыр» на две равные части для себя и для «своего брата Медвежонка. 
Дети: выполняют заданные действия.
Педагог:Получилось разделить «сыр» поровну?
Дети: Да!
Педагог: Тогда «угостите» половинкой вашего «сыра» другого «Медвежонка».
Дети: Каждый ребёнок получает кусочек пластилина, самостоятельно лепит круглый сыр, делит стекой пополам и отдаёт другому ребёнку.
Педагог: Какие щедрые дети у нас в группе! Как хорошо вы умеете делиться!
Тебе, (называет по имени ребёнка), приятно было, когда с тобой поделились сыром? А тебе? Тебе?
Дети: дают положительные ответы.
Педагог: Наше занятие заканчивается.

VI этап: Подведение итогов занятия. 
Педагог: Давайте вспомним, как называется сказка, которую мы сегодня читали?
Дети: Сказка называется «Два жадных медвежонка».
Педагог: Чему учит нас эта сказка?
Дети: Сказка учит нас тому, что жадным быть плохо, а щедрым – хорошо и приятно. Надо уметь делиться, быть дружными, не ссориться.
Педагог: Наше занятие закончено. Медвежата благодарят вас за то, что вы научили их правильно делиться друг с другом и не ссориться. А теперь, давайте попрощаемся с нашим медвежонком, который рассказал нам эту замечательную сказку.
Дети: До свидания, медвежонок! Приходи к нам в гости!

Список использованных источников:

  1. Коробова Т. В. Физкультминутки нам нужны, для детей они важны: методическая разработка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-pre-school/1470-2012-08-12-09-54-47.html, свободный. – Загл. с экрана.
  2. Ушакова О. С., Е.М. Струнина Е. М. Развитие речи детей 4—5 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: 
    Вентана-Граф, 2007.
  3. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с литературой (конспекты занятий) / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. – М.: Сфера, 2008.
  4. Шибаев А. Сказку вспомнить нужно: загадки по мотивам русских народных сказок. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://deti.ledibashkirii.ru/detskie-zagadki/1268-aleksandr-shibaev-skazku-vspomnit-nuzhno, свободный. – Загл. с экрана.