Логотип Ломоносовской школы-пансион Поступить

Конспект урока. Федоров Павел Павлович

13 ноября 2018
Просмотров: 1879

Конспект урока географии «Политическая карта мира»

Скачать презентацию

Название работы: Конспект урока географии. 
Автор:  Федоров Павел Павлович 
Место работы: АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион» посёлок им. Тельмана Раменского района Московской области.
Предмет: географии, урок изучения нового материала.
Тема: Политическая карта мира. 
Продолжительность: 40 минут.
Класс: 10 класс.
Технологии: 1) информационно-коммуникационная; 2) объяснительно-иллюстративная; 3) проблемно-поисковая; 4) коммуникативная; 5) индивидуализация обучения.
Текст работы
Цель урока: Сформировать у учащихся основные представления о современной политической карте мира, как итоге многовекового столкновения сфер влияния могущественных государств; показать влияние международных отношений на изменение политической  карты   мира. 
Задачи урока:
- обучающие:

  • организовать деятельность учащихся для самостоятельного определения  понятия «Политическая карта мира»; для анализа физических и политических карт;

2) сформировать у учащихся знания о факторах, оказывающих влияние на изменение политической карты мира; о мотивах войн; об исторической периодизации политической карты мира; о решении проблемы двойных стандартов; 
3) расширить знания учащихся об изменениях границ на политической карте Европы;
         4) формировать у учащихся умения: по работе  с научным понятием; поисковой деятельности (нахождения и применения географической информации, включая карты, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни стран и тенденций их возможного развития); характеризовать основные этапы развития политической карты мира;  устанавливать межпредметные связи географии с историей и обществознанием; практически применять сформированные знания; анализировать, обобщать полученные знания; сравнивать; 
         5) развивать у учащихся навык работы с атласом; 
- воспитательные: 
1) развивать умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать с помощью фактов и дополнительных сведений;
2) побудить учащихся критически осмыслить политические события, происходящие в мире; 
3) формировать мировоззрение учащихся; 
4) формировать уважительное отношение к сверстникам и ответственное отношение к учебному труду;
5) развивать самостоятельность, творческую и познавательную активность учащихся; 
- развивающие: 
1) развивать устойчивый познавательный интерес учащихся к географии, используя современный и исторический материал по важнейшим географическим особенностям и проблемам мира и крупнейших стран; 
2) развивать у школьников с учетом географической специфики словесно логическое и образное мышление, память, воображение, внимание;
3)  развивать устную речь.
Методы обучения: проблемное обучение, индуктивный, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, демонстрация, показ, рассказ, объяснение, учебная дискуссия, беседа, упражнение, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования. 
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:интерактивная доска; раздаточный материал на каждую парту в виде фрагментов физических и политических карт Европы 15 и 21 вв.; атласы.
Ход урока:

  • Организационный  момент.

Привлечение внимания. Организация дисциплины. Приветствие. 
         Учитель: Добрый день, ребята! Внимание! На ваших партах расположен раздаточный материал в виде фрагментов физических и политических карт Европы 15 и 21 вв. Посмотрите  на физико-географические карты Европы 15 и 21 вв., а затем на политико-географические. В чём между ними разница? 
Учащиеся: Физическая карта за 600 лет не изменилась, а политическая испытала сильные изменения. 
Учитель: Правильно! В ходе урока мы попытаемся объяснить, почему политическая карта постоянно меняется, какие факторы влияют на это и что будет с политической картой в будущем. Мы переходим к изучению важного раздела курса социально-экономической географии – Политическая география. И тема нашего урока: Политическая карта мира (слайд 1). Тема очень сложная, что подтверждается целью и планом урока (слайд 2).  

  • Повторение.

Ребята, перед тем как перейти к изучению столь сложной темы, нам нужно провести небольшую интеллектуальную разминку и кое-что вспомнить из курса географии(слайды 3-6).

  • Изучение нового материала.

Учитель: Сначала разберёмся с главным понятием  урока и его аббревиатурой – политическая карта мира (далее ПКМ) (слайд 7).  Давайте попробуем с моей помощью дать определение понятию ПКМ. Для этого нам нужно перечислить существенные признаки понятия ПКМ. Поможет нам в определении этих признаков  атласы с изображением политической карты мира. Откройте их. Что вы видите на карте?
Учащиеся: Государства, их границы, столицы, крупные города.
Учитель: Правильно! Теперь, когда вы указали признаки ПКМ, можно дать определение этому понятию. ПКМ - это географическая карта, на которой изображены страны, их границы, столицы и крупные города. 
Однако ПКМ – это не только географическое, но и историко-географическое понятие, так как политическая карта, по сути, является географическим отражением исторического процесса.  Любые исторические процессы предполагают изменение чего-либо во времени. А изменения происходят и в количестве, и в качестве (слайд 8).К количественным нужно отнести изменения общей численности государств, а также изменения площади стран. К качественным изменениям относят смену форм государственного устройства и форм правления стран. 
Но географов больше интересуют количественные изменения, так как именно они приводят  к изменению политических карт. Что выступало главной причиной  количественных изменений на ПКМ, то есть что приводило к изменению границ, формированию новых государств?
Учащиеся (высказывают гипотезы): Причин множество, однако, главными из них являлись: войны, международные соглашения, открытие новых территорий и др. 
Учитель:  Ваши рассуждения, ребята, правильные. Главным фактором, то есть причиной,  изменений на ПКМ являлись войны (слайд 9).  А теперь давайте разберемся, почему же люди воюют? При ответе вы можете активно использовать знания, полученные на уроках истории и обществознания. 
Учащиеся: Войны ведутся за территорию, которая богата ресурсами. Бывают войны религиозного, расового и этнического характера.
Учитель: Ответ верный, но не полный. Мотивами, то есть побудителями, войн являются… (слайд 10). 
Теперь перейдём к следующему вопросу. Если ПКМ является историко-географическим понятием, то для каждого исторического периода была своя ПКМ. Вспомните из курса истории, какие главные исторические периоды принято выделять по господствующему типу общественного мышления. 
Учащиеся: Древний, Средневековый, Новый, Новейший, Современный.
Учитель: Правильно. Примерно такая же периодизация характерна для ПКМ (слайд 11).
А теперь ребята давайте посмотрим, что собой представляла ПКМ на каждом историческом этапе. Для начала мы рассмотрим первые три этапа истории: Древний, Средневековый и Новый. Ваша задача сравнить ПКМ на этих этапах исторического развития. Сравнение этапов нужно провести по трём критериям: 1) чёткость границ; 2) присутствие неизвестных и ничейных территорий («белых пятен»); 3) количество стран (слайды 12-17).
Ученики: 1) отсутствие чётких границ; 2) наличие множества «белых пятен»; 3) небольшое количество государств.
Учитель:Верно!Следующие этапы исторически ближе к нашему времени. Это Новейший этап и Современный этап  (слайд 18).  Эти этапы уходят корнями в начало XX века. Обратите внимание на карту Европы 1914 года (слайд 19). Ваша задача – указать основные изменения, произошедшие на ПКМ  к 1918 году. Рекомендуется активно использовать знания из курса истории 9-го класса.
Ученики: Распалась Автро-Венгерская империя, образовались Чехословакия и Югославия, сильно изменились границы Румынии; Финляндия и Польша вышли из состава России. 
Учитель: Хорошо. А теперь обратимся к карте Европы 1918 года и посмотрим, что вы не смогли вспомнить из курса истории (слайд 20).
Ученики: Мы видим, что независимость от России получили государства Прибалтики: Эстония, Латвия и Литва. Независимость от Великобритании получила Ирландия. Румыния аннексировала Бессарабию (Молдавию).  
Учитель: Я добавлю. Кроме Первой мировой войны, важным событиями Новейшего этапа формирования ПКМ также были: Вторая мировая война и Холодная война, по итогам которой мир был поделён по идеологическому критерию на две крупные группировки стран:  1) Страны Социалистического лагеря (СССР, ГДР, КНДР, Китай, Страны Восточной Европы и др.); 2) Капиталистические страны (США,ФРГ, Республика Корея, Страны Западной Европы, Япония и др.). В рамках этого же этапа, на Ближнем Востоке реконструируется Израильское государство. Многие страны Азии и Африки получают суверенитет от метрополий: Индия, Пакистан, Алжир и др. 
Следующее.Наиболее близким нам является Современный этап (слайд № 21). Его начало связано с распадом СССР на 15 независимых стран (слайд № 22). Назовите эти государства. 
Учащиеся: Россия, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Грузия, Азербайджан, Армения,  Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан. 
Учитель: Верно. В рамках этого же этапа, развал СССР по цепной реакции приводит к объединению Германии (1990 г.), распаду Чехословакии (1993 г.) и (слайд с анимацией № 23) распаду Югославии (1989-2008 гг.). В мире возникает множество непризнанных и частично-признанных государств: Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Косово.
Ребята, а сейчас попытайтесь вспомнить самые последние изменения на ПКМ, свидетелями которых были вы сами. Быть может вы могли слышать о них в СМИ или от учителей истории и обществознания? 
Ученики: Самыми последними изменениями стали: Образование Косово (2008), Абхазии и Южной Осетии (2008) и Южного Судана (2011). 
Учитель: Несколько ребят из класса подготовили краткие сообщения о причинах, повлиявших на образование этих новых стран.
Ученик 1: Сообщение о Косово (слайд № 24).
Ученик 2: Сообщение об Абхазии и Южной Осетии (слайд № 25).
Ученик 3: Сообщение о Южном Судане (слайд №26).
Учитель: Ребята, какие выводы можно сделать по особенностям последних этапов формирования ПКМ? Вы можете использовать те же критерии, которые мы использовали при характеристике первых трёх этапов развития ПКМ.  
Учащиеся: 1) На ПКМ почти не осталось «белых пятен»; 2) Границы между странами стали более чёткими; 3) Существенно возросло количество стран на ПКМ. 
Учитель (слайд № 27): Независимо от высокой степени организации современной ПКМ в мировой политике продолжает оставаться множество проблем и важное место среди них занимает проблема двойных стандартов. Сущность проблемы (слайд 28) заключается в том, что одни и те же политические события влиятельные страны (США и страны Западной Европы) трактуют по-разному в зависимости от своей выгоды. Примером тому служит признание США Косово, но отказ в признании Абхазии и Южной Осетии.
А есть ли способы решения проблемы двойных стандартов в мировой политике?  Я попытаюсь дать несколько комментариев по этому вопросу. Пока в мире есть множество политических игроков, лоббирующих разные интересы, решить проблему двойных стандартов, наверняка, не получится. Возможно, в далёком будущем эта проблема решится сама собой, так же как решилась в своё время проблема колоний. Единственно на что можно повлиять, так это на то, чтобы правительство нашей страны, участвуя в решении этой проблемы, более активно и настойчивее защищало интересы своих сограждан, проживающих в непризнанных странах.  
IV. Закрепление изученного материала. 
Учитель:  Предлагаю сконцентрировать ваше внимание на интерактивной доске и просмотреть короткий флэш-ролик с помощью которого вы за несколько минут сможете  увидеть,  как менялась политическая карта Европы в течение многих веков, и тем самым обобщить и закрепить полученные знания. Кроме того, на экране вы увидите много нового и интересного, о чём мы сегодня не говорили. Хочу акцентировать ваше внимание на том, что уследить за всеми изменениями ПКМ будет чрезвычайно сложно, поэтому мы выделим в классе три группы (состав учащихся каждой группы  перечисляется): 1-ая группасосредоточиться на изменении границ нашей страны; 2-ая  - будет следить за изменениями в Восточной и Северной Европе, а 3-я  - будет отслеживать изменения границ в Средней и Южной Европе. Можете делать записи.
Демонстрация флэш-ролика «1000 лет за 3 минуты» (слайд с видеороликом № 29). 
Учитель: Ребята, что нового об истории развития ПКМ вы узнали в ходе просмотра видео?
Ученики 1-й группы: Присоединение Казанского и Астраханского ханств, борьбу нашей страны с Речь-Посполитой и Османской империей, присоединение к России Финляндии и Польши, развал СССР.  
Ученики 2-й группы: Объединение Польши и Литвы в Речь-Посполитую, расширение границ Османской империи, расширение шведских границ в Прибалтике, борьбу России за выход к балтийскому морю.   
Ученики 3-ей группы: Мы увидели феодальную раздробленность  Германии и Италии, объединение Великобритании, оккупацию Португалии Испанией.
Учитель: Хорошо. Итак, мы рассмотрели все этапы становления и развития современной ПКМ. 
А как вы считаете можно ли, исходя из полученных знаний, сформировать прогноз развития ПКМ на ближайшее время?  А нужен ли вообще прогноз такого рода? Где на практике он может быть применим? Давайте попробуем его составить и тем самым  заглянуть в будущее! Подумайте, какие изменения могут произойти на западных границах нашей страны в ближайшие десятилетия. 
Учащиеся: Возможно, в границах Европейского Союза усилятся интеграционные тенденции. Возможно, будет создана Европейская конфедерация. Границы Евросоюза могут продолжить своё расширение и в состав Европейской конфедерации войдут такие страны, как: Молдавия, Украина и некоторые балканские государства. 
Учитель: Хорошо ребята! Теперь давайте проверим, насколько ваше научное прогнозирование соответствует прогнозам учёных. В ходе просмотра ваша задача отследить то, что не было выявлено при обсуждении. Внимание!
Демонстрация короткого видеоролика «Политическая карта Восточной Европы 2011-2060 гг.» (слайд с видеороликом № 30). 
Ученики:Мы правильно заметили, что Зарубежная Европа продолжит своё объединение, но не указали детали.  Мы не сказали об изменении границ Украины и Белоруссии. 
Учитель: Ребята, где и для чего могут понадобиться вам знания, полученные в ходе сегодняшнего урока? 
Ученики: Эти знания можно использовать на уроках истории и обществознания. Полученные знания помогли расширить наш кругозор, их вполне можно использовать в общении и дискуссии с одноклассниками, учителями, родителями. Посредством полученной информации мы сможем более осмысленно следить за новостями мировой политики и объяснять их.
Учитель: Верно! Теперь давайте подумаем, как бы вы могли их использовать в своих собственных профессиональных интересах? Давайте разберемся, с какими специальностями пересекается изученный материал? Возможно, это сыграет свою роль при выборе специальности (слайд 31).

  •  Подведение итогов  урока:

Учитель:Ребята, давайте подведём итоги урока.
Учащиеся: 
- ПКМ – это сложное историко-географическое явление, прошедшие несколько этапов становления: Древний, Средневековый, Новый, Новейший, Современный (слайд № 32). 
- Мировое сообщество так и не смогло полностью избавиться от войн, революций и политической борьбы за мировое господство, поэтому, современная ПКМ продолжает изменяться, и наверняка будет меняться в обозримом будущем (слайд № 32).
VI. Домашнее задание (слайд № 33):
1) переписать в конспекты основные положения презентации;
2) более внимательно ознакомиться с картографическими слайдами и флэш-роликами;
3) подготовить реферат на тему:  

  • ПКМ в 2020-м году (для слабых учащихся);
  • ПКМ в 2035-м году (для категории среднеуспевающих ребят);
  • ПКМ в 2050-м году (для сильных учащихся).

         Учитель: Учащимся, которых заинтересовала тематика сегодняшнего урока, рекомендуется познакомиться со списком используемой литературы (слайд № 34). 

Список использованной литературы:
Учебники, учебные пособия:

  • Домогацких, Е. М., Алексеевский, Н. И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. - Ч. 2. : Региональные характеристики мира: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 232 с.
  • Максаковский,  В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2008. – 398 с.
  • Фромберг, А. Э. Экономическая и социальная география для школьников и абитуриентов справочник. – М. : Издательство «Экзамен», 2011. – 413 с.
  • Холина, В. Н. География. Профильный уровень. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 кн. Кн.1. – М. : Дрофа, 2008. – 319 с.

Интернет-ресурсы:

  • История Холодной войны. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.coldwar.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
  • Непризнанные и частично-признанные государства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/- Загл. с экрана.

Видео с аудиорядом: