Логотип Ломоносовской школы-пансион Поступить

Конспект урока. Сафонова Наталья Станиславовна

13 ноября 2018
Просмотров: 1598

Тема «Мир дворянской усадьбы»

Скачать презентацию

Продолжительность: 2 урока.
Тема 1-ого урока: Мир дворянской усадьбы в художественной литературе.
Тема 2-ого урока: Обустройство русской дворянской усадьбы. 
Класс: 10 класс (гуманитарный).
Тип урока: 1-ый урок: урок обобщения и систематизации знаний; 2-ой урок: изучение нового учебного материала на основе интеграции знаний по МХК и литературе. 
Цель урока: создать условия для исследовательской деятельности учащихся, направленной на целостное рассмотрение русской дворянской усадьбы: её жизни и быта, гармонии природы и архитектуры, взаимоотношений человека и пространства, определение её значимости для русской культуры XVIII-нач.XX века; организовать их деятельность по описанию и анализу внутреннего мира литературного героя через описание усадьбы.
  Задачи урока:
- обучающие:
1) интегрировать знания учащихся из области истории, литературы, культуры, дизайна, географии; дать представление о духе и принципах строительства дворянских усадеб в России; рассказать об истории появления усадеб на Руси; 
2) познакомить учащихся с архитектурным обликом и внутренним убранством дворянской усадьбы, парковой культурой, укладом жизни в "дворянских гнёздах”;
3) определить вместе с учащимися роль и место дворянской усадьбы в истории и культуре России; 
4) сформировать познавательный интерес учащихся к изучению русской усадьбы как отражению отечественной истории; 
5) формировать у учащихся умение определять и анализировать внутренний мир героя литературного произведения через усадебное описание;
6) развивать навыки исследовательской деятельности: наблюдение, сбор информации, её анализ, структурирование и обобщение, интеграция знаний из различных областей, формулировка выводов, выбор способов и форм подачи материала;

  1. определить сущность понятий: усадьба, имение, поместье;
  2. развивать у учащихся навык работы с художественным текстом;
  3.  обогатить лексический запас учащихся архитектурными  терминами эпох развития дворянской усадьбы: флигель, английский и французский (регулярный) парки, беседка и др.

         - воспитательные:
1) помочь школьникам увидеть красоту усадебного мира России XVIII—XX вв., своеобразие усадебного быта, тесно связанного с природой, земледелием, родовыми обычаями, и отображение этого мира в произведениях живописи, графики, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, литературы, поэзии, музыки; 
2) сформировать у учащихся определённую гражданскую позицию по отношению к усадебному наследию России;
3) формировать мировоззрение школьников о глубокой связи между человеком, его внутренним миром, и средой, которая его окружает;
4) развивать самостоятельность,творческую и познавательную активность учащихся; 
    5) прививать трудолюбие, внимательное отношение к русскому слову, любовь к литературе; 
- развивающие:
1) развивать зрительное восприятие учащимися эстетического облика русской дворянской усадьбы как достояния национальной художественной культуры;

2) развивать литературные способности учащихся: эмоциональную чуткость к слову, образную конкретизацию и образное обобщение;

3) развивать образное мышление, память, речь, внимание.
Методы обучения: исследовательский, индуктивный, исполнение, демонстрация, показ, рассказ, объяснение, беседа, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования. 
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор, 
- презентация, 
- музыкальное сопровождение (клавесинная музыка, звуки природы, романс В. Агафонова «Белой акации гроздья душистые», романс Е. Камбуровой «Дождик осенний»), 
- художественные тексты, 
- видеоролики, связанные с тем или иным объектом усадебной жизни (отрывок из х/ф «Благородный разбойник Владимир Дубровский», «Померанцевая оранжерея в Кузьминках»).
Ход 1 -ого урока:
1 этап урока:  Организационный момент. 
         Учитель (под музыку клавесина, Слайд № 1): Для многих писателей и поэтов русская усадьба наполнена особым ароматом поэзии, творчества. Этот уединённый, подчас замкнутый мир стал для них приютом вдохновения. 
          (Слайд № 2): Белые дома с колоннами в тенистой чаще деревьев; сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду; старые нянюшки, снимающие пенку с варенья; жирные, обжорливые моськи, ворчащие от сахара и злости; девки-арапки, отгоняющие мух от спящей барыни; Митька — казачок, таскающий длинные чубуки для раскуривания гостям; мухи, летающие, жужжащие, назойливые, кусающие, скучные, противные мухи; мухи, засиживающие окна и стены, и книги, и всё; петухи, кричащие на задворках; мычащие коровы; блеющие овцы; бранящиеся помещики; бабушки в чепцах; никому не нужные, штопающие чулки, старые лакеи; босоногие девки, сенные девушки; крепостные актрисы, живописцы, форейторы, музыканты, борзые псы, художники, карлики, крепостные астрономы. Внутри, в комнатах — чинные, комфортабельные стулья и кресла, приветливые круглые столы, развалистые бесконечные диваны, хрипящие часы с ржавым басистым боем, и люстры, и подсвечники, и сонетки, и ширмы, и экраны, и трубки...” (Врангель Н. И. Дворянские усадьбы России. - М.: «Экспо», 2009).
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами присутствуем на не совсем обычном уроке. Этот урок – кульминационная ступень в нашем разговоре о дворянских усадьбах, который начался ещё в 1 четверти на основе изучений произведений И. С. Тургенева и И. А. Гончарова и, который продолжится разговором о конкретных восстановленных усадьбах Москвы и Подмосковья и разговором об усадебной жизни в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина.
         Учитель обозначает тему и цель урока  (Слайды №  3).
         Сегодняшний урок носит характер интегрированного, так как нам с вами понадобятся не только литературные, но и общекультурные знания. Именно поэтому наше занятие будет длиться 2 урока. На первом уроке нам предстоит проникнуться усадебной атмосферой с помощью литературных текстов, а на втором - поговорим об обустройстве усадебного быта.

         2 этап урока: Обобщение и систематизация знаний. 
         Учитель: На протяжении 1-ой и 2-ой учебных четвертей, когда изучалось творчество И. С. Тургенева и И. А. Гончарова, мы с вами работали над описанием усадеб героев из романов «Рудин», «Отцы и дети», «Обломов», «Обрыв», выписывали в тетрадь и анализировали отрывки описания усадеб героев и их функции в художественном тексте. Теперь пришло время определить, какому автору и произведению принадлежит то или иное описание усадьбы. В ходе выполнения этого задания обращайте внимание на ключевые слова текста. Именно они помогут вам определиться с автором и произведением, в котором приводится описание усадьбы. 
         Учитель (Слайд №  4): «Утро великолепное; в воздухе прохладно; солнце ещё не высоко. От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи – отовсюду побежали далеко длинные тени. В саду и на дворе оказались прохладные уголки, манящие к задумчивости и сну». 
         Учащиеся: И. А. Гончаров «Обломов», Обломовка.
         Учитель (Слайд № 5): «Какой эдем распахнулся ему в этом уголке!... С одной стороны Волга с крутыми берегами и Заволжьем; с другой – широкие поля…Дом был весь окружён этими видами, этим воздухом и садом. Сад обширный около обоих домов, содержащийся в порядке, с тёмными аллеями, беседкой и скамьями. Чем дальше от домов, тем сад был запущеннее. Подле огромного развесистого вяза толпились вишни и яблони, там шла аллея лип, и всё уходило в лес. И вдруг всё кончалось обрывом… Подле сада лежали огороды. Перед окнами маленького домика пестрел на солнце большой цветник. Один только старый дом стоял в глубине двора как бельмо в глазу, мрачный, почти всегда в тени…». 
         Учащиеся: И. А. Гончаров «Обрыв», усадьба Татьяны Марковны Бережковой. 
         Учитель (Слайд № 6): «Усадьба, в которой жила Анна Сергеевна, стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью al fresco {фреской (франц.).} над главным входом, представлявшею "Воскресение Христово" в "итальянском" вкусе. Особенно замечателен своими округленными контурами был распростертый на первом плане смуглый воин в шишаке. За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающими трубами над соломенными крышами. Господский дом был построен в одном стиле с церковью, в том стиле, который известен у нас под именем Александровского; дом этот был также выкрашен желтою краской, и крышу имел зеленую, и белые колонны, и фронтон с гербом. Губернский архитектор воздвигнул оба здания с одобрения покойного Одинцова, не терпевшего никаких пустых и самопроизвольных, как он выражался, нововведений. К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к подъезду».
         Учащиеся: И. С. Тургенев «Отцы и дети», усадьба Одинцовой. 
         Учитель (Слайд № 7): «Осмотрев дом, Лаврецкий вышел в сад и остался им доволен. Он весь зарос бурьяном, лопухами, крыжовником и малиной; но в нем было много тени, много старых лип, которые поражали своею громадностью и странным расположением сучьев; они были слишком тесно посажены и когда-то - лет сто тому назад - стрижены. Сад оканчивался небольшим светлым прудом с каймой из высокого красноватого тростника. Следы человеческой жизни глохнут очень скоро: усадьба Глафиры Петровны не успела одичать, но уже казалась погруженной в ту тихую дрему, которой дремлет все на земле, где только нет людской, беспокойной заразы. 
         В течение двух недель Федор Иваныч привел домик Глафиры Петровны в порядок, расчистил двор, сад; из Лавриков привезли ему удобную мебель, из города вино, книги, журналы; на конюшне появились лошади; словом, Федор Иваныч обзавелся всем нужным и начал жить - не то помещиком, не то отшельником. Дни его проходили однообразно; но он не скучал, хотя никого не видел; он прилежно и внимательно занимался хозяйством, ездил верхом по окрестностям, читал. Впрочем, он читал мало: ему приятнее было слушать рассказы старика Антона. Обыкновенно Лаврецкий садился с трубкой табаку и чашкой холодного чаю к окну».
         Учащиеся: И. С. Тургенев «Дворянское гнездо», усадьба Лаврецкого. 
         Учитель (Слайды № 8, 9): А вот перед вами ещё одно, должно быть, знакомое описание дворянского дома. Из какого произведения взят этот отрывок и какому герою принадлежит описываемая усадьба 
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали сёлы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный запущённый сад,
Приют задумчивых дриад
Почтенный замок был построен,
     Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен,
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные* обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пёстрых изразцах.
     Учащиеся: А. С. Пушкин «Евгений Онегин», усадьба дяди Онегина.
     Учитель: Что такое штофные обои? 
     Учащиеся: Штофные – это тканевые обои.
         Учитель: Следующее описание одной из усадеб, с которой вы, ребята, познакомитесь в 11 классе (Слайд № 10-11).
         «Склад средней дворянской жизни… - домовитость, сельское старосветское благополучие. Усадьба – небольшая, но вся старая, прочная, окружённая столетними берёзками и лозинами (ивовый кустарник). Надворных построек – невысоких, но домовитых – множество, и все они точно слиты из тёмных дубовых брёвен под соломенными крышами… Сад у тётки славился своей запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками, а дом – крышей. Стоял он во главе двора, у самого сада, - ветви лип обнимали его, - был невелик и приземист…
         Передний фасад дома представлялся мне всегда живым: точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, - окнами с перламутровыми от дождя и солнца стёклами. А по бокам этих глаз… были два старых больших крыльца с колоннами. На фронтоне их всегда сидели сытые голуби… И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде под бирюзовым осенним небом!» (И. А. Бунин «Антоновские яблоки»).
         Учитель: Здесь всё обращено в прошлое, которое кажется обитателям прекрасным, - старые книги, семейные архивы, картины и портреты. Но и настоящее усадеб в это время ещё не столь печальное, сколь поэтичное, светлое.Ребята, что общего и в чём различие описания усадеб у классиков русской литературы? 
         Ученики: Каждая усадебное описание – это отражение мира героя, который в ней живёт, поэтому архитектура, обустройство хозяйства различно, но общий дух созерцания, гармонии, домовитости, уважения к памяти прошлых поколений – общий.
         Учитель (Слайд № 12): Правильно.В продолжение впечатлений классиков я тоже хочу поделиться о своей первой встрече с усадьбой. Когда я была маленькой, мои родители купили дачу близ деревни Щербинино в Тверской губернии (Слайд № 13).   Недалеко от нашего дома находились настоящие «графские развалины». В еле теплящемся барском доме, точнее в том, что от него осталось, была библиотека. И мы с местным дачным «сообществом» мальчишек и девчонок с замиранием сердца поднимались по скрипучим лестницам этого дома, оглядывая пустые гулкие комнаты. Сколько легенд, страшных историй было сказано по поводу этого дома. Рядом с ним находилась церковь, но в ней в советские времена была организована зерносушилка. Потом, в перестроечные времена, библиотеку закрыли, так как закрыли рядом находящуюся сельскую школу, а останки барского дома и вовсе снесли. Прекратила свою работу и зерносушилка. И сейчас церковь уже многие годы восстанавливают. Но красота места, где всё это было, осталась. Дом господ Щербининых находился на возвышении, а вниз уходила липовая аллея и аллея акаций. Первая вела к каскаду из трёх прудов, в одном из них мы раньше купались, сейчас там рыболовное хозяйство, а остальные заросли камышом и покрылись илом. Однако я до сих пор не могу представить ни одного начала лета без обворожительного запаха лип! Вторая аллея, аллея акаций, и сейчас ведёт к роднику, их которого мы с удовольствием берём воду, хотя на дачах проведён водопровод. Так что у меня тоже есть частичка «моей» усадьбы.
         Давайте и мы с вами попробуем здесь и сейчас ощутить эффект присутствия дворянской усадьбы 19-ого века, окунуться в особую атмосферу дворянской усадебной жизни на примере известного вам романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо»  (Слайд № 14).
Сценка из дворянской жизни. Отрывок о пребывании в Лавриках Лаврецкого
(Под пение птиц)
         Двое учащихся представляют:
         «На другой день Лаврецкий встал довольно рано, потолковал со старостой, побывал на гумне, велел снять цепь с дворовой собаки, которая только полаяла немного, но даже не отошла от своей конуры, -- и, вернувшись домой, погрузился в какое-то мирное оцепенение, из которого не выходил целый день. Он сидел под окном, не шевелился и словно прислушивался к теченью тихой жизни, которая его окружала, к редким звукам деревенской глуши. Вот где-то за крапивой кто-то напевает тонким-тонким голоском; комар словно вторит ему.
         «И всегда, во всякое время тиха и неспешна здесь жизнь, - думает он, - кто входит в ее круг - покоряйся: здесь незачем волноваться, нечего мутить; здесь только тому и удача, кто прокладывает свою тропинку не торопясь, как пахарь борозду плугом. И какая сила кругом, какое здоровье в этой бездейственной тиши! Вот тут, под окном, коренастый лопух лезет из густой травы; над ним вытягивает заря свой сочный стебель, богородицыны слезки еще выше выкидывают свои розовые кудри; а там, дальше, в полях, лоснится рожь, и овес уже пошел в трубочку, и ширится во всю ширину свою каждый лист на каждом дереве, каждая травка на своем стебле. На женскую любовь ушли мои лучшие года, - продолжает думать Лаврецкий, - пусть же вытрезвит меня здесь скука, пусть успокоит меня, подготовит к тому, чтобы и я умел не спеша делать дело". 
         И он снова принимается прислушиваться к тишине, ничего не ожидая -- и в то же время как будто беспрестанно ожидая чего-то; тишина обнимает его со всех сторон, солнце катится тихо по спокойному синему небу, и облака тихо плывут по нем; кажется, они знают, куда и зачем они плывут. В то самое время в других местах на земле кипела, торопилась, грохотала жизнь; здесь та же жизнь текла неслышно, как вода по болотным травам; и до самого вечера Лаврецкий не мог оторваться от созерцания этой уходящей, утекающей жизни; скорбь о прошедшем таяла в его душе, как весенний снег, и - странное дело! - никогда не было в нем так глубоко и сильно чувство родины».
         Учитель: Итак, мир русской усадьбы, неспешный, наполненный поэзией, созерцанием, мыслью, соединённой с наслаждением, очень любили русские писатели. Их герои, как правило, находили здесь покой душе, место для вдумчивого размышления. Дворянская усадьба – не просто набор определённый предметов интерьера или архитектурных и ландшафтных сооружений, это стиль жизни, пронизанный домовитостью, успокоением, гармонией с природой, памятью о прошлых поколениях, беседами с соседями, чтением книг….
         Но всегда ли усадьба была такой, о которой мы с вами вели речь? Оказывается, нет. В своей истории она претерпела много изменений.
История возникновения и расцвета русской дворянской усадьбы очень древняя, красивая и поучительная.
         - Назовите однокоренные слова к слову «усадьба». 
         - Как вы думаете, в чём будет состоять отличие понятий: усадьба, поместье, имение?
         Учащиеся: высказывают предположения.
         Учитель:Вы, ребята, высказали только предположения о сущности этих понятий.Сейчас же из выступления вашего одноклассника, который заранее собрал материал по этим трём понятиям и провёл его сравнительный анализ, мы узнаем точное отличие усадьбы, поместья и имения.
         Учащийся: Уса́дьба в русской архитектуре — отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Как правило, термин «усадьба» относят к владениям русских дворян и зажиточных представителей других сословий, относящимся к XVII — началу XX веков. Сначала говорили не «усадьба», а «усадище». Оба слова имеют древнерусские корни. И оба происходят от слова «сажать». Дело в том, что великие князья в Древней Руси наделяли своих людей землёй, «сажали» их на землю. Тем самым добиваясь некоторой оседлости и сплочённости. Это и было начало истории усадьбы. В дальнейшем дворянами называли тех, кто получал землю за службу, а не по наследству. Одним из самых активных раздатчиков земель был Петр 1 (Слайды № 15). Он охотно одаривал ими своих сподвижников. Усадебное строительство ширилось, но имело одну основную пока функцию: по мнению Петра 1, «образцовые проекты загородных дворов должны быть наипервейше – местом увеселительным для именитых и зажиточных столичных жителей». Именно такие пафосные, парадные усадьбы строились по проекту итальянского архитектора Доминико Трезини. Для таких усадеб был разработан особый придворный регламент во всём. А инициатива владельца могла стать наказуема.
Например, одна из самых известных усадеб того времени – усадьба Мазепы в селе Ивановском (Слайд № 16). Сейчас от неё осталась лишь часть конного двора. Да и сведения о строительстве этой усадьбы, начатом более 200 лет назад, очень скудны. Но по сохранившемуся плану 1790 года видно, что уже та усадьба разделялась на несколько частей. Центральную часть усадьбы занимал господский дом, чаще каменный, вокруг которого находились каменные и деревянные постройки: «Главными были палаты каменные старинного расположения… В них 6 покоев и 2 кладовых, а внизу погреба». Кроме этого здания на плане есть каменная кухня. Усадьба также имела двор со службами, баней, сараями, конюшнями и даже конный завод».
         Поме́стье — разновидность земельного владения, дававшееся за воинскую или государственную службу в России в конце XV—начале XVIII веков.
         Имение — недвижимое имущество.  
         Поместье и имение – это слова-синонимы.

3 этап урока:Подведение итогов урока.
         Учитель: Итак, на первом уроке мы с вами попытались ощутить особую атмосферу поэзии, элегического настроения русской дворянской усадьбы. В этом нам помогли произведения художественной литературы, авторы которых, прибегая к описанию усадебной жизни, обогащали представление о герое, эпохе. Кроме того, мы с вами познакомились с этапами развития усадебного хозяйства в России. На втором уроке перейдём к более детальному рассмотрению обустройства мира усадьбы.

 

Ход 2-ого урока:

1 этап урока: Организационный момент.

         Учитель:  Тема второго урока «Обустройство русской дворянской усадьбы».

2 этап урока: Изучение нового материала.

Учитель: На 2-ом уроке мы с вами уже более детально попытаемся представить общий план строительства дворянской усадьбы 18-19 века, учитывая, что постепенно стали возможны отходы от регламента. А наибольшего размаха усадебное строительство достигло после 1762 года, когда после подписания Петром III Указа о дворянской вольности, дворяне, освобождённые от обязательной государственной службы, покидали города и удалялись в свои имения. Усадьба становится не только местом для приёма царственных господ, местом для увеселения, и даже не только местом для жизни, но особым миром, сконцентрировавшим в себе особые ценности столетия.  В русских усадьбах начинают появляться библиотеки (в Архангельском), портретные галереи (в Кускове), коллекции физических приборов, старинных монет и минералов. Именно усадебная среда дала возможность сложиться такому уникальному явлению русской культуры, как театр.
         - Что же включало в себя усадебное поместье? Для ответа на этот вопрос о структуре усадьбы группа учащихся нашего класса заранее подготовила и оформила учебный материал.
         Учащиеся (по мере рассказа учащихся идёт демонстрация слайдов № 17-18): 
         1. Въезд.    Как театр начинается с вешалки, так усадьба русского помещика начинается с парадного въезда, который представляет собой ворота, рядом с которым была сторожка привратника. За въездом открывался «зелёный круг» или подъездная аллея, ведущая к дому.
         2. Цветник и крыльцо (Слайд № 19).  В помещичьих усадьбах был не один садовник, который занимался разведением разнообразных цветов. Цветник располагался, как правило, под окном: или в середине «зелёного круга» перед парадным фасадом дома, или сбоку. Две комнаты (столовая и кабинет) и поперечная часть зала были обращены к цветнику, а за неимением такового - к фруктовому саду.
         У дома помещика, как правило, было два крыльца: одно переднее, парадное, другое – заднее. Заднее крыльцо часто упоминается в произведениях А. С. Пушкина: 
         «Обе они должны были выйти в сад через заднее крыльцо, за садом найти готовые сани» (А. С. Пушкин «Метель»).
         «Вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле» (А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»).
         Ещё когда гости подъезжали к дому, хозяева уже знали, кто к ним едет, и шли встречать на крыльцо. В более богатых домах гостей встречал швейцар, камердинер или управляющий. «В два часа ровно коляска домашней работы, запряжённая шестью лошадьми, въехала на двор и покатилась около густо-зелёного дернового круга» (А. С. Пушкин «Барышня-крестьянка»). Коляска подвозила гостей или хозяев к самому крыльцу и отъезжала на каретный двор.
         3. Барский дом (Слайды № 20-25).   Центральное место усадьбы, конечно, занимал барский дом, с которым нам предстоит сегодня подробно познакомиться. В зависимости от состояния помещика, сколько он имел крепостных, выглядели и дома. Вот так они выглядели. 1 дом на слайде? – это барский дом в имении бабушки М. Ю. Лермонтова «Тарханы». Всем известно, что бабушка поэта была состоятельной дворянкой, но дом, вы видите, небольшой, двухэтажный. Под номером 2 у нас дом Л. Н. Толстого в Ясной поляне. Лев Толстой был граф, но и его дом достаточно скромный, хотя и двухэтажный, каменный. Под номером три уже дом богатых князей Юсуповых в Подмосковном имении Архангельское. Если в верхнем ряду вы видите достаточно скромные дома, то в нижних рядах это уже не дома, а дворцы.
         4. Каретный двор (или сарай).   Какое имение без каретного двора или сарая? Ведь помещики того времени передвигались в каретах, возках, бричках и других видах передвижения. Естественно, их нужно было не только где-то держать, но и ремонтировать время от времени
         5. Конный двор.   Рядом располагался конный двор, где держали лошадей. Конечно, усадьба не могла обойтись без необходимых хозяйственный построек, например, конного двора. Иногда это была не просто конюшня, а и конюшня, и манеж, и кузница, и дом для конюхов. Богатые помещики строили конный двор, похожий на дворец.
         6.  Псарный двор.   У многих помещиков в имении была псарня, так как многие были любителями псовой охоты. У любого уважающего себя помещика был псарный двор, ведь дворяне любили псовую охоту. На охоту отправлялись с борзыми и гончими. С борзыми охотились на волка, а с гончими травили зайцев.  Между прочим, первыми из общего ряда усадеб выделялись именно охотничьи усадьбы, т. е. обладающие специальными охотничьими угодьями. Именно таковыми сначала были Коломенское, Измайлово, Кусково.
         Охота описывается во многих произведениях русской литературы: в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», в повестях А. С. Пушкина «Дубровский» и «Барышня крестьянка».
         «Раз в начале осени Кирилла Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра» (А. С. Пушкин «Дубровский»).
         7.Фруктовый сад.   С одной стороны дома располагался фруктовый сад.
         8. Французский (регулярный) парк или английский парк (Слайды 26-34):
  Как правило, за домом располагался парк. Часто это был французский регулярный парк, который вошёл в моду в 18 веке. Парки: французский и английский.
         За домом располагался парк. Каждый помещик приказывал разбивать парк по своему вкусу. У многих это был французский регулярный парк. Такой парк, например, был в Версале – вотчине французских королей. Это большой партер, разбитый на геометрические фигуры, вычерченный по линейке. Его занимали лужайки, окаймлённые ровно подстриженными кустами. В центре лужаек могли быть разбиты цветники, тоже имеющие геометрический рисунок. Также регулярный парк украшался фонтанами и скульптурами. Такой знаменитый парк есть в Петергофе, Кускове, Архангельском. Такие парки были в моде в 18 веке, в эпоху классицизма, когда всё было подчинено рассудку.
         Учитель: У кого из героев такого плана парк и почему? 
         Учащиеся: У Анны Сергеевны    Одинцовой (И. С. Тургенев «Отцы и дети»).
         Английский парк совсем другого рода. Он ландшафтный, то есть повторяющий природу. Но его создать стоит не меньшего труда, чем французский. Только на первый взгляд кажется, что это просто природа. Нет, это рукотворная красота. Как правило, для его разбивки делали насыпные ярусы земли, подбирали деревья особым образом, чтобы они сочетались по высоте и породам. В таких парках могли быть рукотворные руины, гроты. Английский парк появился вместе с эпохой сентиментализма, которая ратовала за подражание природе и естественность. Такие парки у нас тоже есть. Один из них в Царицыно в Москве. А ещё один – в Павловском под Петербургом. Вот, что пишет А. С. Пушкин о Муромском в «Барышне-крестьянке»: «Развёл английский сад, на который тратил почти все остальные доходы». Любитель английских парков и англоман Верейский из повести «Дубровский»: «Они поехали по озеру, около островов, посещали некоторые из них, на одном находили мраморную статую, на другом уединённую пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью, возбуждавшей в Марье Кирилловне девичье любопытство».
         Учитель: У кого из героев изученных недавно нами произведений был английский парк?
         Учащиеся: В романе «Обрыв» И. А. Гончарова такой парк рассматривает Райский у Татьяны Марковны Бережковой.

9. Огород.   Помещичья усадьба жила натуральным хозяйством, за фруктовым садом часто располагался огород.

         Учитель: Ребята, сейчас вам будет продемонстрирован отрывок из х/ф «Благородный разбойник Владимир Дубровский» с кадрами, на которых учащиеся видят усадьбу Троекурова.Вам нужно внимательно просмотреть отрывок и ответить на вопрос: какие детали усадебной архитектуры мы ещё не назвали. 
         Демонстрируется отрывок из х/ф «Благородный разбойник Владимир Дубровский», в котором представлены: флигель, беседка, пруд, роща.

 10. Флигель (Слайды № 35-36). Небольшая пристройка к барскому дому, которая могла соединяться с основным помещением с помощью арочных проходов, крытых коридоров, или находится недалеко от основного здания. Предполагалось, что в ней живут гости, приехавшие к хозяину, приглашённые учителя (например, Дубровского, как учителя французского, провожают сначала во флигель). В повести А. С. Пушкина «Дубровский» мы читаем: «В одном из флигелей его дома жили 16 горничных, занимаясь рукоделием, свойственным их полу. Окна во флигеле были загорожены деревянною решёткою, двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирила Петровича».

11. Беседка (Слайд № 37). В позднем значении слова — небольшое крытое сооружение, установленное в парке, саду, предназначенное для отдыха после прогулок. Обычно на возвышении, чтобы из беседки открывался красивый вид. В архитектуре русского классицизма, в усадебных парках пейзажного английского стиля второй половины XVIII—XIX вв. особенно часто встречаются небольшие беседки в форме ротонды. Они живописно белеют на горках среди прудов и зелени. Самая любимая конструкция: шесть или восемь колонн поддерживают небольшой купол, внизу — невысокая балюстрада и скамейки. Беседка обычно устанавливается на подножии из нескольких ступеней. Реже встречаются многогранные в плане или застекленные беседки, их иногда называют верандой, а беседками в русской провинциальной архитектуре — чердаки, мезонины, иногда просто скамейки в парке. В период романтизма в искусстве середины и второй половины XIX в. входили в моду парковые павильоны и беседки в форме античных храмов. Они назывались: "Храм уединенного размышления", "Большой каприз", "Малый каприз", "Алтарь любви", "Храм дружбы". Таковы "Храм дружбы" и "Розовый павильон" в парке Павловска под Петербургом.

         12. Пруд (Слайд № 37). Пруд был одним из самых важных элементов усадебной жизни. Почему? Дело здесь, конечно, не столько в поэтической стороне, эстетике, сколько чисто в практическом начале – это место для забора воды в случае пожара.  Пруд также неотъемлемая часть и произведений эпохи романтизма. На его берегах развёртывается любовный сюжет или происходят страшные или таинственные события. «Бурмин нашёл Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящею героинею романа»  (А. С. Пушкин «Метель»).
         Романтическое место свиданий героев А. С. Пушкина – беседка. «Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья. Мне необходимо с вами говорить» (А. С. Пушкин «Дубровский»).
         «После обеда хозяин предложил гостям пойти в сад. Они пили кофей в беседке на берегу широкого озера, усеянного островами» (А. С. Пушкин «Дубровский).
         «Приходите завтра в седьмом часу утра, не позже, к Авдюхину пруду, за дубовым лесом. Всякое другое время невозможно. Это будет наше последнее свидание, и все будет кончено, если... Приходите. Надо будет решиться...» (И. С. Тургенев «Рудин»). 
         13. Поле.   За усадьбой шли поля.
         14. Мельница.   Где-то обязательно располагалась мельница, так как зерно с полей надо было молоть.
         15.  Роща.   Со всех сторон усадьбу окаймляли рощи и леса.
         16.   Церковь.   Каждый помещик строил в усадьбе церковь для домашних нужд. Там дворяне крестились, венчались, оттуда их несли на погост.


         17. Оранжерея (Слайд № 38).   У богатых помещиков, таких, как граф Шереметев, регулярный парк заканчивался оранжереей, где выращивали диковинки флоры.
         Учитель: Давайте посмотрим, как выглядит Померанцевая оранжерея.

         Демонстрация видео «Померанцевая оранжерея в Кузьминках».
         Учащийся: Рассказывает о Померанцевой оранжереи в Кузьминках. 
         Померанец, бигарадия, горький апельсин (Citrus aurantium), вечнозелёное многолетнее плодовое растение рода Citrus семейства рутовых. Деревья высотой до 10 м. Ветви и побеги с крупными (длиной до 6 см) колючками.
         Авторами проекта являются И. В. Егоров и Р. Р. Казаков, перестраивал Д. Жилярди. В архитектуре Померанцевой оранжереи использованы древнеегипетские мотивы. Центральный ризалит представляет собой широкую колонную лоджию, украшенную длинным многофигурным барельефным фризом со сценами из древнегреческой мифологии. Со стороны Верхнего Кузьминского пруда здание увенчано характерной для середины XVIII в. восьмиугольной вышкой - фонарем. Она была возведена над центральным круглым залом оранжереи, в котором находились кадки с померанцевыми деревьями, одновременно зал был отделан в египетских мотивах. Сохранились украшающие его по углам колонны с папирусообразными капителями и потолочные росписи в желтых и бледно-розовых тонах. По-видимому, этот зал использовался для парадных приемов и концертов. Одновременно в оранжерее выращивались цитрусовые деревья - лимоны, апельсины, померанцы. Померанцевая оранжерея была лишь одним из сооружений образцового садоводческого хозяйства князей Голицыных, предназначенным для выращивания померанцев, персиков, абрикосов, винограда, ананасов, арбузов, дынь и экзотических растений. 
         Обогревались оранжереи и теплицы системой печей, позволяющие даже зимой поддерживать в них постоянную температуру. Согласно документам в 1839 году в оранжерее выращивалось 152 лимонных дерева, 291 вишневых, 28 апельсиновых, 618 ананасовых. Оранжереи были известны по всей Москве.
В дачный период Померанцевая оранжерея была переделана в дачное помещение и стала называться Оранжевая дача. При этом оказались утрачены первоначально высокие остекленные арки южного фасада, замененные двумя рядами окон. В начале XX в. это здание было еще раз переделано для Голицынских сельскохозяйственных курсов - в то время единственного высшего аграрного женского учебного заведения. 
В советский период здание частично было перестроено, и частично отреставрировано.
           Оранжерея неоднократно горела, восстанавливалась без правил учета старой планировки. От старой оранжереи осталась роспись круглого зала библиотеки в египетских мотивах. В настоящее время здание нуждается в срочном ремонте и реставрации. 
         Учитель: Но история шла своим чередом, и через 100 – 150 лет…
Демонстрируются фотографии разрушенных усадеб (Слайды №  39-45,
звучит романс в исполнении Е. Камбуровой «Дождик осенний»). 
         Однако истории свойственно делать виток, и многие усадьбы сейчас отреставрированы. Сейчас музеи-усадьбы, расположенные в близких пригородах Москвы и Петербурга, являют собой блистательные образцы дворцово-паркового искусства.
Демонстрируются фотографии отреставрированных усадеб (Слайды № 46-51, звучит романс в исполнении В. Агафонова «Белой акации гроздья душистые»). 
         Кто знает, может интерес к усадебной жизни возрождается. Мне хотелось продемонстрировать вам серию журналов «Современная усадьба». (демонстрация иллюстраций и статей журнала). Конечно, ей не быть прежней, но какой ей быть – решать вам.

3 этап урока: Закрепление. Подведение итогов урока.

         Учитель: Дорогие ребята, я думаю, что на наших сегодняшних уроках на примере образа усадьбы мы с вами окунулись в культурно-исторический пласт русской истории, русского духа. Давайте повторим некоторые наши открытия с помощью вопросов:
1. У каких писателей и с какой целью появляются описания усадьбы?
2. Какова этимология слова «усадьба» и как она связана с историей появления этого феномена в русской культуре?
3. В чём отличие усадьбы от поместья и имения? 
4. Какие компоненты архитектурного облика усадьбы вы можете перечислить?
5. В чём же состоит феномен русской дворянской усадьбы?

В конце урока заранее подготовленный ученик читает отрывок из поэмы А. Блока «Возмездие»:
Огромный тополь серебристый
Склонял над домом свой шатер,
Стеной шиповника душистой
Встречал въезжающего двор.
Он был амбаром с острой крышей
От ветров северных укрыт,
И можно было ясно слышать,
Какая тишина царит.
Навстречу тройке запыленной
Старуха вышла на крыльцо,
От солнца заслонив лицо
(Раздался листьев шелест сонный);
Бастыльник покачнув крылом,
Коляска подкатилась к дому —
И сразу стало все знакомо,
Как будто длилось много лет, —
И серый дом, и в мезонине
Венецианское окно,
Свет стекол – красный, желтый, синий,
Как будто так и быть должно.
Ключом старинным дом открыли
(Ребенка внес туда старик),
И тишины не возмутили
Собачий лай и детский крик.
Они умолкли – слышно стало
Жужжанье мухи на окне,
И муха биться перестала,
И лишь по голубой стене
Бросает солнце листьев тени,
Да ветер клонит за окном
Столетние кусты сирени,
В которых тонет старый дом…
И дверь звенящая балкона
Открылась в липы и в сирень,
И в синий купол небосклона,
И в лень окрестных деревень…
И по холмам и по ложбинам,
Меж полосами светлой ржи,
Бегут, сбегаются к овинам
Темно-зеленые межи…
Белеет церковь над рекою,
За ней опять – леса, поля…
И всей весенней красотою
Сияет русская земля…

4 этап урока: Домашнее задание.

         Подготовить индивидуальные сообщения по истории и архитектурным особенностям усадеб: Абрамцево, Архангельское, Быково, Царицыно, Останкино, Кусково. 
         Примерный план сообщения:

  1. История создания и развития усадьбы.
  2. Особенности  архитектурного и интерьерного решения усадьбы. Элементы усадебной архитектуры.
  3. Жизнь усадьбы в литературе.

Список использованных источников:

    • Барская усадьба. [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://peressa2009.narod2.ru/ (дата обращения 13.01.2010).
    • Врангель Н. И. Дворянские усадьбы России. - М.: Экспо, 2009.
    • Глушкова В. Усадьбы Подмосковья: исторический путеводитель. - М.: Издательский дом «Вече», 2006.
    • Полякова И. Русская усадьба // Искусство. – 2009. - № 9. - С. 8.
    • Русская усадьба. Из истории культурного наследия Подмосковья. - М.: «АСТ», 2007.