Логотип Ломоносовской школы-пансион Поступить

Конспект урока. Сафонова Наталья Станиславовна

13 ноября 2018
Просмотров: 2033

Литература как вид искусства

Класс: 8.
Тип урока: изучение нового учебного материала. 
Вид урока: Урок творчества.
Цели урока:Создать условия дляактивного ознакомления учащихся с литературой как видом искусства и организовать их деятельность по закреплению умения образно описывать окружающий мир.
Задачи урока:
- обучающие:

  1. заинтересовать учащихся литературным творчеством как способом преображения человеческой души и окружающего мира;
  2. учить воспринимать и понимать художественный текст как вид искусства;
  3. сформировать у учащихся знания понятий: «символ и образа литературного произведения», «творчество»;
  4. развивать у учащихся умение описывать окружающий мир, сравнивать понятия, составлять высказывание;
  5. развивать творческие способности, давать оценку прочитанному, соотносить свою позицию с позицией поэтов, художников;

- воспитательные:
1) воспитать любовь к слову и читательский интерес;
2) формировать у учащихся мировоззрение с помощью сравнения различных литературных произведений;
3) развивать творческую и познавательную активность учащихся;
- развивающие:

1) развивать литературные способности ребёнка: эмоциональную чуткость к слову, образную конкретизацию и образное обобщение;

2) развивать образное мышление, память, воображение, внимание, речь.
Методы обучения: индуктивный, исполнение, демонстрация, показ, объяснение, беседа, упражнение, самостоятельная работа учащихся, поощрение, предъявление требования. 
Формы работы: фронтальная. 
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, маршевая музыка (например, «Прощание славянки»), репродукции картин Дж. Арчимбольдо, О. Окампо, Двойственные Изображения (изображения, допускающие различные соотношения «фигуры» и «фона» в зависимости от имеющихся у субъекта представлений).
Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, на сегодняшнем первом и довольно необычном уроке мне хотелось бы поговорить с вами не о конкретном произведении, книге, авторе, а о литературе как искусстве воспитания творческого человека. Давайте попробуем ответить на, казалось бы, вполне простые вопросы:
- Что такое литература для вас?
- Для чего литературу преподают в школе?
 Учащиеся: высказывают своё мнение. 
 Учитель: Молодцы! Действительно, слово «литература» достаточно объёмно, здесь и книги как продукт литературной деятельности, и школьный предмет, и вид искусства. Мы должны с вами разделять эти понятия и попытаться разобраться в возможностях воздействия литературы как искусства слова на нас самих, на наш внутренний мир, на наши возможности его конструировать, управлять им. 
Здесь учитель сообщает тему, цели и задачи урока.

2. Основная часть.

 Учитель: Литературой занимаются писатели. 
- А, что это за люди? 
- Какими качествами должен обладать писатель как творческая личность? 
- Какие примеры творческих личностей вы можете привести? 
- Для чего в нашем обществе творческие люди?
Учащиеся: высказывают своё мнение.
Учитель: Итак, ребята, основные качества творческой личности, интересного, находящего неординарные решения проблем человека, следующие: свобода решений и самореализации; умение видеть мир многогранно, с разных точек зрения; отсутствие стремления к шаблонному мышлению, стандартным решениям и формулировкам. Давайте и мы с вами попробуем определить, насколько творческое начало развито в нас.
Посмотрите на самый обычный стол, находящийся перед нами (слайд). Опишите, в каком ракурсе вы его видите, какие отличительные черты можете выявить у этого предмета. А теперь давайте встанем на стул, на стол. Опишите, что изменилось в вашем видении мира вокруг? Изменился ли стол? Может быть, вы теперь, увидев его иначе, сверху, по-другому сможете его описать, найти иные детали его облика. Литература как вид искусства учит видеть мир с разных точек зрения.
Учащиеся: выполняют творческие задания на тему «Стол»:
1. Подобрать необычные сравнения к понятию «стол» (пример, стол как гора, которую надо преодолеть).
2. Подобрать необычные определения стола как живого существа (пример, стол как друг).
3. Составить синквейн на тему «Стол» (пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии). Композиция синквейна уже знакома учащимся учитель напоминает его структуру (слайд)). 
         Первая строка формы — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательное или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Учитель: Мы с вами сейчас создавали свой образ стола. У каждого он получился неповторимым, необычным. Создавая субъективный образ, а именно он лежит в основе любого литературного произведения, мы невольно преобразовывали окружающую нас действительность, вкладывая в неё свои представления, мысли. Образ – «инструмент» литературы как искусства.
Учащиеся: записывают в тетрадях определения понятия «Образ» - картина жизни, нарисованная писателем и проникнутая его мыслями, чувствами, переживаниями.
Учитель: Познакомимся с образом стола, который находится в центре стихотворения М. И. Цветаевой «Мой письменный верный стол!..» (слайд) и с другими образами этого же предмета у другого автора (слайд). Каковы отличительные черты данных авторских образов столов? Как вы думаете, какое понятие с помощью изображения стола пытаются авторы разъяснить читателю? И вот здесь мы уже с вами встречаемся с ещё одним «инструментом» литературы как искусства слова – символом.
Учащиеся: записывают в тетрадях определения понятия «Символ» -условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.
Учитель: Теперь прочитаем и законспектируем вступительную статью «Искусство слова» / Литература. Начальный курс: учебник-хрестоматия для 8 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях / авт.-сост. Г. И. Беленький. - М.: Мнемозина, 2010 (раздаточный материал на партах).
Но на образных и символических особенностях необычность искусства литературы не заканчивается.
Сейчас я попрошу походить несколько человек друг за другом по кругу (через некоторое время по ходу выполнения задания включается маршевая музыка). На самом деле сейчас некоторые из участников попытались подчинить свой, первоначально сугубо индивидуальный, ритм хода, другому. А ведь каждый из нас уникален. Именно литература подтверждает вашу индивидуальность, необычность взгляда на обычные вещи. Музыка, живопись – тоже искусство, тесно связанные с литературой. 
Посмотрите, например, на слайдах - Двойственные Изображения (слайды). Что или кого вы видите на них? Каждый видит своё. Так же и в литературе: читатель в тексте тоже видит своё. Поэтому-то и идёт борьба за читателя у каждого автора. Один и тот же герой может быть оценён и воспринят по-разному.
Например, Дон Кихот. Вам известен этот герой. Как бы вы его описали, учитывая качества личности. А вот посмотрите, каким разным увидел его художник Октавио Окампо (слайд). Прокомментируйте увиденное.

3. Закрепление материала.

Учитель: Ребята, составьте небольшие тексты об осени или весне, наделив эти времена года свои видением, создайте свой неповторимый образ времени года, попытайтесь превратить его в образ-символ молодости или увядания, печали.
Учащиеся: выполняют задание.
Учитель: А теперь посмотрите на слайдах, какими были увидены и прочувствованы эти времена года известными русскими поэтами и итальянским художником эпохи Возрождения Джузеппе Арчимбольдо (слайды).

4. Выводы по уроку.

Учитель:Итак, мне хотелось бы закончить наши с вами сегодняшние наблюдения. Очень надеюсь, что они убедили вас в том, что литература как искусство слова формирует не только высокоинтеллектуальную личность, но и творчески развитого человека с такими качествами, как образное видение мира, нестандартные решения в стандартных ситуациях, креативность мышления…

5. Домашнее задание:

- подготовить конспект статьи: Николаев А. И. Художественный образ как преображенная модель мира
/ Основы литературоведения: учеб. пос. для студ. филол. спец. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – С. 34–38;
- составить текст, в котором бы проявился образ вашего мира. Используйте образы-символы.