Логотип Ломоносовской школы-пансион Поступить

К вопросу о подготовке учащихся к районному туру Всероссийской олимпиады школьников по географии

13 ноября 2018
Просмотров: 177

Per aspera ad astra

Здравствуйте дорогие ребята и гости сайта! Тема подготовки к олимпиадам остаётся на пике актуальности. Близится районный тур Всероссийской олимпиады по географии и другим предметам. Это значит, что команда Ломоносовской школы-пансиона будет бороться в интеллектуальном состязании с ребятами из других школ Раменского района. От того как вы выступите самым непосредственным образом зависит имидж нашего образовательного учреждения. Именно поэтому каждый из вас должен осознавать тот большой груз ответственности, который возлагают на вас ваши учителя, администрация и все ученики нашей школы. Сегодня мы предлагаем всеобщему вниманию очередную статью, включающую ряд практических рекомендаций по подготовке к олимпиаде по географии.  Приведённые ниже советы являются результатом анализа более чем пятилетнего общения со школьниками учителями, учениками и их родителями. Кроме того, многие из рекомендаций носят универсальный характер. Следовательно, они могут быть интересны не только участникам олимпиады по географии, но и всем ученикам нашей замечательной школы, которые будут защищать её честь на районном и областном уровнях.  Особенно это касается ребят, готовящихся к олимпиадам по истории, экономики и обществознанию.

Создайте в своей голове мысленные карты

Карта – это основа географии!Учите карту! Чем больше объектов вы сможете показать на карте, тем лучше! Однако знайте, что ни один человек в мире никогда в жизни (или даже если ему дать две жизни) и не за какие деньги и даже под дулом пистолета не выучит всю географическую номенклатуру. В мире 194 государства, а одна только Россия делится ещё и на 83 субъекта федерации. В мире миллиарды физико-географических названий: рек, озёр, гор, заливов и т.п. В одной только России 2 миллиона рек! Для оптимизации своих усилий сконцентрируйте внимание на следующих важных аспектах при изучении номенклатуры:

  1. Старайтесь запоминать географическое расположение наиболее крупных и популярных объектов (при необходимости попросите их у учителя);
  2. Так как мы проживаем в России, уделите больше внимания изучению карты нашей страны;
  3. Тренируйтесь демонстрировать объекты на контурных картах.

Важно помнить, что на олимпиадах запрещено пользоваться атласами и картами. Изучение географических названий и мест расположения географических объектов, в конечном счете, создадут в вашей голове, так называемые мысленные карты.

Карта – это основа географии! При подготовке к олимпиаде и чтении учебника географизируйте (представляйте пространственно) всё, что вычитываете. Не продолжайте чтение параграфа, книги, статьи в Интернете, пока не представите пространственно, где находится упомянутый в тексте географический объект или где наблюдается упомянутое в тексте природное (или социальное) явление.  
Таким образом, знание карты и способность к логическому мышлению даёт вам возможность извлечь из мысленных картографических образов массу информации, а значит, повышает вероятность на правильные ответы в заданиях олимпиады. Знайте, что умение мыслить пространством и воссоздавать мысленно картину всего мира и его отдельных частей характеризует абсолютно всех чемпионов олимпиад по географии. Но чтобы достичь такого уровня требуется длительная и кропотливая работа с атласами и картами. Знание карты создаёт первоначальный материал для анализа. Если вы умеете системно мыслить, выявлять причинно-следственные связи, анализировать, но при этом вы не владеете набором информации для анализа, то ваши способности бесполезны.

Научитесь извлекать информацию из мысленных карт. Воспринимайте мир как взаимосвязанную систему

Знать необходимо не затем, чтоб только знать, 
но для того, чтоб научиться делать

Максим Горький

Однако знание карты знанию карты рознь. Машинальное заучивание названий географических объектов и мест их расположения – это только начало пути к победе. Не забывайте, что современная география отвечает не только на вопрос «Где?» Современная география пытается ещё дать ответы на не менее важные вопросы «Как?» и «Почему?». Это говорит о том, что мало просто вызубрить перечень географических наименований и знать места их расположения на карте. Нужно ещё и уметь пояснить их пространственное размещение. Понимание того, что наш многогранный мир функционирует как единая и взаимосвязанная система – это и есть суть всей современной географии. Изучение этих взаимосвязей научит вас сочетать и комбинировать сложную географическую информацию с вашими первичными мысленными картами, речь о которых шла выше. Читая текст, учебника или книги всегда задавайте себе дополнительные вопросы и ищите на них ответы! Это будет тренировать ваш мозг, и заставлять мыслить с помощью географического пространства. Например, вы прочли предложение: «В Африке сформировался самый жаркий климат на Земле». Ваши действия: 1) Воспроизвести в памяти очертания Африки как географического объекта; 2) Вспомнить где, по отношению к Экватору, полюсам и другим материкам находится Африка; 3) Попытаться быстро и мысленно ответить на вопрос: «Почему именно Африке сформировался жаркий климат?». Не нужно слепо воспроизводить текст, не понимая при этом всей сути излагаемого.  Мало утешить себя тем, что всем и без особых размышлений понятно, что в Африке жарко. Вы должны ДУМАТЬ и всегда ставить сами себе вопросы, на которые давать системные ответы.

Профессиональные географы собирают информацию из разных источников, для получения достоверных результатов. Они знают и используют в своей работе основные данные о климате, геологии, растительности, человеческих поселениях, миграции и т.п. Сочетание этой информации с вашими мысленными картами поможет  вам ответить на очень специфические вопросы. По крайней мере, это даст вам возможность прийти к обоснованному предположению, даже если вы не знаете правильный ответ. Анализ нижеприведённого вопроса демонстрирует, как это можно сделать.

Вопрос. Какой город недавно пострадал от жестокого землетрясения: Токио или Омаха?
Вы можете не знать ни о последних землетрясениях, ни о том, где находится загадочный город Омаха,  но вы знаете, что Токио находится в Японии – стране лежащей в зоне тектонической активности. Так как большое число землетрясений в современном мире происходит в районе тихоокеанского побережья, правильный ответ – Токио.

 

Читайте, читайте и ещё раз читайте!

Человек перестаёт мыслить, когда он перестаёт читать

 Максим Горький

Все чемпионы олимпиад разделяют страсть к чтению. Они читают книги, газеты, журналы, сайты в сети Интернет – буквально все, на чём останавливается их взгляд в школе, в автобусах, поездах, самолётах, магазинах.  Читают всегда и везде, после уроков, на выходных и даже на каникулах. Чтение помогает вам обогатить и наполнить интеллектуальным содержанием ячейки мысленных карт, о которых автор писал выше.  Представьте себе, что когда вы учите карту, то вы уподобляетесь рою пчёл, который из воска создаёт ячейки для сот. Когда вы читаете, то остаётесь теми же пчёлками, но уже наполняющими эти соты мёдом.

При наличии хороших мысленных карт чтение может стать более географичным, поскольку эти карты оживляют и обогащают практически все, о чём вы читаете. Вы не просто вкушаете текст, вы образно представляете, ГДЕ это происходит, а соответственно в каком климате, на каком рельефе, у каких гидрографических объектов и т.д. Вы мыслите картой. Вы можете постоянно дополнять информацию в ваши мысленные карты, если читаете перед картой, которая висит на стене. Используйте этот приём для того, чтобы открывать для себя новые места и узнавать их характерные особенности, чтобы лучше понимать взаимоотношения между природой и обществом.

Играйте в географические игры, решайте географические тесты и задачи

Тяжело в учении, легко в бою

 А.В. Суворов

Всё перечисленное выше безусловно имеет большое значение для подготовки к олимпиаде по географии, однако грош цена вашим знаниям, если вы не можете ими пользоваться, не можете выделять главное и второстепенное, не можете выбирать правильный ответ в тестах, не можете дать чёткое определение процесса или явления. ГРОШ цена таким знаниям! Мало знать, что конь ходит буквой «Г», нужно использовать его «боевые» возможности в конкретной логической конструкции на шахматном поле. Машинальное передвижение фигуры по полю ничего вам не даст. Так и при подготовке к олимпиаде. Нужны постоянные тренировки.

Как тренироваться?! Лучшим тренажёром является решение любых географических задачек и тестов. Их можно попросить у учителя или найти в Интернете. Хорошим тренажёром является прорешивание тестов ЕГЭ. В Интернете можно не только найти олимпиады прошлых лет и потренироваться, давая ответы на поставленные в них вопросы, но и найти целые сайты, где в режиме on-line можно проходить тренировочные тестирования. 
Использование этих тренировок даёт значительные преимущества. Во-первых, они имитируют олимпиаду в плане постановки вопросов различной тематики, на которые надо ответить за ограниченный промежуток времени. Во-вторых, эти тренировки могут определить ваши слабые места, что заставит вас сосредоточиться на улучшении своих знаний в этих областях.

 

Диверсификация источников получения информации или 
Лучше один  раз увидеть, чем сто раз услышать!

Современная дидактика (наука об обучении)  с каждым годом всё больше и больше начинает опираться на технологии образного мышления. Текст учебника, сайта, газеты, журнала, картинки и фотографии, схемы и таблицы – всё это очень хорошо и этим не нужно брезгать при подготовке к олимпиаде. Общение с учителями, внимательность на их уроках – это тоже отлично. Однако ни учитель, ни текст не смогут заменить мультимедийные образовательные технологии. Речь идёт о тематических видеороликах по географии и другим предметам. Можно долго и нудно читать книги и слушать учителя, который часто на пальцах пытается что-то пояснить, однако полученные при чтении и на уроках знания должны пройти этап закрепления, посредством визуализации тех или иных процессов и явлений. Сегодня почти все, о чём написано в книгах или услышано на уроках, можно увидеть практически в живую не отходя от монитора своего компьютера.

Где найти тематические фильмы по географии? В условиях, когда Интернет начинает править миром, это перестало быть проблемой. Достаточно просто зайти на видеохостинг  http://www.YouTube.com/  и прописать в поисковой строчке ключевое слово по теме, которую вы не до конца понимаете, или хотите закрепить. Например: климат, тектоника, движение Земли вокруг Солнца, демография и т.п. При наличии свободного времени или в случае, если вы запланировали принять участие в олимпиаде по географии в следующем учебном году, то вы можете просматривать фильмы из цикла National Geographic или Discovery в любое удобное для вас время и круглый год. Эти знания пригодятся вам в дальнейшем.

Интернет – движущая сила современного общества

В будущем на рынке останется два вида компаний: кто в Интернете и те, кто вышел из бизнеса 

  Билл Гейтс

Дорогие друзья, уважаемые ученики! Думою, что приведённая выше цитата наиболее ёмко отражает исключительную роль глобальной информационной сети в жизни современного общества. В статье многократно приводились способы подготовки к олимпиаде посредством использования всемирной паутины. Не будем повторяться. Просто привожу для вас перечень наиболее ярких сайтов и тематических видеороликов, которые желательно посетить и просмотреть каждому участнику олимпиады по географии.

Наименование

Интернет-адрес

Сайты

 

1.

Официальный сайт National Geographic Россия

http://www.nat-geo.ru/

2.

Официальный сайт журнала «Вокруг света»

http://www.vokrugsveta.ru/vs/

3.

Официальный сайт журнала «Geo»

http://www.geo.ru/

Фильмы и видеоролики

 

1.

 Тектоника

http://www.youtube.com/watch?v=6gWVh1xEVak

2.

Дрейф континентов

http://www.youtube.com/watch?v=YT9hZmTMfv8&feature=related

3.

Земля. Годовое движение

http://www.youtube.com/watch?v=fEt6k_v1PeU

4.

Климат

http://www.youtube.com/watch?v=RiuacmSbg20

5.

Геологическая история Земли

http://www.youtube.com/watch?v=VB2aXRmEk-A

6.

Политическая карта Европы

http://www.youtube.com/watch?v=zdrcgLqdbnE

7.

Углеводородный человек

http://www.youtube.com/watch?v=uRoVeArevJA

8.

Глобальный передел

http://www.youtube.com/watch?v=x9a5AwbJeNk

Конечно, начатую таблицу можно продолжать до бесконечности, однако есть ли в этом смысл? Подготовка к олимпиаде не должна быть лишена творчества. Пусть эти ссылки станут лишь импульсом для запуска большого механизма по подготовке к олимпиаде с помощью визуализации природных и социальных закономерностей.

 Эпилог или кто определяет наше будущее?

Трудно что-либо предвидеть, а уж особенно будущее

Нильс Бор

Мы живём в неком пространстве различных вариантов. С одной стороны мы сами влияем на своё будущее. С другой, мы все заложники случая. Не мы решаем, когда нам родиться, где родиться и в какой семье родиться. Не мы решаем, болеть нам или нет. Не мы решаем, какой билет попадётся нам на экзамене. В то же время, готовясь к экзамену, мы сами снижаем вероятность наступления события, при котором мы вытянем неудачный билет, или повышаем эту вероятность в том случае если не готовимся. Занимаясь спортом и правильно питаясь, мы снижаем вероятность наступления болезни, а употребляя алкоголь, мы явно повышаем эту вероятность. Важно понимать, что олимпиада это не только состязание, но и своеобразная лотерея. Кто знает, быть может, в ближайшие дни вы  посмотрите фильм, или видеоролик, который сами найдёте на просторах Интернета, и именно в нём будет содержаться ответ на олимпиадный вопрос. Главное помнить, что чем больше роликов, фильмов, книг, журналов, учебников, карт и сайтов вы освоите, тем больше вероятность стать победителем или призёром олимпиады по географии.

p.s.  … не случайно говорят, что миром правит случай

Учитель географии АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион»
П.П. Федоров